Раздел 3 Психология личности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема 3.2 Социализация личности и периодизация её развития

Основные понятия и термины по теме: процесс социализации, понятие социализации, стадии социализации

План изучения темы

1.Понятие социализации.

2. Стадии социализации.

3.Первичная социализация, или стадия адаптации

4. Стадия индивидуализации

5. Стадия интеграции

6. Трудовая стадия

7. Послетрудовая стадия социализации

Краткое изложение теоретических вопросов:

       Социализация личности представляет собой процесс; формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.

Термин "социализация" соответствует концепции, согласно которой человек (ребенок) изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении. В этом случае социальность – процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли. Считается, что такой взгляд на развитие социальности характерен прежде всего для психоанализа.

Понимание процесса усвоения социальных норм, умений, стереотипов, формирования социальных установок и убеждений, обучения принятым в обществе нормам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами как социализация имеет смысл, если изначально индивид понимается как несоциальное существо, и его несоциальность должна в процессе воспитания в обществе не без сопротивления преодолеваться. В иных случаях термин "социализация" применительно к социальному развитию личности избыточен. Понятие "социальность" не подменяет и не заменяет собой известных в педагогике и в педагогической психологии понятий обучения и воспитания.

Выделяют следующие стадии социализации:

1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения "мир и я" характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.

Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, "вписаться" в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:

O сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;

O изменение себя, "стать как все";

O конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.

5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Практические занятия не предусмотрены

Задания для самостоятельного выполнения

1. Проанализировать современные психологические теории личности с точки зрения их оснований.

2. Сравнить стадии развития личности по Э.Эрикону и Л.Кольбергу.

3. Понаблюдав за поведением какого-либо хорошо знакомого человека, установить следующее:

а) некоторые психологические качества и формы поведения, в которых он проявляет себя, как устойчивая личность;

б) некоторые психологические свойства и формы поведения, которые у него неустойчивы;

в) среди устойчивых и неустойчивых качеств, свойств и форм поведения выделите те, которые положительно и отрицательно характеризуют его как личность.

4. Разработать опорные планы-конспекты по темам:

- Развитие самосознания в дошкольном возрасте;

- Развитие воли в дошкольном возрасте;

- Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте;

- Развитие способностей в дошкольном возрасте;

- Нравственное развитие в дошкольном возрасте.

Форма контроля самостоятельной работы: индивидуальная проверка опорных схем, рефератов

Вопросы для самоконтроля по теме:

1.Дайте понятие социализации

2. Раскройте все стадии социализации личности

Дата: 2019-02-25, просмотров: 214.