Отличительные признаки политических движений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

– стремятся не к достижению власти, а к воздействию на власть в нужном для них направлении.

– имеют добровольное членство либо вообще не имеют четких, формальных процедур, связанных с членством:

– в большей степени приближены к обыденной жизни людей, чем политические партии;

– более широкая, аморфная, пестрая социальная база, чем у политической партии;

– не имеют строгой иерархии.

– ориентируются на выражение частных интересов той или иной группы людей.

 

 

Интернет-ресурсы: https://www.youtube.com/watch?v=BC_UOLv-IC4&list=PL1vJNklcCwX1a5V8oU8XfJUquc7JSw9ud&index=9

 

20. Политическая идеология и ее структура

 

Одной из форм политического сознания является политическая идеология, под которой понимается определяемая политическими интересами совокупность взглядов той или иной социальной группы на политическое устройство общества.

Политическая идеология выполняет в обществе ряд функций:

 

 

Классические политические идеологии формируются в XVIII в. Мыслители эпохи Просвещения стремились к созданию разумного общественного устройства, что требовало от них четко сформулированных идеи.

 

 

На основе политической философии английских рационалистов Д. Локка, Т. Гоббса, экономической доктрины А. Смита формируется учение либерализма (от лат. Liberalis свободный). Базовыми принципами этой идеологии являются свобода личности, неограниченность гражданских и политических прав человека, его личная ответственность за собственное благополучие. Условием реализации этих принципов выступает ограничение государственного вмешательства в общественную и частную жизнь. Государству отводится роль «ночного сторожа», охраняющего общественный порядок и защищающего страну от внешней угрозы. Экономические постулаты либерализма сводятся к требованию простора частной инициативы, свободы предпринимательства, неприкосновенности частной собственности (лозунг laissez faire «не мешайте действовать»). Свободный рынок и свободная конкуренция являются для либерализма условием экономического прогресса и эффективности. В социальной сфере либералы требовали обеспечения равенства всех людей перед законом (равенство возможностей). Политическая доктрина либерализма базируется на идеях незыблемости политических прав и свобод человека, реального обеспечения идеологического и политического плюрализма, терпимости к инакомыслию, разделения властей. Идеалом общественно‑политического устройства для либералов выступает правовое государство. Духовная жизнь общества должна, согласно либеральной доктрине, основываться на принципах свободы взглядов и убеждений, освобождения индивидов от подчинения церкви, праве личности самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности.

Классический либерализм XIX столетия проделал определенную эволюцию и сформулировал ряд новых идей и принципов, составляющих содержание неолиберализма. Неолиберализм несколько иначе понимает экономическую и социальную роль государства, включая в число его функций защиту свободы предпринимательства, рынка, конкуренции от угрозы монополизма, разработку общей стратегии экономического развития, социальную защиту малообеспеченных групп и слоев населения.

Рассмотренные выше принципы либерализма лежат в основе организации жизни большинства западных стран.

Второй классической политической идеологией считается консерватизм (от лат. conservare сохранять). Его базовые постулаты были сформулированы англичанином Э. Верком и французами Ж. де Местром и Л. Бональдом как реакция на результаты Великой французской революции. Консерватизм отстаивает сложившиеся формы общественной жизни, традиционные духовные ценности, отрицает не только революционные изменения, но с известным недоверием относится и к реформистским попыткам переустройства общества. Консерваторы не верят в неограниченные возможности человеческого разума и не испытывают оптимизма относительно общественного прогресса. Неприемлема для консерватизма и идея социального равенства. Важнейшей ценностью для консерваторов является противостоящий хаосу порядок, в поддержании которого огромную роль играет государство. Свобода не имеет абсолютного характера и тесно связана с ответственностью личности. Для консерваторов интересы государства, общества, социальной группы неизмеримо выше интересов отдельной личности. Абсолютными ценностями для консерваторов выступают семья, религия, социальная стабильность.

В последние десятилетия XX в. наметилась тенденция сближения классического консерватизма с либерализмом, оформившаяся в неоконсерватизм. В его рамках приверженность рыночной экономике, уважение к свободе отдельного индивида сочетаются с защитой порядка, законности, семьи, религии, нравственных основ общественного устройства. Ответственность за сохранение человеческого начала возлагается на самого индивида. Эта позиция не только поддерживает жизнестойкость и инициативу в отдельном человеке, но и снимает с государства социальные нагрузки. Государство должно лишь обеспечить необходимые индивиду жизненные условия Социально ответственная личность и политически стабильное государство — идеал неоконсерватизма.

Третья политическая идеология – социализм (от лат. socialis общественный) окончательное оформление получила также в XIX в., хотя отдельные ее идеи известны с древнейших времен. Теоретическое обоснование социализма в середине XIX в. дали К. Маркс и Ф. Энгельс. Все социалистические концепции исходят из того, что на смену индивидуализму должна прийти совместная деятельность людей, основанная на общности интересов. Смысловым стержнем социалистической идеологии служит идея равенства и социальной справедливости. Гарантией и условием ее реализации является ликвидация частной собственности, передача всех средств производства в общенародную собственность. Результатом этого станет ликвидация социального неравенства и эксплуатации человека человеком, создание условий для гармоничного развития личности.

 

Интернет-ресурсы: https://www.youtube.com/watch?v=cRKu0M0QiUQ

 

 

21. Политическая культура и ее типы

 

Политическая культураэто передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных групп.

На складывание политической культуры того или иного общества оказывают влияние различные факторы. Как показывает исторический опыт, на уровень политической культуры оказывают влияние социально‑экономические факторы: экономическая стабильность, степень экономической свободы, удельный вес среднего класса в социальной структуре и т. п. В формировании политической культуры общества принимают участие государство, политические партии, общественные движения, церковь, средства массовой информации, семья.

 

 

Важнейшими функциями политической культуры являются:

– познавательная функция – формирование у граждан необходимых для участия в политической жизни страны знаний, взглядов, убеждений;

– интегративная функция – достижение на базе общепринятых политико‑культурных ценностей общественного согласия в рамках существующей политической системы;

– коммуникативная функция – установление различного рода связей между участниками политического процесса на основе общих для них ценностей, а также передача политического опыта от поколения к поколению;

– нормативно‑регулятивная функция – формирование и закрепление в общественном сознании необходимых политических установок, мотивов и норм поведения;

– воспитательная функция – формирование политических качеств, политическая социализация личности.

В современной политологии принята типологизация политической культуры, предложенная американскими учеными С. Вербой и Г. Алмондом, эти политологи выделили три «чистых» типа политической культуры.

1. Патриархальная политическая культура характеризуется полным отсутствием у членов сообщества интереса к политическим институтам, глобальным политическим процессам. Носители этого типа политической культуры ориентированы на местные проблемы, безразличны к политике, установкам и нормам центральных властей. Данный тип политической культуры характерен для развивающихся стран Африки и Азии.

2. Подданническая политическая культура отличается ориентацией субъектов на политическую систему, деятельность центральных властей. Носители подданнической культуры имеют собственное представление о политике, но не принимают активного участия в ней, ожидая от власти либо благ, либо приказа.

3. Гражданская политическая культура (или политическая культура участия) присуща современным развитым демократическим государствам. Носители данной культуры не только ориентированы на политическую систему, но и стремятся быть активными участниками политического процесса. Они подчиняются велениям власти, но при этом воздействуют на принятие решений государственными органами.

 

 

В реальности редко можно встретить «чистый» тип политической культуры. Политическая культура общества не может быть абсолютно однородной. Наряду с общей политической культурой могут складываться и так называемые субкультуры, которые выражают особенности политической культуры отдельных слоев населения. Складывание этих субкультур может объясняться региональными, этническими, религиозными, возрастными и иными факторами. В странах с нестабильной политической ситуацией особое значение для формирования субкультур приобретают возрастные отличия: различные поколения являются носителями разных, а порой и противоположных систем политических ценностей.

 

 

Успешное и устойчивое функционирование политической системы общества требует постоянного усвоения новыми поколениями граждан политического опыта, накопленного обществом и выраженного в культурных традициях. Процесс усвоения личностью социально‑политических знаний, норм, ценностей и навыков деятельности, предпочтительных для существующей политической системы, называют политической социализацией. Она обеспечивает передачу политических знаний, накопление политического опыта, формирование традиций политической жизни, а также развитие и совершенствование политической культуры. В процессе политической социализации личности выделяют несколько этапов:

1‑й этап – детство и ранние юношеские годы, когда ребенок формирует свои первоначальные политические взгляды и усваивает образцы политического поведения;

2‑й этап – период обучения в старших классах школы и вузе, когда формируется информационная сторона мировоззрения, одна из существующих систем политических норм и ценностей трансформируется во внутренний мир личности;

3‑й этап – начало активной социальной деятельности индивида, включение его в работу государственных органов и общественных организаций, когда происходит превращение человека в гражданина становление полноценного субъекта политической жизни;

4‑й этап – вся последующая жизнь человека, когда он постоянно совершенствует и развивает свою политическую культуру.

Понятие политической культуры имеет отношение прежде всего к личности, поскольку только отдельная личность является подлинным ее носителем.

Политическая культура существует помимо воли индивида. Рождаясь, человек обнаруживает уже готовую политическую культуру, которую ему приходится усваивать.

Субъекты формирования политической культуры общества : государство; церковь; семья; средства массовой информации; политические партии, общественные организации, неформальные группы; армия; образовательные учреждения.

 

Интернет-ресурсы: https://www.youtube.com/watch?v=XNAn8H045vE

 

22. Федеративное устройство России

 

В области государственно-территориального устройства Россия является федеративным государством.

 

 

Основы конституционного строя включают принципы федерализма, определяющие государственно-территориальное устройство Российской Федерации.

 

 

Данные принципы, обеспечивая целостность и неделимость Российского государства, верховенство федерального права, предоставляют значительные права субъектам РФ в области организации власти, экономики, культуры и в социальной сфере.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов – один из принципов федеративного устройства России.

 

 

Конституция РФ допускает возможность принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта. Это делается в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 415.