Однако было бы неверно полагать, что глобализационные процессы, идущие по всему миру, лишены критики и не имеют осложнений. Сегодняшнее время дает тому немало примеров. Их истоки обнаруживаются в темпоральной (временной) «многомерности» современного мира. Нынешняя история человечества представляет собой развернутую в пространстве чуть ли не всю историю человечества от первобытнообщинного строя (например, австралийские аборигены) до постиндустриального общества (развитые страны Запада и Востока). Выходит, что современность общества не есть автоматически и современность каждого отдельного индивида в нем живущего.
Опираясь на расчеты американского социолога Алвина Тоффлера можно представить себе такую картину: 70% населения Земли живет в прошлом (разном прошлом), 25% населения – в настоящем (в современности), 3% населения – в будущем, а остальные – маргиналы, выпадающие из всякого времени. Ситуация, которую переживает современный мир, есть не «распадение» времен, а их нагромождение. О чем это говорит? О том, что в соответствии с накопленным потенциалом в глобализирующемся мире одни «равнее, чем другие», и растущая взаимозависимость носит асимметричный характер. Большие перепады потенциалов между отдельными участниками глобализационных процессов можно считать одним из источником повышенной конфликтогенности. Неравенство стартовых возможностей, предопределяющее распределение ролей, закладывает семена конфликтов будущего между выигравшими и проигравшими от глобализации – фаворитами и аутсайдерами, маргиналами.
Основная критика глобализации обусловлена тяжестью расплаты за нее. Рекультуризация народов, не желающих отказываться от своего прошлого (тянущих историю назад в традиционализм), но одновременно видящих губительность отставания от первого эшелона стран мира, чрезвычайно мучительна. Экономические, социальные и многие другие проблемы, связанные с повсеместным влиянием глобализма, привели к возникновению и распространению антиглобализма. В движении антиглобалистов представлены различные течения: и те, которые оспаривают глобализацию как таковую, не имея конструктивной альтернативы, и те, которые видят свою цель в поисках альтернативной модели глобализации. Альтерглобалисты выступают не против прогресса и глобализации, а за иную глобализацию, интегрирующую «снизу», симметричную, исходящую из интереса аутсайдера, маргинала, которая предполагала бы равноправный диалог всех ее участников. Но пока это только проекты, слова. Реализуется ли эта модель или нет, покажет время. На сегодняшний день можно с уверенностью утверждать, что альтернативы глобализации нет, но есть альтернативы (варианты) в рамках глобализации. Глобализацию отменить нельзя, но возможно, более того, нужно выбрать свой путь вхождения в нее. Мы имеем все основания полагать, что происходящие на наших глазах процессы как бы повторяют на новом витке эпоху «Осевого времени», обозначившую начало собственно цивилизованного бытия. Однако это не возврат назад, в архаику безраздельного господства безличного, анонимного существования «доосевой» культуры, а скорее реакция мирового сообщества на кризис созданной им цивилизации, попытки восстановить авторитет и витальную силу идеи коллективной ответственности человека и человечества за сохранение целостности и единства мира.
ТЕМА 17. РОССИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ ИСТОРИИ
1. Природно-географические и демографические особенности России
2. Различные подходы к определению перспектив общественного развития
3. Россия перед вызовами современности
· Вызов демократии
· Технологический вызов
· Экологический вызов
· Культурный вызов
Дата: 2019-02-25, просмотров: 233.