Тема 2.5. Мышление и речь, воображение
Основные понятия и термины по теме: мышление, анализ, сравнение, абстракция, обобщение, синтез, конкретизация; речь, монологическая, диалогическая,
План изучения темы
1. Мышление и решение задач
2.Основные формы мышления
3. Виды мыслительных операций
4.Взаимосвязь мышления и речи, виды речи
5.Воображение и его основные виды
6. Понятие о воображении, его основных видах и процессах.
7. Физиологические основы процессов воображения.
8. Роль фантазии в игре детей и творчестве взрослых
9. Проблема происхождения речи.
10. Основные виды речи.
11. Речь и язык.
Краткое изложение теоретических вопросов:
Мышление и решение задач. Основные формы мышления. Виды мыслительных операций. Взаимосвязь мышления и речи, виды речи. Воображение и его основные виды. В процессе мыслительной деятельности человек познает окружающий мир с помощью особых умственных операций. Эти операции составляют различные взаимосвязанные, переходящие друг в друга стороны мышления. Основными мыслительными операциями являются анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация и обобщение.
Анализ – это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий и отношений. В элементарной форме анализ выражается в практическом разложении предметов на составные части.
Синтез – это мыслительное объединение частей, свойств, действий в единое целое. Операция синтеза противоположна анализу. В его процессе устанавливаются отношения отдельных предметов или частей к их сложному целому. Анализ и синтез протекают всегда в единстве. Анализируется то, что включает в себя что-то общее, целое. Синтез также предполагает анализ: чтобы объединить какие-то части, элементы в единое целое, эти части и признаки необходимо получить в результате анализа.
Сравнение – это установление сходства или различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками. Практически сравнение наблюдается при прикладывании одного предмета к другому, например одного карандаша к другому.
Абстракция состоит в том, что субъект, вычленяя какие-либо свойства, признаки изучаемого объекта, отвлекается от остальных. В этом процессе признак, отделяемый от объекта, мыслится независимо от других признаков предмета, становится самостоятельным предметом мышления. Абстрагирование обычно осуществляется в процессе анализа. Именно путем абстрагирования были созданы отвлеченные, абстрактные понятия длины, широты, количества, равенства, стоимости.
Конкретизация предполагает возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания. К конкретизации обращаются в том случае, если высказанная мысль оказывается непонятной другим или необходимо показать проявление общего в единичном. Когда нас просят привести пример, то, по сути дела, просьба заключается в конкретизации предшествующих высказываний.
Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам, например выявление сходных признаков, имеющихся в яблоках, грушах и т. п. Простейшие обобщения заключаются в объединении объектов на основе отдельных, случайных признаков. Более сложным является комплексное обобщение, при котором объекты объединены по разным основаниям.
Все указанные операции не могут проявляться изолированно, вне связи друг с другом. На их основе возникают более сложные операции мышления.
Кроме операций, имеются еще и процессы мышления: 1) суждение – это высказывание, содержащее определенную мысль; 2) умозаключение – представляет собой серию логически связанных высказываний, из которых выводится новое знание; 3) определение понятий рассматривается как система суждений о некотором классе предметов (явлений), выделяющая наиболее общие признаки; 4) индукция и дедукция – это способы производства умозаключений, отражающие направленность мысли. Индукция предполагает вывод частного суждения из общего, а дедукция – вывод общего суждения из частного.
Практические занятия
Тема практической работы: «Методика «Числовые ряды», направленная на исследование математического мышления»
Задания для самостоятельного выполнения
1. Составление терминологического словаря и опорной схемы по теме «Мышление»
2. Составление терминологического словаря и опорной схемы по теме «Речь»
3. Составление терминологического словаря и опорной схемы по теме «Воображение»
Форма контроля самостоятельной работы: индивидуальная проверка опорных схем, памятки, кроссворда, проверка тетрадей, устное выступление.
Вопросы для самоконтроля по теме:
Дата: 2019-02-25, просмотров: 259.