Организация оповещения населения и сил ГО и РСЧС
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Оповещение населения об опасностях в военное время является одной из основных задач гражданской обороны. Задача оповещения населения является важнейшей и при возникновении ЧС в мирное время.

Под оповещением понимается доведение до органов управления, сил ГО и РСЧС и населения сигналов, распоряжений и информации об опасности воздушного нападения, РХБ заражения, о стихийных бедствиях и других ЧС в короткие сроки.

Оповещение может также проводиться в целях доведения до населения решений высших органов государственной власти об объявлении войны, начале мобилизации, угрозе применения ОМП и др.

По своей сути, оповещение - это передача информации «сверху вниз» по линиям управления и взаимодействия.

Система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил ГО и РСЧС и населения.

Системы оповещения создаются:

на федеральном уровне - федеральная система оповещения (на территории Российской Федерации);

на межрегиональном уровне - межрегиональная система оповещения (на территории федерального округа);

на региональном уровне - региональная система оповещения (на территории субъекта Российской Федерации);

на муниципальном уровне - местная система оповещения (на территории муниципального образования);

на объектовом уровне - локальная система оповещения (в районе размещения потенциально опасного объекта).

Системы оповещения всех уровней должны технически и программно сопрягаться.

Создание и поддержание в постоянной готовности к задействованию систем оповещения является составной частью комплекса мероприятий, проводимых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями в пределах своих полномочий на соответствующих территориях (объектах), по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, системы оповещения могут быть задействованы как в мирное, так и в военное время.

Персональную ответственность за выполнение этих задач несут руководители - начальники органов управления по делам ГОЧС.

Системы оповещения предназначены для обеспечения своевременного доведения информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств ГО, РСЧС и населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также угрозе возникновения или возникновении ЧС природного и техногенного характера.

Основной задачей федеральной системы оповещения является доведение информации и сигналов оповещения до:

федеральных органов исполнительной власти;

органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

территориальных органов МЧС России - региональных центров МЧС России и органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации (главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации).

Основной задачей межрегиональной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:

органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации.

Основной задачей региональной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:

руководящего состава гражданской обороны и территориальной подсистемы РСЧС субъекта Российской Федерации;

главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации;

органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;

единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований;

специально подготовленных сил и средств РСЧС, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации ЧС, сил и средств ГО на территории субъекта Российской Федерации;

дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты;

населения, проживающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:

руководящего состава ГО и звена территориальной подсистемы РСЧС, созданного муниципальным образованием;

специально подготовленных сил и средств, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств ГО на территории муниципального образования;

дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные производственные объекты;

населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования.

Основной задачей локальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:

руководящего состава гражданской обороны организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект, и объектового звена РСЧС;

объектовых АСФ, в том числе специализированных;

персонала организации, эксплуатирующей опасный производственный объект;

руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения;

населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.

Зоны действия локальных систем оповещения:

в районах размещения радиационно - опасных объектов - в радиусе 5 км вокруг объекта, включая поселок объекта;

в районах размещения ХОО - в радиусе до 2,5 км;

в районах гидроузлов - 6 км от объекта в нижнем бьефе в зонах затопления.

В зонах действия локальных систем оповещения ответственными за оповещение являются министерства (ведомства), в ведении которых находятся эти объекты.

Остальное население, попадающее в зоны заражения (затопления), но находящееся вне зоны локальных систем оповещения, оповещается органами управления по делам ГОЧС города (района), на территории которого размещается потенциально опасный объект.

Основная задача объектовой системы оповещения - доведение сигналов и информации оповещения циркулярно до: руководителей и персонала объекта; объектовых сил и служб РСЧС.

Основной способ оповещения населения - передача информации и сигналов оповещения по сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания.

Передача информации и сигналов оповещения осуществляется органами повседневного управления РСЧС с разрешения руководителей постоянно действующих органов управления РСЧС по сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ для оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или при возникновении ЧС.

Речевая информация длительностью не более пяти минут передается населению, как правило, из студий телерадиовещания с перерывом программ вещания. Допускается трехкратное повторение передачи речевой информации.

Передача речевой информации должна осуществляться, как правило, профессиональными дикторами, а в случае их отсутствия - должностными лицами уполномоченных на это организаций.

В исключительных, не терпящих отлагательства случаях, допускается передача с целью оповещения кратких речевых сообщений способом прямой передачи или в магнитной записи непосредственно с рабочих мест оперативных дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления РСЧС.

По решению постоянно действующих органов управления РСЧС в целях оповещения допускаются передачи информации и сигналов оповещения с рабочих мест дежурного персонала организаций связи, операторов связи, радиовещательных и телевизионных передающих станций.

Органы повседневного управления РСЧС, получив информацию или сигналы оповещения, подтверждают их получение, немедленно доводят полученную информацию или сигнал оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны и РСЧС в установленном порядке.

Передача информации или сигналов оповещения может осуществляться как в автоматизированном, так и в неавтоматизированном режиме.

Основной режим - автоматизированный, который обеспечивает циркулярное, групповое или выборочное доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств ГО и РСЧС, населения.

В неавтоматизированном режиме доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны и РСЧС, населения осуществляется избирательно, выборочным подключением объектов оповещения на время передачи к каналам связи сети связи общего пользования Российской Федерации.

Распоряжения на задействование систем оповещения отдаются:

федеральной системы оповещения - МЧС России;

межрегиональной системы оповещения - соответствующим региональным центром МЧС России;

региональной системы оповещения - органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации;

муниципальной системы оповещения - соответствующим органом местного самоуправления;

локальной системы оповещения - руководителем организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект.

Непосредственные действия (работы) по задействованию систем оповещения осуществляются дежурными (дежурно-диспетчерскими) службами органов повседневного управления РСЧС, дежурными службами организаций связи, операторов связи и организаций телерадиовещания, привлекаемыми к обеспечению оповещения.

В целях поддержания систем оповещения в состоянии постоянной готовности МЧС России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления совместно с организациями связи осуществляют проведение плановых и внеплановых проверок работоспособности систем оповещения.

К средствам оповещения относятся основные и запасные центры вещания государственных, телевизионных и радиовещательных компаний (ТРК); мобильные (возимые и переносимые) средства, а также системы связи и спецаппаратура для ввода информации оповещения в программы вещания.

В целях обеспечения устойчивого функционирования систем оповещения при их создании предусматривается:

доведение информации оповещения с нескольких территориально разнесенных пунктов управления;

размещение используемых в интересах оповещения центров (студий) радиовещания, средств связи и аппаратуры оповещения на запасных пунктах управления;

комплексное использование нескольких (разнородных) систем связи на одном направлении оповещения;

использование мобильных средств оповещения.

В целях создания, обеспечения и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления:

разрабатывают тексты речевых сообщений для оповещения и информирования населения и организуют их запись на магнитные и иные носители информации;

обеспечивают установку на объектах телерадиовещания специальной аппаратуры для ввода сигналов оповещения и речевой информации в программы вещания;

организуют и осуществляют подготовку оперативных дежурных (дежурно-диспетчерских) служб и персонала по передаче сигналов оповещения и речевой информации в мирное и военное время;

планируют и проводят совместно с организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания проверки систем оповещения, тренировки по передаче сигналов оповещения и речевой информации;

разрабатывают совместно с организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания порядок взаимодействия дежурных (дежурно-диспетчерских) служб при передаче сигналов оповещения и речевой информации.

В целях обеспечения постоянной готовности систем оповещения организации связи, операторы связи и организации телерадиовещания:

обеспечивают техническую готовность аппаратуры оповещения, средств связи, каналов связи и средств телерадиовещания, используемых в системах оповещения;

обеспечивают готовность студий и технических средств связи к передаче сигналов оповещения и речевой информации;

определяют по заявкам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления перечень каналов, средств связи и телерадиовещания, предназначенных для оповещения населения, а также производят запись речевых сообщений для оповещения населения на магнитные и иные носители информации.

Финансирование создания, совершенствования и поддержания в состоянии постоянной готовности систем оповещения, создания и содержания запасов средств для систем оповещения всех уровней, возмещение затрат, понесенных организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания, привлекаемыми к обеспечению оповещения, осуществляется в соответствии с Федеральными законами «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и «О гражданской обороне».

Основные вопросы организации оповещения отражаются в ряде документов, основными из которых являются план ГО и защиты населения и план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на всех уровнях.

В «Декларация безопасности...», разрабатываемой потенциально опасными объектами, отражаются вопросы: создания и поддержания в готовности локальных систем оповещения; порядка информирования населения, органов управления по делам ГОЧС на территории которых размещается объект о прогнозируемых и возникших на объекте ЧС.

Основными требованиями, предъявленными к оповещению являются: своевременность, надежность и полнота охвата населения информацией о ЧС.

Своевременность оповещения означает, что сигналы, необходимая информация должны быть переданы с таким запасом времени, чтобы люди успели принять меры защиты.

В случае возникновения ЧС с мгновенно действующими поражающими факторами и для людей, находящихся в непосредственной близости к очагам поражения (зонам ЧС) сигналы оповещения должны передаваться немедленно при обнаружении признаков ЧС.

В случае возникновения поражающих факторов длительного или отсроченного действия, при размещении людей на достаточном удалении от места ЧС, сигналы (информация) оповещения должны быть переданы таким образом, чтобы не возникла паника и осталось время на принятие мер защиты.

Эффективность оповещения может быть оценена с применением следующих показателей: время оповещения; надежность оповещения (вероятность доведения сигналов до 100% субъектов оповещения); количество спасенных людей и др.

Основными направлениями совершенствования систем оповещения являются:

развитие средств оповещения (уменьшение времени и увеличение надежности);

создание датчиковых автоматизированных систем, сопряженных с системами связи и вещания для локальных систем оповещения;

развитие систем связи с целью охвата всего населения;

подготовка населения к действиям по сигналам оповещения и тренировка органов управления по делам ГОЧС.

Мониторинг и прогнозирование ЧС, сбор, обработка и обмен информацией о ЧС, организация оповещения органов управления всех уровней, населения и сил ГО и РСЧС во многом определяют эффективность выполнения всех задач предупреждения и ликвидации ЧС и, главным образом, планирования и проведения АСДНР.

Поэтому совершенствованию данных направлений деятельности системы защиты населения и территорий, как в военное, так и в мирное время должно уделяться самое пристальное внимание.

 

Контрольные вопросы

1. Содержание выявления и оценки обстановки при ЧС.

2. Содержание выявления и оценки обстановки в военное время при применении ОМП.

3. Взаимосвязь понятий «прогнозирование» и «оценка обстановки».

4. Задачи мониторинга и прогнозирования в интересах ликвидации ЧС.

5. Особенности организации и ведении разведки в интересах ликвидации ЧС.

6. Содержание и цель разведки.

7. Задачи разведки в различных условиях функционирования системы защиты населения и территорий.

8. Объекты разведки. Требования к разведке.

9. Виды разведки в интересах ликвидации ЧС.

10. Силы и средства разведки.

11. Организация разведки.

12. Порядок определения эффективности разведки.

13. Оповещение; система оповещения; виды систем оповещения.

14. Задачи систем оповещения различного уровня.

15. Порядок передачи информации при ЧС.

16. Кем отдаются распоряжения на задействование систем оповещения.

17. Задачи органов исполнительной власти, местного самоуправления, организаций связи по обеспечению постоянной готовности систем оповещения.

18. Основные требования к оповещении.



Дата: 2019-02-25, просмотров: 186.