Характеристика принципов и способов защиты населения и территорий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В настоящее время все усилия государства по выполнению мероприятий защиты населения и территорий от ЧС позитивно воспринимаются обществом и поддерживаются всеми ветвями власти.

В связи с этим абсолютно логично и обоснованно в основе законодательства в области защиты населения и территорий от ЧС сегодня лежит не только Конституция Российской Федерации, а и федеральные законы «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», «О гражданской обороне», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», постановление Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» и др.

Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от ЧС природного и техногенного характера.

Федеральный закон «О гражданской обороне» определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.

В процессе деятельности по предупреждению и ликвидации ЧС между органами управления всех уровней и населением возникают определенные отношения, которые требуют унифицированного подхода в правовом регулировании.

Вышеназванные федеральные законы являются актами, устанавливающими общие организационно правовые нормы в области защиты населения и территорий от ЧС.

Ряд положений законов носят организационно-правовой характер, они определяют одновременно и организационные принципы и правовые нормы в области защиты населения и территорий от ЧС.

К ним относятся положения:

о РСЧС, ее составе и основных задачах;

о гласности и информации в области защиты населения и территорий от ЧС;

о системе государственного управления в области защиты населения и территорий от ЧС;

о привлечении Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, применении сил и средств органов внутренних дел для ликвидации ЧС;

о государственной экспертизе, надзоре и контроле в области защиты населения и территорий от ЧС;

о порядке финансирования материального обеспечения мероприятий по защиты населения и территорий от ЧС.

Ряд положений следует рассматривать как правовые нормы. Это:

полномочия органов государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ, а также органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от ЧС:

права и обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от ЧС:

вопросы социальной защиты пострадавших в результате ЧС:

обязанности организаций в области защиты населения и территорий от ЧС.

Содержащиеся в федеральных законах и чисто организационные вопросы определяют границы зон ЧС, вопросы подготовки населения в области защиты населения и территорий от ЧС.

Основаниями для подготовки и осуществления мероприятий по защите населения Российской Федерации от ЧС природного, техногенного и военного характера являются:

риск для человека подвергнуться воздействию поражающих факторов современных средств поражения (далее - ССП), аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, как в мирное, так и в военное время;

право на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения ЧС, предоставленное законодательством Российской Федерации;

обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населения от ЧС, регламентированные законодательством;

факт воздействия на человека поражающих факторов ЧС.

Понятие «защита населения» имеет две трактовки: общую – широкую и более узкую – целенаправленную, специфическую.

Первая связана с положениями Федерального закона «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», по которому под защитой фактически понимается вся деятельность по противодействию ЧС.

Вторая исходит из представления, что защита населения заключается в проведении определенных видов защитных мер, направленных на предохранение людей от конкретных поражающих воздействий, обеспечения смягчения этих воздействий, оказание людям конкретной помощи. Такого рода защита достигается путем осуществления целого комплекса специальных мероприятий того или иного вида защиты.

Защита населения - комплекс взаимоувязанных по месту, времени проведения, цели ресурсам мероприятий РСЧС, направленных на устранение или снижение на пострадавших территориях до приемлемого уровня угрозы жизни и здоровью людей в случае реальной опасности возникновения или в условиях реализации опасных и вредных факторов стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф.

Защита территорий – это комплекс мероприятий, направленных на снижение тяжести последствий ЧС, возникающих на объектах производственного и социального назначения, а также в окружающей среде.

Сюда входят: инженерно-технические мероприятия по оборудованию местности специальными сооружениями (гидротехническими, противолавинными и т.п.); оборудование территорий в интересах ГО (подготовка безопасных районов для жизнеобеспечения эвакуируемого населения, усовершенствование транспортных магистралей, резервирование водоисточников и др.); надзор за состоянием имеющихся инженерных сооружений (плотин, дамб, каналов); специальная обработка территории при ЧС (дегазация, дезактивация, дезинфекция).

В послевоенный период, в связи с созданием и развитием ядерного оружия и других видов оружия массового поражения (далее - ОМП), а также совершенствованием средств их доставки возникла необходимость изменения взглядов на организацию защиты населения страны.

В 1963 году были разработаны и приняты «Основные принципы защиты населения от оружия массового поражения», которые и сегодня сохраняют свою значимость:

защите подлежит все население;

вопросы защиты населения имеют приоритет перед любыми другими сферами деятельности;

защита населения от ОМП является важнейшей задачей государства;

мероприятия по подготовке страны к защите населения проводятся заблаговременно, по территориально-производственному принципу;

мероприятия по подготовке к защите и самой защите населения планируются и осуществляются дифференцированно, с учетом военно-экономического и административно-политического значения отдельных районов, городов и объектов экономики, в зависимости от складывающейся обстановки, вида, продолжительности и степени возможной и реальной опасности, особенностей расселения, природно-климатических и других местных условий;

объемы, содержание и сроки проведения мероприятий по защите населения определяются исходя из принципа разумной достаточности, с учетом экономических возможностей страны по их реализации, перспектив развития средств поражения и изменения потенциально опасных технологий и производств;

мероприятия по защите населения проводятся с учетом рационального расходования ресурсов, максимального использования имеющихся и вновь создаваемых производств, зданий и сооружений, технических средств и имущества по двойному назначению - с целью защиты и в интересах экономики и обслуживания населения;

защита населения от поражающих факторов ОМП достигается в результате комплексного применения различных средств и способов защиты.

Преемственность, заложенных в принципах подходов защиты населения и территорий от ОМП, находит в настоящее время свое место в формировании и реализации государственной политики в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.

На современном этапе основной целью государственной политики в области защиты населения и территорий от ЧС в военное и мирное время является обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и государства в пределах научно-обоснованных критериев приемлемого риска.

Формирование и реализация этой политики осуществляется с соблюдением следующих основных общих принципов:

защите от ЧС подлежит все население Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории страны;

организация и ведение гражданской обороны, защита населения территорий от ЧС природного и техногенного характера является обязательной функцией всех органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, долгом и обязанностью каждого гражданина РФ;

подготовка и реализация мероприятий по защите от ЧС осуществляются с учетом разделения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

мероприятия по подготовке к защите и по защите населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие их, планируются заблаговременно, осуществляются на максимально возможном уровне в мирное время, наращиваются в угрожаемый период и доводятся до требуемых объемов с началом войны или вооруженных конфликтов. Основной объем мероприятий по предупреждению ЧС природного и техногенного характера и снижению их масштабов проводится заблаговременно;

планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от ЧС различного характера проводится дифференцированно, с учетом степени их реальной опасности;

обеспечение безопасности населения осуществляется на основе концепции «приемлемого риска»;

необходимая достаточность мероприятий по защите населения и территорий от ЧС различного происхождения и максимально возможное использование собственных сил и средств при ликвидации ЧС;

приоритетность задач по спасению жизни и сохранению здоровья людей при возникновении ЧС;

мероприятия ГО по защите населения должны быть двойного предназначения и обеспечивать снижение потерь от опасностей военного и мирного времени;

при угрозе применения ядерного оружия мероприятия по защите населения должны осуществляться на территории всей страны с привлечением всех людских и материальных ресурсов;

мероприятия по защите населения и территорий от ЧС различного характера планируются и осуществляются в строгом соответствии с международными договорами и соглашениями Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.

Общие принципы конкретизируются в соответствующих федеральных законах. Так, статья 4 Федерального закона «О гражданской обороне» определяет следующие принципы организации и ведения гражданской обороны:

организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства;

подготовка государства к ведению ГО осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера;

ведение ГО на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.

В статье 7 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» изложены основные принципы защиты населения и территорий от ЧС:

мероприятия, направленные на предупреждение ЧС, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно;

планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от ЧС проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения ЧС;

объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от ЧС определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства ГО;

ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась ЧС. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти;

силы и средства ГО привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации ЧС федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным законом.

Дальнейшее развитие данных принципов находит отражение и в федеральных законах «Об обороне», «О безопасности», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», других нормативных правовых актах по вопросам обеспечения безопасности государства и человека, и является составной частью безопасности Российской Федерации.

Основным объектом защиты населения является личность с ее правом на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения ЧС. Вместе с тем, личность не должна являться пассивным объектом защиты. Население обязано участвовать в мероприятиях по своей защите от ЧС, а также проходить обучение (подготовку) по действиям при возникновении ЧС.

Опираясь на принципы, успех защиты населения от ЧС в военное и мирное время достигается в результате комплексного применения различных средств и способов защиты, и осуществления мероприятий, обеспечивающих жизнедеятельность в условиях ЧС.

Обобщающий принцип в отношении всей совокупности специальных принципов и норм – защита человека и территорий на благо нынешнего и будущего поколений. Понимая это, многие страны на основе международных договоренностей берут на себя обязанности предпринимать все необходимые действия по сохранению и поддержанию качества окружающей среды, а именно:

недопустимость нанесения трансграничного ущерба;

недопустимость радиоактивного загрязнения окружающей среды;

запрет военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду;

международно-правовая ответственность государств за ущерб окружающей среде.

Комплекс мероприятий, направленных на защиту людей от поражающих воздействий ССП, аварий, катастроф, стихийных бедствий и их последствий, обеспечение смягчения этих воздействий, оказание людям помощи в условиях ЧС включает:

оповещение населения об опасности, его информировании о порядке действий в сложившихся ЧС;

эвакуационные мероприятия;

меры по инженерной защите населения;

меры радиационной и химической защиты;

медицинские мероприятия;

подготовку населения в области защиты от ЧС.

Защита населения от поражающих факторов стихийных бедствий, аварий и катастроф достигается комплексным использованием различных технологий, видов, способов и средств защиты.

Суть перечисленных выше мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в следующем.

Организация оповещения населения.

Одним из главных мероприятий по защите населения от ЧС различного происхождения является его своевременное оповещение и информирование о возникновении или угрозе возникновения какой-либо опасности.

Оповестить население означает: своевременно предупредить его о надвигающейся опасности, создавшейся обстановке а также проинформировать о порядке поведения в этих условиях.

Процесс оповещения населения обязательно сопровождается организацией оповещения органов управления и ответственных должностных лиц, принимающих решения на проведение конкретных мероприятий по защите населения и АСДНР в районах ЧС.

Процесс оповещения включает доведение в сжатые сроки до органов управления, должностных лиц и сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС, а также населения на соответствующей территории (субъект РФ, город, населенный пункт, район) заранее установленных сигналов, распоряжений и информации органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления относительно возникающих угроз и порядка поведения в создавшихся условиях.

Ответственность за организацию и практическое осуществление оповещения несут руководители органов исполнительной власти соответствующего уровня.

В системе ГО и РСЧС порядок оповещения населения предусматривает сначала, при любом характере опасности, включение электрических сирен, прерывистый (завывающий) звук которых означает единый сигнал опасности «Внимание всем!». Услышав этот звук (сигнал), люди должны немедленно включить имеющиеся у них средства приема речевой информации - радиоточки, радиоприемники и телевизоры, чтобы прослушать информационные сообщения о характере и масштабах угрозы, а также рекомендации наиболее рационального способа своего поведения в создавшихся условиях.

Речевая информация должна быть краткой, понятной и достаточно содержательной, позволяющей понять, что случилось и что следует делать.

Сигналы оповещения и информация, доводимые до органов управления, должностных лиц и сил ГО и РСЧС носят характер и содержание, соответствующие решаемым задачам. Это особая информационная ветвь в общей системе оповещения.

Эвакуационные мероприятия.

Одним из основных способов защиты населения от ЧС является эвакуация. В отдельных ситуациях этот способ является наиболее эффективным способом защиты.

Сущность эвакуации заключается в организованном перемещении населения и материальных ценностей в безопасные районы.

Виды эвакуации могут классифицироваться по разным признакам:

по видам опасности: эвакуация из зон возможного и реального химического, радиоактивного, биологического заражения (загрязнения), возможных сильных разрушений, возможного катастрофического затопления и других;

по способам эвакуации: различными видами транспорта, пешим порядком, комбинированным способом;

по удаленности: локальная (в пределах города, населенного пункта, района); местная (в границах субъекта Российской Федерации, муниципального образования); региональная (в границах федерального округа); государственная (в пределах Российской Федерации);

по временным показателям: временная (с возвращением на постоянное местожительство в течение нескольких суток); среднесрочная - до 1 месяца; продолжительная - более месяца;

в зависимости от времени и сроков проведения выделяются следующие варианты эвакуации населения: упреждающая (заблаговременная), экстренная (безотлагательная);

в зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне ЧС, выделяют следующие варианты их проведения: общая эвакуация и частичная эвакуация.

Объем проводимых мероприятий по эвакуации в каждом конкретном случае определяется условиями, сложившимися в данной обстановке.

Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является наличие угрозы жизни и здоровью людей, оцениваемой по заранее установленным для каждого вида опасностям критериям.

Эвакуация проводится, как правило, по территориально-производственному принципу.

В безопасных районах эвакуированное население находится до особого распоряжения, в зависимости от обстановки.

Планирование, организация и проведение эвакуации населения непосредственно возлагаются на эвакуационные органы, органы управления по делам гражданской обороны и ЧС.

К эвакуационным органам относятся: эвакуационные комиссии, эвакоприемные комиссии, сборные эвакуационные пункты (далее - СЭП), приемные эвакуационные пункты (далее - ПЭП), промежуточные пункты эвакуации (далее - ППЭ), группы управления на маршрутах пешей эвакуации, оперативные группы по вывозу (выводу) эваконаселения.

Укрытие населения в защитных сооружениях.

Укрытию населения в защитных сооружениях всегда придавалось важное значение, а в связи с трудностью и даже в ряде случаев невозможностью при необходимости полной эвакуации населения из больших городов значение этого мероприятия резко возросло.

Многократно подтверждено теоретически и на практике, что укрытие людей в защитных сооружениях в сочетании с другими способами защиты (эвакуация населения, использование индивидуальных средств защиты) - обеспечивает эффективное снижение степени его поражения от всех возможных поражающих воздействий ЧС различного характера.

Заблаговременное накопление фонда убежищ и укрытий решаются на основе строительных норм и правил с учетом развития средств поражения и экономических возможностей государства.

Сегодня в стране создан значительный фонд защитных сооружений гражданской обороны. Эти сооружения создают необходимые условия для сохранения жизни и здоровья человека не только в условиях военного времени, но и в ЧС техногенного, природного и иного характера.

Создание фонда защитных сооружений осуществляется на базе следующих основных принципов:

защитные сооружения для персонала потенциально опасных объектов, населения в зонах возможного опасного радиоактивного, химического заражения (загрязнения) вокруг этих объектов, а также в зонах возможного катастрофического затопления (со временем добегания волны прорыва до 4 часов) возводятся заблаговременно;

накопление убежищ и укрытий планируется и осуществляется дифференцированно в зависимости от степени возможной опасности на данной территории, с учетом экономических возможностей, исходя из принципа разумной достаточности, который предполагает выбор оптимальных вариантов защиты, повышение уровня универсальности защитных сооружений.

Следует отметить, что убежища находили применение для защиты и жизнеобеспечения населения и спасателей во время ликвидации ЧС на Чернобыльской АЭС, последствий землетрясения в Армении и при других катастрофах и авариях.

Имеющийся опыт и расчеты показывают, что наиболее эффективно в ЧС используются убежища, оборудованные системами вентиляции с тремя режимами: чистая вентиляция (режим I), фильтровентиляция (режим II), регенерация внутреннего воздуха с созданием подпора режим III). Такие убежища обеспечивают защиту людей при радиационных, химических и биологических авариях, пожарах, задымлениях, загазованностях, катастрофических затоплениях, смерчах, ураганах, бурях, сильных снегопадах и т.п.

Кроме того, в убежищах могут быть развернуты пункты жизнеобеспечения АСФ и населения: питания, обогрева, оказания медицинской и другой неотложной помощи, сбора пострадавших и другие. Дизельные электростанции убежищ могут быть использованы для электроснабжения и освещения участков проведения АСР.

Пребывание населения в противорадиационных укрытиях увеличивает надежность режимов радиационной защиты при радиоактивном загрязнении местности.

Укрытия простейшего типа (подвалы, погреба, подполья, внутренние помещения зданий, траншеи, овраги и др.) также снижают уровень воздействия поражающих факторов ЧС в сельской местности.

Наращивание фонда защитных сооружений осуществляется путем:

освоения подземного пространства городов для размещения объектов социально-бытового, производственного и хозяйственного назначения с учетом возможности приспособления их для укрытия населения;

постановки на учет и, в случае необходимости, дооборудования имеющихся подвальных и других заглубленных сооружений и помещений наземных зданий и сооружений, метрополитенов, приспособления горных выработок и естественных полостей для защиты населения и материальных средств;

строительства, при необходимом обосновании, заглубленных сооружений производственного, хозяйственно-бытового и другого назначения на потенциально опасных объектах, приспособленных для защиты людей в ЧС;

возведения в угрожаемый период недостающих защитных сооружений с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа.

Мероприятия по наращиванию недостающих средств защиты в необходимых объемах в угрожаемый период и в военное время отражаются в соответствующих разделах территориальных и отраслевых планов гражданской обороны и защиты населения, а также в планах действий по предупреждению и ликвидации ЧС на всех уровнях РСЧС.

Эти планы, как правило, включают:

количество и размещение защитных сооружений на объектах экономики и в жилой зоне;

порядок приведения в готовность имеющихся и наращивания недостающих защитных сооружений;

приспособление для защиты людей подвальных и других заглубленных сооружений;

строительство укрытий простейшего типа.

Потребность в защитных сооружениях определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для рабочих и служащих подведомственных предприятий, учреждений и организаций и населения, проживающего на данной территории, федеральными органами исполнительной власти - для рабочих и служащих подведомственных им предприятий, учреждений и организаций. Исходя из этих потребностей, по заданиям органов местного самоуправления проектными организациями разрабатываются схемы размещения защитных сооружений в составе проектов (схем) планировки микрорайонов, кварталов в городах, населенных пунктов в сельской местности.

В мирное время защитные сооружения гражданской обороны могут использоваться для нужд предприятий, учреждений, организаций и обслуживания населения. Предприятия, учреждения и организации, независимо от форм собственности, на балансе которых находятся защитные сооружения гражданской обороны, обеспечивают сохранность конструкций и оборудования, а также поддержание их в состоянии, необходимом для приведения в готовность к приему укрываемых в сроки до 12 часов.

Защитные сооружения на атомных станциях, других потенциально опасных объектах содержатся в постоянной готовности к использованию по прямому назначению.

Использование средств индивидуальной защиты.

В комплексе мероприятий по защите населения в ЧС техногенного характера или при воздействии средств массового поражения возможного противника использование средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ) занимает одно из ведущих мест. СИЗ необходимы для защиты органов дыхания при пребывании людей в атмосфере зараженного воздуха отравляющими, радиоактивными, аварийно химически опасными веществами (далее - АХОВ), биологическими средствами, а также для защиты открытых участков кожи и одежды (обмундирования) от попадания на них капель и аэрозолей отравляющих и АХОВ, радиоактивной пыли и биологических средств. Кроме того, средства индивидуальной защиты используются также для защиты от воздействия на организм человека тепловых потоков и аэрозолей дыма в условиях пожаров, от негативно влияющих на здоровье людей производственных факторов. Использование СИЗ в условиях воздействия тепловых излучений и производственных факторов в данном разделе не рассматривается.

По предназначению СИЗ подразделяются на средства индивидуальной защиты органов дыхания (далее - СИЗОД) и средства защиты кожи (далее - СЗК), по принципу защитного действия - на средства индивидуальной защиты фильтрующего и изолирующего типов.

К СИЗОД относятся выпускаемые промышленностью противогазы и респираторы и изготавливаемые населением простейшие средства защиты типа противопыльных тканевых масок и ватно-марлевых повязок.

К СЗК относится специальная защитная одежда, изготавливаемая из прорезиненных и других тканей изолирующего типа, а также бытовая одежда из полиэтиленовых и других влаго- и пыленепроницаемых материалов.

Фильтрующие средства индивидуальной защиты обеспечивают защиту органов дыхания и кожи либо за счет поглощения вредных примесей, содержащихся в атмосфере окружающего воздуха, специальными химическими поглотителями, либо за счет осаждения крупных аэрозолей и твердых вредных примесей в атмосфере на мелкопористых тканевых материалах.

Средства защиты изолирующего типа обеспечивают защиту органов дыхания за счет подачи в организм человека чистого воздуха, получаемого с помощью автономных систем без использования для этих целей наружного воздуха. Защита кожи обеспечивается в данном случае полной ее изоляцией от окружающей среды.

Медицинские мероприятия по защите населения.

Медицинские мероприятия по защите населения представляют собой комплекс организационных, лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических и противоэпидемических, направленных на предотвращение или ослабление поражающих воздействий ЧС на людей, оказание пострадавшим медицинской помощи, а также на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в районах ЧС и в местах размещения эвакуированного населения.

Они являются составной частью медико-санитарного обеспечения населения и личного состава спасательных формирований в зоне ЧС, планируются и осуществляются в зависимости от режима функционирования РСЧС с привлечением сил и средств министерств и ведомств, непосредственно решающих задачи защиты жизни и здоровья людей, а также специализированных функциональных подсистем РСЧС: экстренной медицинской помощи, санитарно-эпидемиологического надзора, путем создания и развертывания формирований и учреждений Всероссийской службы медицины катастроф. Организационно-методическое руководство и координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций в данной области осуществляют специалисты соответствующих органов управления ГОЧС. На территориальном уровне эти задачи выполняют структурные подразделения медицинской защиты федеральных органов исполнительной власти, органов управления ГОЧС субъектов Российской Федерации.

В целях подготовки к выполнению медицинских мероприятий по защите населения: заблаговременно создаются специальные медицинские формирования и учреждения и обеспечивается их постоянная готовность к работе в ЧС; ведется подготовка к развертыванию дополнительных больничных коек здравоохранения; создаются и накапливаются медицинские средства защиты, резервы медицинского имущества и техники для оснащения медицинских формирований и учреждений; осуществляется подготовка населения и спасателей к оказанию первой медицинской помощи; разрабатываются режимы поведения населения при ЧС.

Объем и характер проводимых мероприятий зависит от конкретных условий обстановки, особенностей поражающих факторов источника и самой ЧС. Они включают в себя применение соответствующих профилактических и лечебных средств: радиозащитных препаратов, снижающих степень лучевого поражения, антидотов (противоядий) от химически опасных веществ, противобактериальных средств, дегазирующих, дезактивирующих и дезинфицирующих растворов, перевязочных и обезболивающих средств.

В состав медицинских средств индивидуальной защиты включены химические, химиотерапевтические, биологические препараты и перевязочные средства, предназначенные для предотвращения или ослабления воздействия на человека поражающих факторов источников и самих ЧС и используемые либо самостоятельно, либо в порядке взаимопомощи.

Оказание медицинской помощи населению в ходе ликвидации ЧС организуется и материально обеспечивается государством. Для этого в зависимости от обстановки могут привлекаться силы и средства регионального и федерального уровня.

К медицинским мероприятиям, проводимым в очаге ЧС, относятся: медицинская разведка места стихийного бедствия; розыск и спасение пострадавших, их медицинская сортировка; оказание первой помощи и первой врачебной помощи пораженным и больным; осуществление эвакуации в лечебные учреждения и лечение.

Непосредственно в очаге поражения организуется оказание пораженным первой помощи и первой врачебной помощи, а в расположенных за пределами очага лечебных учреждениях оказывается квалифицированная и специализированная медицинская помощь. Первая помощь оказывается на месте поражения в порядке само- и взаимопомощи самими пострадавшими, прибывающими командами спасателей.

В медицинских формированиях, развертываемых при массовых поражениях населения в зоне ЧС, организуется: прием и медицинская сортировка поступающих пораженных, оказание им первой врачебной помощи (если не была оказана ранее) и неотложная квалифицированная медицинская помощь; временная госпитализация пораженных и изоляция инфекционных больных и лиц с нарушением психики; подготовка пораженных к эвакуации в стационарные лечебные учреждения для продолжения лечения в них до исхода поражения (заболевания).

Организация и осуществление медицинской помощи пораженным строится с учетом общей и медицинской обстановки, размеров и структуры санитарных потерь, общих принципов этапного и лечебно-эвакуационного обеспечения.

Сущность системы этапного лечения состоит в своевременном, последовательном и преемственном оказании медицинской помощи в зоне ЧС и на этапах медицинской эвакуации в сочетании с эвакуацией пораженных (больных) до лечебного учреждения, где может быть оказана исчерпывающая медицинская помощь в соответствии с имеющимся поражением.

Как указывалось выше в системе этапного лечения пораженных в ЧС различают следующие виды медицинской помощи: первая помощь, доврачебная помощь, первая врачебная помощь, квалифицированная и специализированная.

Первая помощь - комплекс простейших медицинских мероприятий, выполняемых непосредственно на месте поражения или вблизи него в порядке само- и взаимопомощи, а также участниками АСР (или медицинскими работниками) с использованием табельных и подручных средств.

Типовыми медицинскими мероприятиями первой помощи являются: прекращение воздействия факторов, способных утяжелить состояние пораженных или привести к смертельному исходу; устранение явлений, непосредственно угрожающих их жизни - кровотечения, асфиксии и др.; предупреждение осложнений и обеспечение эвакуации пораженных без существенного ухудшения их состояния.

Оказание первой помощи в первые полчаса с момента поражения, даже при отсрочке оказания первой врачебной помощи до суток, снижает вероятность смертельного исхода почти в 3 раза. Задержка с оказанием первой помощи до 1-6 час. увеличивает эту вероятность.

Особенности радиационной, химической и медико-биологической защиты населения.

Радиационная защита - это комплекс мер, направленных на ослабление или исключение воздействия ионизирующего излучения на население, персонал радиационно опасных объектов, биологические объекты природной среды, на радиоэлектронное оборудование и оптические системы, а также на предохранение природных и техногенных объектов от загрязнения радиоактивными веществами и удаление этих загрязнений (дезактивацию).

Федеральным законом «О радиационной безопасности населения» установлены основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) для населения и работников радиационно-опасных объектов.

Поддержание на возможно низком и достижимом уровне с учетом экономических и социальных факторов индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения является конечной целью мероприятий радиационной защиты, ее целевой функцией. В результате качественной реализации этих мероприятий достигается требуемый уровень радиационной безопасности.

Мероприятия радиационной защиты, как правило, осуществляются заблаговременно, а в случае возникновения радиационных аварий, при обнаружении радиоактивных загрязнений - в оперативном порядке.

В превентивном порядке проводятся следующие мероприятия радиационной защиты:

разрабатываются и устанавливаются правила радиационной безопасности, санитарные правила и нормы, гигиенические нормативы;

создаются и эксплуатируются системы радиационного контроля за радиационной обстановкой на территориях атомных электростанций, в зонах наблюдения и санитарно-защитных зонах этих станций;

разрабатываются планы действий по предупреждению и ликвидации радиационных аварий;

накапливаются и содержатся в готовности средства индивидуальной защиты, приборы радиационной разведки и дозиметрического контроля, средства йодной профилактики и дезактивации, соответствующие технические средства, материалы и имущество;

поддерживаются в готовности к применению защитные сооружения на территории атомных электростанций (далее - АЭС), противорадиационные укрытия в населенных пунктах вблизи станций;

осуществляются меры по защите продовольствия, пищевого сырья, фуража и источников (запасов) воды от возможного загрязнения радиоактивными веществами;

проводится подготовка населения к действиям в условиях радиационных аварий, профессиональная подготовка персонала радиационно-опасных объектов и личного состава АСС;

обеспечивается готовность служб радиационной безопасности радиационно-опасных объектов, сил и средств подсистем и звеньев РСЧС, на территории которых находятся АЭС, к ликвидации последствий радиационных аварий.

К числу основных мероприятий, способов и средств, обеспечивающих защиту населения от радиационного воздействия при радиационной аварии, относятся:

обнаружение факта радиационной аварии и оповещение о ней;

выявление радиационной обстановки в районе аварии;

организация контроля радиационной обстановки;

установление и поддержание режима радиационной безопасности;

проведение, при необходимости, на ранней стадии аварии йодной профилактики населения, персонала аварийного объекта, участников ликвидации последствий аварии;

обеспечение населения, персонала аварийного объекта, участников ликвидации последствий аварии необходимыми средствами индивидуальной защиты и использование этих средств;

укрытие населения, оказавшегося в зоне аварии, в убежищах и противорадиационных укрытиях, обеспечивающих снижение уровня внешнего облучения, а при возможности и защиту органов дыхания от проникновения в них радионуклидов, оказавшихся в атмосферном воздухе;

санитарная обработка населения, персонала аварийного объекта, участников ликвидации последствий аварии;

дезактивация аварийного объекта, объектов производственного, социального, жилого назначения, территории, сельскохозяйственных угодий, транспорта, других технических средств, средств защиты, одежды, имущества, продовольствия и воды;

эвакуация или отселение граждан из зон, в которых уровень загрязнения или дозы облучения превышают допустимые для проживания населения.

Химическая защита населения представляет собой комплекс мероприятий, направленных на исключение или ослабление воздействия на население: химического оружия противника в случае его применения в ходе военных действий; аварийно химически опасных веществ при авариях на потенциально химически опасных объектах; ОВ и других опасных химических веществ в случае их применения при совершении различного рода диверсий и террористических актов.

Необходимость проведения мероприятий химической защиты обусловливается токсичностью аварийно химически опасных веществ, попадающих в окружающую среду в результате аварий на химически опасных объектах, а также других событий.

Отнесение предприятий, получающих, использующих, перерабатывающих, хранящих, транспортирующих, уничтожающих АХОВ, к опасным производственным объектам проводится в соответствии с критериями их токсичности, установленными Федеральным законом «О промышленной безопасности производственных объектов».

Мероприятия химической защиты выполняются, как правило, заблаговременно, а также в оперативном порядке в ходе ликвидации возникающих ЧС химического характера.

Заблаговременно проводятся следующие мероприятия:

создаются и эксплуатируются системы контроля за химической обстановкой в районах химически опасных объектов и локальные системы оповещения о химической опасности;

разрабатываются планы действий по предупреждению химических аварий и ликвидации их последствий;

накапливаются, хранятся и поддерживаются в готовности средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, приборы химической разведки, дегазирующие вещества;

поддерживаются в готовности к использованию убежища, обеспечивающие защиту людей от АХОВ;

принимаются меры по защите продовольствия, пищевого сырья, фуража, источников (запасов) воды от заражения АХОВ;

проводится подготовка населения к действиям в условиях химических аварий, подготовка аварийно-спасательных подразделений и персонала химически опасных объектов;

обеспечивается готовность сил и средств подсистем и звеньев РСЧС, на территории которых находятся химически опасные объекты, к ликвидации последствий химических аварий.

Основными мероприятиями химической защиты, осуществляемыми в случае возникновения химической аварии, являются:

обнаружение факта химической аварии и оповещение о ней;

выявление химической обстановки в зоне химической аварии;

соблюдение режима химической безопасности на территории, зараженной АХОВ, норм и правил химической безопасности;

обеспечение населения, персонала аварийного объекта, участников ликвидации последствий химической аварии средствами индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, применение этих средств;

эвакуация населения, при необходимости, из зоны аварии и зон возможного химического заражения;

укрытие населения и персонала в убежищах, обеспечивающих защиту от опасных химических веществ;

оперативное применение антидотов и средств обработки кожных покровов;

санитарная обработка населения, персонала аварийного объекта, участников ликвидации последствий аварии;

дегазация аварийного объекта, объектов производственного, социального, жилого назначения, территории, технических средств, средств защиты, одежды и другого имущества.

Медико-биологическая защита включает меры по предотвращению и снижению тяжести поражения людей, своевременному оказанию помощи пострадавшим и их лечению, обеспечению эпидемического благополучия при возникновении ЧС биологического характера. Она достигается:

своевременным обнаружением угроз и возникновения эпидемий, эпизоотий, очагов заражения биологического характера;

рациональным использованием имеющихся сил и средств учреждений здравоохранения независимо от их ведомственной принадлежности;

развертыванием в угрожаемый период необходимого количества лечебных учреждений, медицинских формирований и учреждений;

созданием резерва медицинских средств защиты, медицинской техники и имущества;

проведением комплекса санитарно-гигиенических и противоэпидемических защитных мероприятий;

своевременным оказанием всех видов медицинской помощи пораженным (больным);

проведением профилактических медицинских мероприятий, предупреждением возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний, а в случае их возникновения быстрейшей их локализации и ликвидации;

контролем состояния внешней среды, зараженности продуктов питания, воды, пищевого сырья, фуража, сельскохозяйственных животных и растений;

проведением профилактической иммунизации (вакцинации) населения;

заблаговременной подготовкой медицинских формирований, обучением населения приемам и способам оказания медицинской помощи пораженным, само- и взаимопомощи и др.

Подготовка населения в области гражданской обороны и защиты от ЧС.

Техногенные аварии и катастрофы, стихийные бедствия требуют профессиональной подготовки специалистов, занимающихся предупреждением и ликвидацией их последствий, а также обучения населения умелым действиям в условиях возникающих ЧС.

С принятием Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а затем, и Федерального закона «О гражданской обороне» началось формирование новой системы подготовки населения Российской Федерации в области ГО и защиты от ЧС.

Обучение населения в области ГО и защиты от ЧС осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от ЧС природного и техногенного характера.

Обучение является обязательным и проводится в образовательных учреждениях МЧС России, в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и ЧС субъектов Российской Федерации (учебно-методические центры), в иных образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, на курсах гражданской обороны муниципальных образований (курсы гражданской обороны), по месту работы, учебы и месту жительства граждан.

Основными задачами обучения населения в области гражданской обороны являются:

изучение способов защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, порядка действий по сигналам оповещения, приемов оказания первой медицинской помощи, правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;

совершенствование навыков по организации и проведению мероприятий по гражданской обороне;

выработка умений и навыков для проведения АСДНР;

овладение личным составом нештатных АСФ и АСС (формирования и службы) приемами и способами действий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.

Лица, подлежащие обучению в области ГО, подразделяются на следующие группы:

руководители федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главы муниципальных образований, главы местных администраций и руководители организаций (руководители);

должностные лица гражданской обороны, руководители и работники органов, осуществляющих управление гражданской обороной (далее именуются - должностные лица и работники гражданской обороны), преподаватели курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» учреждений общего и профессионального образования;

личный состав формирований и служб;

работающее население;

обучающиеся образовательных учреждений, за исключением дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей (обучающиеся);

неработающее население.

Определены следующие формы обучения в области ГО:

а) руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главы муниципальных образований, исполняющие полномочия председателей представительных органов муниципальных образований:

самостоятельная работа с нормативными документами по вопросам организации, планирования и проведения мероприятий по гражданской обороне;

изучение своих функциональных обязанностей по гражданской обороне;

личное участие в учебно-методических сборах, учениях, тренировках и других плановых мероприятиях по гражданской обороне.

б) главы местных администраций, руководители организаций, должностные лица и работники гражданской обороны:

самостоятельная работа с нормативными документами по вопросам организации, планирования и проведения мероприятий по ГО;

переподготовка и повышение квалификации в образовательных учреждениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию, учебно-методических центрах и на курсах гражданской обороны;

участие в учениях, тренировках и других плановых мероприятиях по гражданской обороне.

в) личный состав формирований и служб:

повышение квалификации руководителей формирований и служб в учебно-методических центрах, образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию, и на курсах гражданской обороны;

проведение занятий с личным составом формирований и служб по месту работы;

участие в учениях и тренировках по гражданской обороне.

д) работающее население:

проведение занятий по месту работы;

участие в учениях, тренировках и других плановых мероприятиях по ГО;

индивидуальное изучение способов защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

е) обучающиеся:

обучение (в учебное время) по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»;

участие в учениях и тренировках по гражданской обороне;

чтение памяток, листовок и пособий, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по тематике гражданской обороны.

ж) неработающее население (по месту жительства):

посещение мероприятий, проводимых по тематике ГО (беседы, лекции, вечера вопросов и ответов, консультации, показ учебных фильмов и др.);

участие в учениях по гражданской обороне;

чтение памяток, листовок и пособий, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по тематике гражданской обороны.

Основными задачами при подготовке населения в области защиты от ЧС являются:

обучение населения правилам поведения, основным способам защиты и действиям в ЧС, приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правилам пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты;

выработка у руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций навыков управления силами и средствами, входящими в состав единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС;

совершенствование практических навыков руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также председателей комиссий по ЧС в организации и проведении мероприятий по предупреждению ЧС и ликвидации их последствий;

практическое усвоение уполномоченными работниками в ходе учений и тренировок порядка действий при различных режимах функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС, а также при проведении
АСДНР.

Подготовку в области защиты от ЧС проходят:

лица, занятые в сфере производства и обслуживания, не включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (работающее население);

лица, не занятые в сфере производства и обслуживания (неработающее население);

лица, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования (обучающиеся);

руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций;

работники федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, специально уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации ЧС и включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (уполномоченные работники);

председатели комиссий по ЧС федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций .

Подготовка в области защиты от ЧС предусматривает:

а) для работающего населения - проведение занятий по месту работы согласно рекомендуемым программам и самостоятельное изучение порядка действий в ЧС с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках;

б) для неработающего населения - проведение бесед, лекций, просмотр учебных фильмов, привлечение на учения и тренировки по месту жительства, а также самостоятельное изучение пособий, памяток, листовок и буклетов, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по вопросам защиты от ЧС;

в) для обучающихся - проведение занятий в учебное время по соответствующим программам в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», утверждаемым Министерством образования и науки Российской Федерации по согласованию с МЧС России;

г) для руководителей органов государственной власти - повышение квалификации в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, проведение самостоятельной работы с нормативными документами по вопросам организации и осуществления мероприятий по защите от ЧС, участие в ежегодных сборах, учениях и тренировках, проводимых по планам Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

д) для председателей комиссий по ЧС, руководителей органов местного самоуправления и организаций, уполномоченных работников - повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет, проведение самостоятельной работы, а также участие в сборах, учениях и тренировках.

Для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от ЧС, переподготовка или повышение квалификации в течение первого года работы является обязательной. Повышение квалификации может осуществляться по очной и очно-заочной формам обучения, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.

Повышение квалификации в области защиты от ЧС проходят:

а) председатели комиссий по ЧС федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций - в Академии гражданской защиты МЧС России;

б) руководители и председатели комиссий по ЧС органов местного самоуправления и организаций - в учебно-методических центрах по гражданской обороне и ЧС субъектов Российской Федерации;

в) уполномоченные работники - в учебных заведениях МЧС России, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований.

Повышение квалификации преподавателей дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» и преподавателей - организаторов курса «Основы безопасности жизнедеятельности» по вопросам защиты в чрезвычайных ситуациях осуществляется в учебных заведениях МЧС России, учреждениях повышения квалификации Федерального агентства по образованию и других федеральных органов исполнительной власти, являющихся учредителями образовательных учреждений, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации.

Совершенствование знаний, умений и навыков населения в области защиты от ЧС осуществляется в ходе проведения командно-штабных, тактико-специальных и комплексных учений и тренировок.

Командно-штабные учения (далее - КШУ) продолжительностью до 3 суток проводятся в федеральных органах исполнительной власти и в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации 1 раз в 2 года, в органах местного самоуправления - 1 раз в 3 года. КШУ или штабные тренировки в организациях проводятся 1 раз в год продолжительностью до 1 суток.

К проведению КШУ в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления могут в установленном порядке привлекаться оперативные группы военных округов, гарнизонов, соединений и воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации и органов внутренних дел Российской Федерации, а также по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления - силы и средства РСЧС.

Тактико-специальные учения продолжительностью до 8 часов проводятся с участием АСС и АСФ организаций 1 раз в 3 года, а с участием формирований постоянной готовности - 1 раз в год.

Комплексные учения продолжительностью до 2 суток проводятся 1 раз в 3 года в муниципальных образованиях и организациях, имеющих опасные производственные объекты, а также в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих более 600 коек. В других организациях 1 раз в 3 года проводятся тренировки продолжительностью до 8 часов.

Тренировки в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования проводятся ежегодно.

 


Дата: 2019-02-25, просмотров: 182.