В отечественной науке существует два представления о возрасте: физический возраст и психологический возраст. Переходы из одного возраста в другой сопровождаются изменением физических данных и психологических характеристик ребенка, их называют кризисами возрастного развития. Кризис говорит о том, что и в организме и в психологии ребенка происходят изменения, что в развитии возникают некоторые проблемы, которые ребенок не может самостоятельно разрешить. Преодоление кризиса означает переход на более высокую ступень развития, в следующий психологический возраст (Р.С. Немов). Д.Б. Эльконин говорит, что основным механизмом смены возрастных периодов развития является ведущая деятельность. Основные положения периодизации развития Д.Б. Эльконина таковы: процесс детского развития делится на три этапа:
1. Дошкольное детство (от рождения до 6-7 лет);
2. Младший школьный возраст (от 7 до 10-11 лет, с первого по четвертый класс школы);
3. Средний и старший школьный возраст (от 11 до 16-17 лет, с пятого по одиннадцатый класс школы).
Весь период детства по возрастной физической классификации делится на семь периодов:
1. Младенчество (от рождения до одного года жизни);
2. Раннее детство (от 1года до 3-х лет);
3. Младший и средний дошкольный возраст (от 3 до 5 лет);
4. Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет);
5. Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет);
6. Подростковый возраст (от 11 до 13-14 лет);
7. Ранний юношеский возраст (от 13-14 до 16-17 лет).
Каждый этап состоит из двух периодов: межличностное общение как ведущий вид активности, направленный на развитие личности ребенка; предметная деятельность, связанная с интеллектуальным развитием и реализацией операционально-технических возможностей ребенка. Переход от одного этапа развития к другому происходит при несоответствии между уровнем достигнутого личностного развития и операционально-техническими возможностями ребенка. Причина первых кризисов – возникновение противоречий между новыми потребностями ребенка и прежними условиями их удовлетворения, которые его не устраивают. Основной смысл переходного периода заключается в позитивных изменениях личности, центральное новообразование каждого возрастного периода (обобщенный результат психического развития) содержит побудительную силу для дальнейшего развития и становится базой для формирования личности в следующем возрастном периоде. Общие черты кризиса: раздражительность, непослушание, капризы, бунт, конфликт ребенка с окружающими взрослыми, упрямство, негативизм.
Психологическая:
1. перинатальный период;
2.период новорожденности (до 8 недель жизни);
3. грудной период (до 1 года); 4. ползунковый возраст (1-3 года);
5. дошкольный возраст (3-6 лет);
6. школьный возраст (6-11 лет);
7. пубертатный период (11-15 лет);
8. юношеский период (15-20 лет).
Педагогическая:
1. младенчество (1 год жизни);
2. преддошкольный возраст (от 1 года до 3 лет);
3. дошкольный возраст (3-6 лет):
- младший дошкольный возраст (3-4 года);
- средний дошкольный возраст (4-5 лет);
- старший дошкольный возраст (5-6 лет);
4. младший школьный возраст (6-10 лет);
5. средний школьный возраст (10-15 лет);
6. старший школьный возраст (15-18 лет).
Фрейд:-оральная(до1), -анальная(1-3) -фаллическая(2-5) -латенстная(5-11)
Эриксон – ранее младенчество(1) Позднее младенчество(1-3)Ранее детство(3-5) Позднее детство(5-11) Отрочество(11-20) Ранняя взрослость(20-40) Средняя взрослость(40-50) Поздняя взрослость(0т 60)
Практические занятия не предусмотрены
Задания для самостоятельного выполнения
1.Составление блок- схемы возрастной периодизации
2.Составить глоссарий по теме.
3.Проанализировать различные подходы к классификации возрастной периодизации.
Форма контроля самостоятельной работы: Индивидуальная проверка заполнения таблицы, устный опрос.
Вопросы для самоконтроля по теме:
1. Дайте понятие возраста.
2. Раскройте различные подходы возрастной периодизации
Дата: 2019-02-25, просмотров: 266.