Перечень вопросов итоговой аттестации по курсу
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
  1. Предмет и функции философии. Структура философского знания. Взаимосвязь философии и частных наук.
  2. Становление философии: от мифа к логосу. Особенности мифологического сознания. Философия и мировоззрение. Типы мировоззрения.
  3. Этапы и отличительные признаки древнегреческой философии. Школы натурфилософов. Проблема субстанции в античной философии.
  4. Философия Античной Греции: софисты, этический антропологизм Сократа.
  5. Древнегреческая классическая философия: учение об идеях и учение об идеальном государстве Платона; метафизика Аристотеля.
  6. Эллинистический этап развития античной философии – эпикуреизм, стоицизм, скептицизм.
  7. Средневековая религиозно-философская картина мира. Патристика и схоластика: специфика этапов, основные представители, проблемы.
  8. Философия Нового времени. Научная революция ХVII века и формирование механистической картины мира. Учения Г. Галилея и И. Ньютона.
  9. Проблема метода познания в философии Нового времени. Преодоление схоластики. Рационализм Р. Декарта и эмпиризм Ф. Бэкона.
  10. И.Кант о границах и возможностях познания. Этика И.Канта.
  11. Ф. Ницше о сверхчеловеке, смерти бога и переоценке ценностей.
  12. Марксизм об обществе и его развитии. Понятие отчуждения. Понятие коммунизма (коммунистической ступени общественного развития).
  13. Русская философия XIX-XX вв.: специфика, основные представители.
  14. Идеи западничества, славянофильства и евразийства в истории отечественной мысли.
  15. Французский и немецкий экзистенциализм. Проблемы жизни и смерти, смысла бытия человека (К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю).
  16. Бытие как философская категория. Движение и развитие. Пространство и время.
  17. Сознание как философская категория. Основные теории сознания. Сознание и мозг.
  18. Сущностные характеристики сознания. Сознание и самосознание. Бессознательное и его функции.
  19. Язык и мышление.
  20. Проблемы познаваемости мира. Субъект и объект познания. Единство чувственного и рационального, эмпирического и теоретического в познании.
  21. Теории истины (корреспондентная, когерентная, прагматическая). Критерии истины.
  22. Многообразие концепций (определений) человека. Сущность философского понимания человека. Человек как единство природного и социального.
  23. Понятие и природа ценности. Иерархия ценностей. Аномия.
  24. Свобода человека: условия, границы и перспективы.
  25. Понятие справедливости. Справедливость в структуре человеческого бытия.
  26. Смысл жизни как философская категория. Основные смысложизненные концепции.
  27. Философское понимание общества. Общество как целостность особого рода. Структура общества. Важнейшие подсистемы общества.
  28. Традиционное (аграрное) общество и его основные черты.
  29. Индустриальное общество и его характерные особенности. Отчуждение как философская проблема.
  30. Современное постиндустриальное (информационное) общество и его специфика.
  31. Глобальные проблемы современной цивилизации.

 

 


3.5. Описание показателей, критериев и шкалы оценивания компетенций и методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов освоения дисциплины

Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине: «Философия»

Направления/специальность: 40.03.01 Юриспруденция

Код контролируемой компетенции или ее части

Контролируемый раздел дисциплины

Контролируемая тема дисциплины

ФОСы (формы контроля уровня освоения ООП)

Баллы темы

Баллы раздела

Аудиторная работа

Самостоятельная работа

Итоговая аттестация

Опрос

Тест

Коллоквиум

Контр. раб

Раб. на занятии Выполнение ДЗ

Доклад

Выполнение РТР

Выполнение КР/КЦ

ОК-1

 

 

Раздел 1.

Философия: исторические и теоретико-методологические аспекты

Тема 1. Философия, ее предмет, методы и функции 1

 

 

 

1 1

 

 

 

 

3

16

Тема 2. Возникновение философии: миф, логос и проблема множественности философских культур  

 

 

 

1 1

3

 

 

 

5

Тема 3. Философские картины мира: от античности к современной (информационной) эпохе  

 

4

 

1 1

2

 

 

 

8

Раздел 2. Онтология: человек и реальность

Тема 4. Существование и проблема реальности 1

 

 

 

2 1

 

 

 

 

4

16

Тема 5. Природа человека: современные перспективы  

 

1

 

1 1

3

 

 

 

6

Тема 6. Сознание и мозг: современные интерпретации  

3

 

 

2 1

 

 

 

 

6

Раздел 3. Гносеология: познание и язык

Тема 7. Познание, его возможности и границы 1

 

 

 

1 1

4

 

 

 

7

16

Тема 8. Язык и мышление  

4

 

 

1 1

 

 

 

 

6

Тема 9. Образование, наука и техника в современном обществе  

2

 

 

2 1

 

 

 

 

 5

Раздел 4. Аксиология: ценности в жизни человека и общества

Тема 10. Ценности в жизни человека и общества 1

 

 

 

2 1

 

 

 

 

4

16

Тема 11. Свобода человека: условия, границы, перспективы  

 

 

 

1  

3

 

 

 

4

Тема 12. Справедливость в структуре человеческого бытия    

 

1

 

1  

2

 

 

 

4

Тема 13. Смысл жизни человека  

3

 

 

1  

 

 

 

 

4

Раздел 5. Социальная философия: взаимосвязь человека и общества

Тема 14. Общество и его развитие 1

 

 

 

1 1

 

 

 

 

3

12

Тема 15. Современное (постиндустриальное) общество и его профили  

 

 

 

1 1

1

 

 

 

3

Тема 16. Глобализация и ее проблемы  

1

 

 

1 1

1

 

 

 

4

Тема 17. Россия и вызовы современности  

2

 

 

   

 

 

 

 

2

Всего: 100

 

 

   

 

   

 

 

24

 

76
                                           

 

 

Шкала оценок

Баллы БРС Традиционные оценки РФ Оценки ECTS
95-100

5

A
86-94 B
69-85 4 C
61-68

3

D
51-60 E
31-50

2

FX
0-30 F
51 - 100 Зачет Passe

Пояснение оценок:

A Выдающийся ответ
B Очень хороший ответ
C Хороший ответ
D Достаточно удовлетворительный ответ
E Отвечает минимальным требованиям удовлетворительного ответа
FX Оценка 2+(FX) означает, что студент может добрать баллы только до минимального удовлетворительного ответа
F Неудовлетворительный ответ (либо повтор курса в установленном порядке, либо основание для отчисления)

 


[1] Библия. Первая книга Моисеева. Бытие. Глава 1. (26).

[2] http://nevskiy.orthodoxy.ru/Mirrors/www.lib.eparhia-saratov.ru/www.lib.eparhia-saratov.ru/books/21h/horuzhy/ascetic/2.html – Хоружий С.С. Антропология православия.

[3] См. Гвардини Р. Конец нового времени (см. список обязательной литературы).

[4] Декарт Р. Начала философии. Избранные произведения. М., 1950. С. 428.

[5] Рассел Б. Человеческое познание, его сфера и границы. Киев, 1997. С. 190.

[6] Там же. С.192–194.

[7] Аристотель. Политика. Соч. в 4 т. Т. 4. М., 1984. 1253а.

[8] Кассирер Э. Что такое человек. Проблема человека в западной философии. М., 1988. С. 6.

[9] Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // Сочинения в 6 т. Т. 6. М., 1966. С. 7.

[10] Лейбниц Г. Монадология // Сочинения в 4 т. Т. 1. М., 1982. С. 418.

[11] Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 486.

[12] Бердяев Н. Человек и машина // Вопросы философии. 1989, № 2. С. 161.

[13] Возможные ответы на вопрос о происхождении сознания соотносимы с вышеозначенными позициями. Их два: религиозная концепция и теория естественного происхождения сознания.

 

[14] Арбитр изящного, законодатель общественных вкусов (лат.)… // Шестов Л. Соч. в 2-х т. Т. 2. Примечания к т. 1 А.В. Ахутина и Э. Паткош. С. 439.

[15] Шестов Л. Potestas clavium (Власть ключей) // Шестов Л. Соч. в 2-х т. Т. 1. С. 142.

[16] Все примеры взяты из: Ларина Т.В. Категория вежливости в английской и русской коммуникативных культурах. М., 2003. С. 37.

[17] Вайль П., Генис А. Страна слов // Новый мир. 1991, № 4. С. 250–251.

[18] Дракер П.Ф. Новые реальности в правительстве и политике, в экономике и бизнесе, в обществе и мировоззрении. М., 1994. C. 362.

[19] Пример взят из книги: Реале Дж., Антисери Д. Западная философия. От истоков до наших дней. Т. 3. М., 1996. С. 51.

[20] Дракер П. Посткапиталистическое общество // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М., 1999. С. 95.

[21] Ленк Х. «Техника» // Глобалистика. Энциклопедия. М., 2003. С. 988.

[22] Там же.

[23] Тоффлер Э. Шок будущего. М., 2003. С. 451.

[24] Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.; СПб., 1998. С. 126.

[25] Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. С. 124.

[26] Эрн В. Социализм и проблема свободы // Соч. М., 1991. С. 157.

[27] Кн. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. М., 1997. С. 208.

[28] Франк С.Л. Смысл жизни. // Духовные основы общества. М., 1992. С. 196.

[29] Sapere aude - решись быть мудрым (лат.)

[30] Кант И. Ответ на вопрос: что такое Просвещение. Сочинения в 6 т. Т. 6. М., 1966. С. 27.

[31] Гегель Г. Философия истории. Введение. М.; Л., 1935. С. 39.

[32] Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. С. 222.

[33] Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека // Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995. С. 6.

[34] Гегель Г. Философия истории. Введение. М.; Л., 1935. С. 26.

[35] Вебер М. Политика как призвание и профессия // Избранные произведения. М., 1990. С. 646.

[36] Делиберативный - от анг. - неторопливо, осмотрительно, ответственно обдуманный шаг, поступок и пр.

[37] Гегель Г. Философия истории. Введение. М.; Л., 1935, С. 19.

[38] «Сократ: Значит, и во всем остальном дело обстоит таким же образом: сведущий человек способен делать то, что должно, надлежащим образом и в надлежащее время, а несведущий − нет? Друг: Да, так» // «О справедливости» (Платон. Диалоги. М., 1986. С. 364).

[39] «Сократ: Вопреки мнению большинства, нельзя и отвечать несправедливостью на несправедливость, раз уж ни в коем случае нельзя поступать несправедливо» // Платон. Сочинения. М., 1968. Т. 1. С. 123.

[40] «Справедливость состоит в том, чтобы каждый имел своё и исполнял своё» // Платон. Сочинения. М., 1994. Т. 3. С. 206.

[41] «Справедливость и справедливое состоят в равенстве обязательств. …Если справедливое - это равное, то пропорционально равное также будет справедливым» // Аристотель. Сочинения. Т. 4. М., 1983. С. 325.

[42] Там же. С. 327. 

[43] Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995. С. 267.

[44] Все эти модели, кроме первой, присутствуют в анализе Джона Ролза. Почему он игнорирует существование первой модели - силовой - не совсем понятно. Может быть потому, что считает ее слишком примитивной.

[45] Платон. Сочинения. М., 1994. Т. 3. С. 93. На следующей странице это тезис Фразимаха звучит несколько иначе: «Во всех государствах справедливостью считается одно и то же, а именно то, что пригодно существующей власти».

[46] Мур Дж. Принципы этики. М., 1984.

[47] Там же. С. 40.

[48] «Интуитивизм утверждает, что в наших суждениях о социальной справедливости мы должны рано или поздно прийти к множественности первых принципов, в отношении которых мы можем только сказать, что их правильно балансировать так, а не иначе» // Ролз Дж. Там же. С. 47.

[49] Бентам И. Введение в основание нравственности и законодательства. М., 1998. С. 10.

[50] Аристотель. Политика. Соч. в 4 т. Т. 4. М., 1984. 1253 а 25.

[51] Соловьев В.С. Смысл любви // Соч.: В 2 т. Т. 2. М.,1990. С. 545–546.

[52] Гегель Г. Афоризмы. Работы разных лет. Т. 2. М., 1971. С. 532.

[53] Августин Аврелий. Исповедь. М., 1991. С. 53.

[54] Библия. Книга Екклесиаста. Глава 1. (4.5).

[55] Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 12. С. 3.

[56] Панарин А.С. Политология. О мире политики на Востоке и на Западе. М., 1999. С. 198.

[57] Соловьев В.С. Три силы // Философская публицистика. Т. 1. М., 1989. С. 28.

[58] Масуда Й. Компьютоутопия // Философская и социологическая мысль. 1993, № 6. С. 37.

[59] Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999. С. 633.

[60] Там же.

[61] Там же. С. 634.

[62] Тоффлер Э. Футуршок. СПб., 1997. С. 32.

[63] Белл Д. Цит. соч. С. 641.

[64] Там же.

[65] Там же. С. 380.

[66] Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, культура, общество. М., 2000. С. 174.

[67] Там же.

[68] Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999. С. 68.

[69] Как известно, Билл Гейтс, ныне владелец крупнейшей корпорации «Микрософт», начинал свою карьеру как обыкновенный программист.

[70] Новая постиндустриальная волна на Западе. М., 1999. С. 385.

[71] Валлерстайн Й. Политические дилеммы на рубеже тысячелетий (из выступлений участников юбилейной конференции ИСПРАН) // Полис. 1996, № 4. С. 180.

[72] Белл Д. Указ. соч. С. 573.

[73] Там же. С. 573-583, 601-609.

[74] Кан Г., Браун У., Мартин Л. Следующие 200 лет // США - ЭПИ. 1995, № 6. С. 99.

[75] Белл Д. Указ. соч. С. 502–503.

[76] Там же. С. 481.

[77] Гегель Г. Философия истории. М.; Л., 1935. С. 9.

[78] Соловьев В.С. Русская идея // Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1989. С. 220.

[79] Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 1998. С. 13.

[80] См.: Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. СПб., 2002. С. 50.

[81] когнитивный - от англ. - познавательный.

[82] Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2 т. Т. 2. М., 1992. С. 148.

[83] Федотов Г.П. Свобода и Россия. В 2 т. Т. 2. СПб., 1992. С. 290.

[84] Вебер М. Наука как призвание и профессия // Избранные произведения. М., 1990. С. 714.









Дата: 2019-02-25, просмотров: 244.