1. Объясните «странный» смысл определения человека, данного Платоном.
2. Почему с развитием общества определения человека усложняются и диверсифицируются?
3. Что означают безусловные признаки человека?
4. Какие факторы влияют на изменение форм человеческого поведения в обществе?
5. В каких границах, по Вашему мнению, может быть изменена человеческая природа?
Семинар 6. Сознание и мозг: современные интерпретации (2 час.)
1. Что можно сказать о природе сознания и его функциях?
2. Как связаны между собой сознание и мозг? В чем заключается проблема соотношения сознания и мозга? Какие позиции существуют по этому вопросу?
3. Каковы специфические признаки сознания?
4. В чем выражается идеальность сознания?
5. Что такое интенциональность?
6. Каково значение (функции) самосознания? Что оно включает в себя?
7. Что собой представляет и как проявляется бессознательное человека? Каковы функции бессознательного? Существует ли связь между бессознательным и творческим самовыражением человека?
8. В чем, по Вашему мнению, проявляется творческая активность сознания?
Семинар 7. Познание, его возможности и границы (2 час.)
1. Как соотносятся между собой чувственное и рациональное познание?
2. Как интерпретируется рациональное познание в рамках эмпиризма и рационализма?
3. Почему объективность познания является проблематичной в рамках науки?
4. В чем сходство и отличие социальных прогнозов и естественнонаучных?
Семинар 8. Язык и мышление (2 час.)
1. В чем конкретно проявляется знаковость языка?
2. Чем отличаются естественные языки от искусственных?
3. Что отличает речь от языка?
4. Есть ли язык у животных?
5. Членораздельность человеческой речи – что это такое?
6. Как связаны между собой язык и мышление, слово и понятие?
7. Способен ли язык не только оформлять, но и формировать мысль?
8. В чем суть гипотезы лингвистической относительности?
9. Как выглядит взаимосвязь языковой и когнитивной (научно-познавательной) картин мира?
10. Раскройте на конкретном примере языковые кристаллизации (национальной, родной) культуры.
Семинар 9. Образование, наука и техника в современном обществе (2 час.)
1. Что такое знание и каковы его функции?
2. Как изменяются социальные функции науки на протяжении истории?
3. Как связаны между собой наука, техника и образование в современном мире?
4. В чем отличие образования в современном обществе от образования в традиционном обществе?
5. В чем отличие коммуникативной рациональности от инструментальной рациональности?
Семинар 10. Свобода человека: условия, границы, перспективы (2 час.)
1. Обоснуйте связь свободы и случайности.
2. Дайте характеристику христианскому пониманию свободы.
3. Чем обусловлены границы человеческой свободы?
4. Расширяет ли современная цивилизация границы человеческой свободы?
Семинар 11. Справедливость в структуре человеческого бытия (2 час.)
1. Какие существуют две основные линии в решении проблемы справедливости?
2. Какие два исходных принципа предлагает Джон Ролз в своей теории справедливости?
3. Какие существуют основные модели справедливости?
4. В чем заключаются особенности «силовой» модели справедливости?
Семинар 12. Смысл жизни человека (2 час.)
1. Как проявляется абсурдность нашей жизни? В чем Вы видите причины абсурда?
2. Что позволяет Э. Кассиреру называть человека «animal simbolicum»?
3. Каким образом смысл помогает образовывать порядок из хаоса?
4. В чем заключаются основные противоречия между индивидуализмом и коллективизмом? Каковы их сильные и слабые места?
5. В чем расходятся между собой прагматизм и идеализм? Что, на Ваш взгляд, достойно критики в каждом из этих учений?
6. Как влияет на поиск смысла жизни выбор между человеческим и трансцендентным?
7. Чем бы Вы могли объяснить многообразие возможных моделей смысла жизни? Каковы могут быть критерии оценки того или иного смысла жизни?
8. Опишите свое понимание смыла жизни, используя пары противоположностей индивидуальное–коллективное, прагматическое–идеалистическое, человеческое–трансцендентное.
Семинар 13. Современное (постиндустриальное) общество и его профили (2 час.)
1. Чем современное общество отличается от традиционного общества и общества модерна?
2. Что такое сетевое общество?
3. В чем заключаются главные особенности современного общества?
4. Как протекают политические трансформации в современную эпоху?
Семинар 14. Глобализация и ее проблемы (2 час.)
1. Какова специфика современной ситуации?
2. В чем состоит существенное отличие модернизации от глобализации?
3. Каковы основные характеристики взаимодействия «человек-человек»?
4. Раскройте основные черты «мегаобщества».
5. Перечислите основные «издержки» глобальных процессов, и в чем состоит критика противников глобализации?
Семинар 15. Россия и вызовы современности (4 час.)
1. Какие природно-географические и демографические факторы оказывают особое влияние на развитие российского общества?
2. Какие подходы к определению перспектив общественного развития Вам представляются наиболее убедительными? Обоснуйте свое мнение.
3. Какие социальные и культурные факторы оказывают тормозящее влияние на развитие в российском обществе современных форм демократического управления?
4. При каких условиях российское общество может адекватно ответить на технологический вызов современности?
2.5. Задания для самостоятельной работы по темам
Раздел I. Философия: исторические и теоретико-методологические аспекты
ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ, МЕТОД, ФУНКЦИИ
Ортега-и-Гассет. Что такое философия? (текст из хрестоматии)
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ:МИФ, ЛОГОС И ПРОБЛЕМА МНОЖЕСТВЕННОСТИ ФИЛОСОФСКИХ КУЛЬТУР
Мамардашвили М. Появление философии на фоне мифа (текст из хрестоматии)
ФИЛОСОФСКИЕ КАРТИНЫ МИРА: ОТ АНТИЧНОСТИ К СОВРЕМЕННОЙ (ИНФОРМАЦИОННОЙ) ЭПОХЕ
Гвардини Р. Конец нового времени // http://lib.uni-dubna.ru/search/files/phil_gvardini_kon/~phil_gvardini_kon.htm
Раздел II. Онтология: человек и реальность
ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА: СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
Ортега-и-Гассет Х. [Что значит быть человеком?]
Лакс Дж. О плюрализме человеческой природы
(тексты из хрестоматии)
Раздел III. Гносеология: познание и язык
ПОЗНАНИЕ, ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ И ГРАНИЦЫ
Рассел Б. Факт, вера, истина и познание
Поппер К. Истина, рациональность и рост научного знания
Полани М. Личностное знание
Сноу Ч. Две культуры и научная революция
(тексты из хрестоматии)
Язык и мышление
Хайдеггер М. Путь к языку (текст из хрестоматии)
ОБРАЗОВАНИЕ, НАУКА И ТЕХНИКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Шрейдер Ю. Наука - источник знаний и суеверий
Лукасевич Ян. О науке
Ясперс К. [Современная техника]
Мэмфорд Л. Техника и природа человека
(тексты из хрестоматии)
Раздел IV. Аксиология
ЦЕННОСТИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
Ницше Ф. Воля к власти. М., 1994. Кн. 2, часть 2 (Критика морали), гл. 1 (Происхождение моральных оценок), гл. 6 (Заключительные замечания к критике морали); кн. 3 (принцип новой оценки), часть 2 (Воля к власти в природе), гл. 3 (Теория воли к власти и ценностей) (тексты из хрестоматии)
СВОБОДА ЧЕЛОВЕКА: УСЛОВИЯ, ГРАНИЦЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
Губин В.Д. Философия. Элементарный курс. Раздел 1. Глава 2. М., 2001. С. 51-110.
Геллнер Э. Условия свободы (текст из хрестоматии)
СПРАВЕДЛИВОСТЬ В СТРУКТУРЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ
Ролз Дж. Теория справедливости (текст из хрестоматии)
СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об Абсурде (текст из хрестоматии)
Франк С. Смысл жизни // Духовные основы общества (текст из хрестоматии)
Раздел V. Социальная философия: взаимосвязь человека и общества
ОБЩЕСТВО И ЕГО РАЗВИТИЕ
Ортега-и-Гассет Х. [Социальное, или Как обнаружить общество]
(текст из хрестоматии)
СОВРЕМЕННОЕ (ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ) ОБЩЕСТВО И ЕГО ПРОФИЛИ
Хантингтон С. Столкновение цивилизаций и переустройство мирового порядка (текст из хрестоматии)
Кастельс М. Становление общества сетевых структур
(текст из хрестоматии)
Тоффлер Э. Третья волна
(текст из хрестоматии)
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ЕЕ ПРОБЛЕМЫ
Бек У. Что такое глобализация?
(текст из хрестоматии)
Бохеньский Ю. Духовная ситуация времени
(текст из хрестоматии)
Россия и современные вызовы истории
Панарин А.С. Россия в цивилизационном процессе (текст из хрестоматии)
Раздел III . Контроль знаний и компетенций студента
Дата: 2019-02-25, просмотров: 232.