– Политическая деятельность разворачивается в рамках общества, т. е. затрагивает огромное количество людей. Вследствие этого политический лидер практически не может воздействовать на людей непосредственно. Его воздействие осуществляется при помощи СМИ, пропаганды, доверенных лиц.
– В силу власти, которой обладает лидер, и необходимости воздействия на большое количество людей он всегда имеет помощников: аналитиков, экспертов, имиджмейкеров, спичрайтеров (авторов речей), которые помогают ему выстроить тот образ, который предлагается массе.
– Лидер заинтересован в том, чтобы его поддерживало как можно большее количество людей, а потому он стремится расположить к себе разные социальные группы.
В процессе деятельности политические лидеры выполняют социально значимые функции.
Проявления политического лидерства достаточно разнообразны. Выделяют следующие типы политического лидерства:
Типы политических лидеров делят:
1. по типы легитимности – традиционные, легальные, харизматические;
2. по модели поведения – агитационный (воздействует словом), организационный (действует через кадры), теоретический (воздействует силой интеллекта);
3. по воздействию на общество – консервативный (стремиться сохранить общество в существующем виде), реформаторский (стремиться изменить общество), революционный (призывает к коренным изменениям общества)
4. по характеру деятельности – универсальный (постоянно проявляет свои качества), ситуационный (действует в определенных условиях);
5. по методам – демократический (учитывает интересы других), авторитарный (единоличное воздействие), невмешивающийся (уходит от решения);
6. по масштабу – общенациональный, определенного класса или группы
Интернет-ресурсы: https://www.youtube.com/watch?v=TQ2hAxYGwXg&list=PL1vJNklcCwX1a5V8oU8XfJUquc7JSw9ud&index=13
17. Средства массовой информации
В обществе важную роль играет массовая коммуникация. Коммуникация – информационный обмен.
Основе средство массовой коммуникации – СМИ, средства массовой информации – организации, основными целями деятельности которых являются сбор, обработка и передачи информации с помощью технических средств.
Особенности СМИ: обращённость к массовой аудитории, общедоступность, неограниченный круг потребителей, непостоянный состав аудитории, быстрый обмен информацией.
При этом они могут решать пропагандистские, идеологические, агитационные, воспитательные задачи.
К СМИ относятся:
– печатные издания (пресса): газеты, журналы
– электронные СМИ: радио, телевидение, интернет
Функции СМИ:
– информационная – предоставление массовому читателю, зрителю, слушателю актуальной информации
– регулирующая – воздействие на массовую аудиторию (установление контактов, достижение контроля над массовым сознанием)
– формирование общественного мнения
– осуществление общественного контроля за действиями властей.
– мобилизационная – воздействие на общество с целью совместного решения важных проблем.
– выражают общественное мнение
– социализирующая – формирование нравственных основ личности
Теории развития СМИ:
Название теории | Основная сущность |
Авторитарная | Контролировать деятельность СМИ должно государство |
Либеральная | Контролировать деятельность СМИ должен только собственник |
Социальная | Контролировать деятельность СМИ должно общество |
Влияние СМИ на общество может быть позитивным и негативным.
Позитивное влияние:
– возможность мобилизации общества на решение важных проблем.
– большое воспитательное значение, формирование нравственности людей.
– удовлетворение вкусов различной аудитории.
Негативное влияние:
– искажение информации, политическая направленность её в интересах определённых кругов общества. Власть фильтрует информацию, подавая в нужном для себя ключе.
– сталкивание различных интересов. Появилось даже понятие «посредническая среда», то есть СМИ используются для поддержки определённого кандидата, его программы.
– отвлечение общества от насущных проблем путём выпуска передач, программ развлекательного характера, различных шоу.
В современной России существуют как государственные, так и коммерческие, частные СМИ, независимые СМИ.
Наличие государственных СМИ – обязательно, без этого государство не сможет конструктивно выполнять такую свою функцию, как своевременное оповещение общества о принятии новых законодательных актов.
Основные законы РФ, регулирующие деятельность СМИ:
– Конституция РФ (ст. 29 и др.).
– «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г.
Взаимодействие СМИ и государства в РФ:
– государство создает нормативно-правовую базу деятельности СМИ, определяет правовое положение каждой из их разновидностей;
– государство может иметь свои собственные, государственные СМИ, которые в обществе, основанном на принципе политического плюрализма, функционируют наряду с другими, негосударственными СМИ;
– государство не вмешивается в конкретную деятельность независимых СМИ;
– государство в целях защиты информационных прав граждан, интересов государства и разрешения конфликтов между различными СМИ может создавать специальные органы. В Российской Федерации таким органом является Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации.
Таким образом, в постиндустриальном обществе, которое ещё называют информационным, роль СМИ огромна. И по тому, насколько они свободны, честны, правдивы, можно судить и об уровне демократии в стране. Не случайно СМИ часто называют «четвёртой властью» в обществе.
Интернет-ресурсы: https://www.youtube.com/watch?v=5RJu33Q0ZWA
18. Гражданское общество и правовое государство
Идея гражданского общества появилась в новое время, в противовес всевластию государства. Концепцию гражданского общества в наиболее полном виде разработал немецкий философ Г. Ф. В. Гегель.
В современной политической науке утвердилось следующее определение: гражданское общество – это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций, и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.
Важнейшей основой гражданского общества является самостоятельный и полноправный гражданин.
Для функционирования гражданского общества необходимо наличие предпосылок: экономических (частная собственность, многоукладная экономика, свободный рынок и конкуренция), социальных (большой удельный вес в обществе среднего класса), политико‑правовых (юридическое равенство граждан, полное обеспечение прав и свобод человека и их защита, децентрализация власти и политический плюрализм), культурных (обеспечение права человека на информацию, высокий образовательный уровень населения, свобода совести).
Гражданское общество функционирует на нескольких уровнях: производственном, социокультурном и политико‑культурном. На первом уровне граждане создают ассоциации или организации (частные, акционерные предприятия, профессиональные объединения) для удовлетворения своих базовых потребностей в пище, одежде, жилье; на втором – для удовлетворения потребностей в духовном совершенствовании, знаниях, информации, общении и вере создают такие общественные институты, как семья, церковь, средства массовой информации, творческие союзы; третий уровень составляют политико‑культурные отношения, в которых реализуются потребности граждан в политической деятельности. Для этого они создают партии и политические движения, являющиеся элементами политической системы общества.
К концу XX в. человечество приблизилось к реальному воплощению выработанной веками идеи правового государства.
Кант, основываясь на прогрессивных идеях своих предшественников о политико‑правовом устройстве общества, создал целостное учение о правовом государстве.
Современная юридическая наука называет правовым такое государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границах, обеспечивая правовую защищенность своих граждан.
Правовое государство характеризуют следующие признаки:
1. Верховенство закона, «связанность» государства законом – все государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона.
2. Соблюдение и охрана прав и свобод человека – государство должно не только провозгласить приверженность этому принципу, но и закрепить фундаментальные права человека в своих законах, гарантировать их и реально защищать на практике.
3. Последовательно проведенный принцип разделения властей, создание системы «сдержек и противовесов», взаимоограничение и взаимный контроль всех ветвей власти.
4. Взаимная ответственность государства и гражданина – за нарушение закона должна обязательно последовать предусмотренная законом мера ответственности, невзирая при этом на личность правонарушителя. Гарантией этого принципа выступает независимый суд.
Предпосылками создания и функционирования правового государства (иногда их называют его основами) являются:
– производственные отношения, основанные на многообразии форм собственности, свободе предпринимательства;
– режим демократии, суверенитет народа, предотвращение попыток узурпации власти;
– высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества, понимание необходимости сознательного участия в управлении государственными и общественными делами:
– создание внутренне единой и непротиворечивой системы законодательства, которая только и может обеспечить действительное уважение закона;
– гражданское общество, т. е. система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправления и свободы.
Действующая Конституция РФ, принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г., провозглашает, что Российская Федерация – это демократическое правовое государство с федеративной формой государственного устройства.
Интернет-ресурсы: https://www.youtube.com/watch?v=_LRz6ktXrpM
https://www.youtube.com/watch?v=dF9k3Sf8bO4
19. Политические партии
Политическая партия – один из важнейших институтов политической системы общества. Существует несколько подходов к определению понятия партии.
Политическая партия – это специализированная, организационно‑упорядоченная группа, объединяющая активных приверженцев тех или иных целей, идей, лидеров, служащая для борьбы за политическую власть.
Признаки партии: наличие программы, в которой сформулированы цели и стратегии партии; наличие устава, содержащего важнейшие нормы внутрипартийной жизни; наличие руководящих органов и партийных функционеров; наличие организационной структуры в центре и разветвленной сети первичных местных организаций; участие в борьбе за политическую власть; фиксированное членство (хотя это и не является обязательным признаком).
История политических партий в современном понимании этого слова начинается с XVIII—XIX вв., когда в условиях формирования буржуазной демократии появилась необходимость привлечения широких общественных слоев к участию в управлении государством.
Среди функций политических партий выделяют:
– политическую – овладение государственной властью с целью осуществления своей программы;
– функцию социального представительства – выражение в политической жизни интересов какого‑то социального слоя;
– функцию социальной интеграции – примирение интересов различных социальных групп;
– функцию политического рекрутирования – подготовка и выдвижение кадров для различных политических институтов;
– идеологическую – разработка партийной идеологии и программы;
– электоральную – организация и участие в избирательных кампаниях;
– набор новых членов в партию и их политическое воспитание.
Партия – один из важнейших институтов гражданского общества, осуществляющий его связь с государством.
Существует несколько классификаций политических партий в соответствии с различными критериями:
1) в зависимости от способа связи с избирателями и организации внутренней жизнедеятельности партии подразделяются на кадровые и массовые. Кадровые партии представляют собой немногочисленные, аморфные, состоящие из авторитетных политических деятелей организации, в которых отсутствует институт фиксированного членства, членские взносы, отработанный механизм приема. Организационная структура таких партий крайне проста. Массовые партии имеют сложную организационную структуру, многочисленны, основным источником их финансирования являются членские взносы;
2) в зависимости от степени участия в осуществлении политической власти партии делятся на правящие и оппозиционные. Последние могут быть как легальными (деятельность их разрешена государством, они официально зарегистрированы), так и нелегальными (запрещенные государством, действующие подпольно);
3) по устойчивости существования политические партии подразделяются на стабильные и неустойчивые;
4) по характеру членства политические партии могут быть открытыми (со свободным членством представителей различных социальных слоев) и закрытыми (с большим количеством формальных требований к кандидатам в члены партии и сложным механизмом приема);
5) по характеру целей и по отношению к существующему строю партии делятся на революционные (выступают за коренное и насильственное преобразование существующего общественного строя), реформистские (выступают за постепенные изменения существующих порядков), консервативные (выступают за сохранение основ прежней системы или за такие преобразования, которые приспосабливают ее к изменяющимся реалиям без особых потрясений) и реакционные (выступают за восстановление старых, отживших общественных структур);
6) по месту в политическом спектре общества партии можно условно подразделить на левые (выступают за интересы трудящихся, социализацию производства, создание основ социалистического общества), правые (отстаивают неприкосновенность частной собственности, основы буржуазного порядка, сильную государственную власть) и центристские (пытаются примирить крайние интересы в политике).
Совокупность всех существующих и действующих е стране партий называется партийной системой. При авторитарных и тоталитарных режимах у власти, как правило, бессменно находится одна партия. Остальные либо запрещены, либо функционируют под жестким контролем правящей.
Одним из признаков демократического режима является многопартийность, под которой понимается существование и легальная деятельность в государстве двух и более партий.
В зависимости от того, сколько партий функционирует в политической сфере, выделяют однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы.
В Конституции Российской Федерации признается политическое многообразие и многопартийность (ст. 13). Минимальная численность членов политической партии – 500 человек (при этом партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов РФ). Запрещается создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных и военизированных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни. Не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности. Структурные подразделения политических партий формируются и действуют только по территориальному признаку (не допускается их образование и деятельность в органах государственной власти, Вооруженных Силах, в государственных и негосударственных организациях, в учебных заведениях).
Политические партии создаются свободно, без разрешений органов государственной власти, однако в полном объеме могут осуществлять свою деятельность (в том числе как юридические лица) только с момента государственной регистрации.
Членами политической партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. Не вправе быть членами политической партии иностранные граждане и лица без гражданства.
Политические (социально-политические, общественно-политические) движения – добровольные формирования, возникающие в результате свободного и сознательного стремления граждан объединиться на основе общности своих интересов.
В современном мире существуют следующие демократические движения:
– за сохранение и развитие демократии, прав и свобод человека;
– антивоенные, антиядерные;
– за землю и социальные права крестьян;
– за новый экономический порядок (антиглобализм);
– экологические;
– против расовой и национальной дискриминации;
– женские, молодежные, студенческие.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 427.