Защита населения от угроз ЧС в мирное время и в условиях войны должна осуществляться в рамках комплекса взаимосвязанных мероприятий и путем построения системы организационных, технических, экономических, информационных и, конечно же, правовых взаимоотношений всех участников данного процесса.
В современных условиях, именно правовыми отношениями, должны быть закреплены и облечены в материальные нормы все выработанные десятилетиями принципы человеческого общежития, роль государства и каждого его члена в жизни общества.
Проблемы природной и техногенной безопасности во многом идентичны вопросам защиты населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, т.е. вопросам ГО.
Как показывают исследования, защита населения и территорий от ЧС в России на государственном уровне стала носить более или менее системный характер лишь в послевоенные годы и касалась она главным образом вопросов, связанных с последствиями ведения военных действий. Все это было отражено в содержании и направлениях развития ГО страны на предыдущих этапах.
А вот на содержание нынешнего ее этапа решающее влияние оказали уже обстоятельства мирного периода, и в первую очередь аварии на Чернобыльской АЭС, Спитакское землетрясение в Армении и др. Именно эти катастрофы, принесшие огромные человеческие жертвы и ущерб, заставили по новому взглянуть на вопросы защиты населения и территорий от ЧС. Стало понятно, что ЧС опасны как в военное, так и в мирное время.
С целью эффективного решения задач по защите населения и территорий во всех странах заблаговременно создаются государственные структуры (системы) предупреждения и ликвидации ЧС.
В нашей стране это единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС и система гражданской обороны, осуществляющие комплекс мероприятий по защите населения в ЧС (соответственно) мирного и военного времени.
Связь деятельности в области защиты от ЧС природного и техногенного характера с деятельностью по ГО обусловлено рядом факторов и обстоятельств. К ним, прежде всего можно отнести:
единство физических принципов, лежащих в основе поражающих факторов опасных природных явлений, аварий и оружия;
сходство их воздействия на людей, объекты и окружающую среду;
подобие целевых функций организационных систем, противодействующих природным и техногенным угрозам и военным действиям для гражданского населения;
возможность решать эти задачи в мирное и военное время во многом одними и теми же органами управления, силами и средствами.
Недаром в российской государственной практике задачи ГО и РСЧС возложены на один и тот же федеральный орган исполнительной власти - МЧС России.
Государственные системы по защите населения и территорий от ЧС возникли в разных странах как ответ на острую потребность общества решать эту задачу.
Эта потребность побудила уяснить и сформулировать целевые функции государственных систем, выполнение которых позволяет решать задачу противодействия ЧС в соответствии с интересами личности, общества и государства.
Первая целевая функция – предотвращение (предупреждение) возникновения ЧС (снижение риска возникновения ЧС). В результате ее выполнения требуется создать такие предпосылки и условия, чтобы максимально уменьшить риск возникновения ЧС. Вся деятельность органов управления и сил РСЧС носит профилактический (упреждающий) характер.
Предупреждение ЧС – комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС.
Работа по предупреждению ЧС имеет приоритет по сравнению с другими видами работ по противодействию ЧС, так как социально-экономические результаты предупредительных мер более важны для граждан и общества, чем их ликвидация.
Предупредительные меры эффективны при наличии достоверных прогнозов возникновения ЧС, определения целесообразности и объемов превентивных мер.
Реализация деятельности по предупреждению ЧС осуществляется путем планирования и выполнения соответствующих мероприятий. Наиболее важными в предупреждении ЧС являются мониторинг и прогнозирование.
Мониторинг – постоянное наблюдение за процессами, происходящими в природе и техносфере, с целью предвидения нарастающих угроз для человека и среды его обитания.
Прогнозирование – предвидение угроз, их хода и масштабов на базе данных мониторинга. Оно может быть долгосрочным (годы), среднесрочным (месяцы) и краткосрочным (дни, часы).
Организация и координация работ по прогнозированию вероятного возникновения ЧС возложено на МЧС России. Для решения этой задачи создан и функционирует Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования ЧС природного и техногенного характера (ВЦМП) МЧС России – Центр «Антистихия». Кроме того, задачи по прогнозированию ЧС решаются силами наблюдения и контроля РСЧС.
Работы по предупреждению ЧС сложны и многогранны. Каждое направление этих работ может быть представлено комплексами определенных мер.
Основой формирования общегосударственной и территориальных систем защитных мер и дифференцированного подхода к организации защиты населения и территорий является зонирование территории страны по видам и степени возможной опасности для населения.
Применительно к выделенным зонам разрабатываются типовые варианты защиты населения и персонала объектов экономики для районов со сходными условиями и проводятся мероприятия по заблаговременной подготовке к действиям органов управления и сил по защите населения и территорий.
Приоритетное значение для эффективной защиты населения имеют превентивные меры, снижающие людские потери и материальный ущерб в случае возникновения ЧС.
К важнейшим из них относятся:
ведение градостроительной политики и политики в области расселения с учетом интересов защиты населения;
рациональное размещение потенциально опасных объектов, городских и сельских поселений;
строительство объектов, зданий, сооружений, инженерных сетей и транспортных коммуникаций в соответствии с требованиями нормативных документов по проектированию инженерно-технических мероприятий ГО;
осуществление надзора и контроля в области защиты населения от ЧС;
экспертиза проектов и лицензирование деятельности потенциально опасных объектов и производств;
Зарубежный опыт и отечественная практика показывают, что средства, вложенные в проекты по предотвращению ЧС, значительно меньше по сравнению с возможным ущербом от аварий, катастроф и стихийных бедствий.
Вторая целевая функция – снижение количества возможных потерь и объемов ущерба от ЧС (уменьшение масштабов ЧС). Она отражает осознание невозможности предотвращения всех ЧС и необходимости осуществлять специальные предупредительные и оперативные меры, направленные на минимизацию вероятного урона. Деятельность по ее выполнению также носит профилактический характер.
Первая и вторая целевые взаимосвязаны, но с системной точки зрения различны, поскольку имеют разные цели и в основном реализуются разными наборами мероприятий в интересах обеих целевых функций одновременно и работа может осуществляться совместно.
Меры, направленные на снижение возможных потерь и уменьшение масштабов ЧС весьма многочисленны. Основными из них являются:
строительство и использование защитных сооружение различного назначения;
повышение физической стойкости объектов, подвергающихся различного рода воздействиям при ЧС;
создание и использование систем оповещения населения и органов управления;
накопление на всех уровнях и своевременное целевое использование резервов финансовых и материальных ресурсов на случай ЧС;
охрана труда и соблюдение техники безопасности, поддержание в готовности убежищ и укрытий, санитарно-эпидемические и ветеринарные мероприятия;
заблаговременная эвакуация населения из опасных районов, обучение населения и поддержание в готовности органов управления и сил.
В деле выполнения вышерассмотренных функций важную роль играют общегосударственные, ведомственные и территориальные меры организационно-экономического характера. Они позволяют поднять экономическую ответственность владельцев и руководителей организаций, имеющих в своем составе потенциально опасные объекты, стимулировать работу по снижению риска ЧС и управления им с помощью налогового механизма и льготного кредитования, перераспределять риск путем страхования и перестрахования и т.д.
В пределах техногенной сферы к мероприятиям такого рода может быть отнесено декларирование промышленной безопасности объекта. Декларация разрабатывается и представляется владельцем в целях контроля за соблюдением мер безопасности, оценки эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС на объекте.
Третья целевая функция – ликвидация ЧС и их долговременных последствий. Необходимость ее выполнения предопределена тем, что, несмотря на меры по снижению возможных потерь и ущерба, возникающие ЧС всегда будут сопровождаться негативными последствиями, которые необходимо будет устранять.
Основу ликвидации ЧС составляют АСДНР, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действий характерных для них опасных факторов.
Долговременные последствия ЧС устраняются вне рамок АСДНР, в ходе мероприятий по восстановлению и социально-экономическому развитию пострадавших территорий.
Успех проведения мероприятий по ликвидации ЧС достигается:
заблаговременной подготовкой и приведением в готовность органов управления, сил и средств к действиям при ЧС;
оперативным реагированием на возникновение ЧС, развертыванием системы управления;
принятием обоснованного решения на ликвидацию ЧС и претворением его в жизнь;
непрерывным и устойчивым управлением работами по ликвидации ЧС, организацией взаимодействия участников ликвидации ЧС;
ведением АСДНР в любое время года, в любую погоду до полного их завершения с соблюдением мер безопасности и своевременной сменой формирований;
организацией всестороннего обеспечения работ по ликвидации ЧС.
Подготовка к ликвидации возможных ЧС организуется и проводится заблаговременно федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями в соответствии с их полномочиями.
Основными мероприятиями, обеспечивающими условия для успешной ликвидации возникающих ЧС, являются:
подготовка должностных лиц, органов управления, сил и средств, населения к действиям в ЧС;
создание группировок сил в соответствии с предстоящими задачами;
необходимое оснащение органов управления и сил, поддержание их в готовности;
создание резервов для ликвидации ЧС;
планирование возможных действий по ликвидации ЧС и организации взаимодействия;
постоянный контроль за обстановкой на территориях и своевременное выявление угрозы возникновения ЧС.
Успех ликвидации ЧС в значительной степени зависит от организации действий органов управления и сил, эффективности проведения АСДНР.
В основе этой деятельности лежат заблаговременно разработанные на всех уровнях планы действий по предупреждению и ликвидации ЧС, которые разрабатываются на основе оценки риска возникновения ЧС для соответствующих территорий, прогнозирования вариантов возможной обстановки, анализа возможных решений на проведение работ.
Управление ликвидацией ЧС организуется из единого центра на основе принципа централизации и ведется в интересах решения общей, основной задачи – ликвидации ЧС в возможно короткие сроки и с минимальным ущербом.
Оперативное планирование АСДНР проводится комиссиями по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, осуществляющими руководство ликвидацией ЧС, а также органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС соответствующего уровня.
Особо важную роль в осуществлении эффективного управления при ликвидации ЧС играет наличие непрерывно действующей надежной связи.
При крупномасштабных ЧС после проведения АСДНР в ряде случаев остаются не устраненными их долговременные последствия, которые весьма трудоемки, часто требуют привлечения больших объемов различных ресурсов. Работы по устранению этих последствий ведутся в соответствии с планами или программами восстановления. Несмотря на то, что ликвидация долговременных последствий – дело территориальных и объектовых администраций, на практике к этой работе нередко подключаются те или иные звенья и ресурсы РСЧС.
Ликвидация ЧС по требуемым усилиям, затратам, объемам работ в целом занимает главное место в деятельности органов управления и сил РСЧС и ГО. Это обусловлено тем, что, несмотря на приоритет работ по предупреждению ЧС, уровень угроз их возникновения остается очень высоким, а по многим показателям наблюдается их рост.
В деятельности органов управления РСЧС по защите населения от ЧС большое значение имеет социальная направленность, которая наглядно проявляется в процессе жизнеобеспечения и социальной защиты пострадавшего населения.
По своей сути жизнеобеспечение, как элемент социальной защиты, обеспечивает защищенность людей от нехватки воды и продовольствия, неблагоприятных условий обитания и болезней. Поэтому решение проблем жизнеобеспечения населения, особенно в начальный период ликвидации ЧС, является одной из первостепенных задач органов государственной власти, органов местного самоуправления и органов управления РСЧС всех уровней.
В качестве дополнительного источника ресурсов для жизнеобеспечения при ЧС может выступать внутренняя и международная гуманитарная помощь, которая представляет собой комплекс услуг и материальных ресурсов, представляемых безвозмездно в благотворительном порядке населению, терпящему бедствие.
Она базируется на трех основных принципах – гуманность, беспристрастность и нейтралитет. Эти принципы воплощаются в жизнь на основе уважения прав человека и духа партнерства между субъектами и объектами гуманитарной помощи.
Большое значение при ЧС придается и социальной защите населения, пострадавшего в ЧС. Социальная защита населения представляет собой комплекс правовых и материальных мер, обеспечивающих каждому пострадавшему определенное восполнение (компенсацию) понесенного им физического, материального и социального ущерба.
Важным фактором, влияющим на результативность функционирования государственной системы защиты населения и территорий от ЧС, является уровень подготовки населения в области защиты от ЧС. Подготовка населения к действиям в ЧС является одной из важнейших задач системы.
Существующая сегодня в стране система подготовки населения в целом отвечает современным требованиям.
Особенности организации защиты населения в военное время.
Главной особенностью организации гражданской обороны при применении противником ОМП является необходимость обеспечения защиты населения и выполнения АСДНР в максимально возможных объемах и в предельно сжатые сроки в условиях воздействия поражающих факторов ССП.
Для обеспечения защиты населения от ССП в военное время задействуются все способы и средства.
В этих целях:
приводятся в техническую и оперативную готовность защитные сооружения гражданской обороны и пункты управления;
производятся работы по дооборудованию существующих заглубленных помещений и ускоренному строительству недостающих простейших укрытий с последующим их дооборудованием и доведением защитных свойств до требований, предъявляемых к противорадиационным укрытиям (ПРУ);
разбронируются средства индивидуальной защиты и организуется их выдача соответствующим категориям населения;
приводятся в полную готовность системы и средства оповещения, силы и средства наблюдения и контроля;
уточняются планы общей и частичной эвакуации населения, в необходимых случаях из отдельных районов производится отселение населения;
по заранее разработанным ускоренным программам организуется и в массовом порядке проводится обучение населения способам защиты от ССП и действиям в условиях ЧС военного времени;
на предприятиях, продолжающих работу в военное время и не имеющих достаточного количества убежищ, сооружаются быстровозводимые убежища для укрытия работающей смены и формируются необходимые системы жизнеобеспечения;
приводятся в готовность нештатные АСФ, при необходимости часть формирований выводится в безопасные районы. Создается группировка сил и средств для ведения АСДНР;
проводится комплекс мероприятий по информированию населения об обстановке, его морально-психологической адаптации к сложившимся условиям;
развертывается коечная сеть больничной базы в безопасных районах;
проводится массовая вакцинация населения и другие мероприятия экстренной и специфической профилактики;
при необходимости вводятся специальные режимно-ограничительные меры и правила поведения населения;
осуществляются мероприятия по световой маскировке городов, населенных пунктов и объектов экономики.
Указанные мероприятия проводятся в соответствии с ранее разработанными планами ГО и защиты населения по установленным степеням готовности.
Мероприятия по защите населения и территорий постоянно совершенствуются. Основные направления их развития:
принятие новых нормативно правовых актов (изменений и дополнений в федеральные законы) и создание на всех уровнях резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
обследование и инвентаризация помещений в подземном пространстве городов, а также подземных сооружений в других местах на предмет использования их в качестве защитных сооружений ГО;
разработка основных направлений работ по освоению подземного пространства городов в интересах защиты и жизнеобеспечения населения в ЧС с использованием экономических стимулов;
осуществление мер по поддержанию имеющегося фонда защитных сооружений в готовности к приему укрываемых;
ведение научных исследования по разработке новых средств защиты и ведения АСДНР;
проверки выполнения нормативных требований по защите населения от ЧС в наиболее потенциально опасных зонах и районах субъектов РФ.
завершение создание локальных систем оповещения;
строительство и переоборудование зданий и сооружений в районах размещения химически и радиационно опасных объектов с повышенными изолирующими и герметическими свойствами;
осуществление жесткой экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения от ЧС, регламентация (лицензирование) по размещению потенциально опасных производств;
обеспечение неукоснительного выполнения требований норм проектирования инженерно-технических мероприятий ГО, осуществление ликвидации или перенос в безопасные места жилых, общественных и производственных зданий.
Перспективные направления совершенствования защиты населения.
В последние годы все чаще высказываются мысли о необходимости пересмотра подходов к защите населения с учетом изменений, происходящих в международных отношениях, изменений во взглядах на характер ведения войны, новых экономических условий.
Так, по мнению ряда специалистов нужно отказаться от попыток массового накопления противогазов для всего населения, т. к. химическое оружие запрещено и уничтожается; в мирное время противогазы не защищают от промышленных АХОВ; при любых затратах мы никогда не сможем обеспечить ими все население, особенно детей; в нынешних финансово-экономических условиях это очень затратное мероприятие (производство, хранение, освежение и т.д.). Да и ведущие зарубежные страны отказались от такого пути.
При определении мер по защите населения и территорий предлагается вести речь по существу о двух самостоятельных направлениях - на мирное и военное время. Для каждого из них характерны свои опасности и угрозы, разные подходы, методы и способы защиты, хотя есть аналогичные моменты.
Предлагается не считать основным способом защиты массовую эвакуацию в короткие сроки населения из всех крупных городов. Она нереальна и может рассматриваться только как чрезвычайная мера, и лишь в исключительных случаях.
Остается одно - укрывать население в защитных сооружениях. Для этого нужно сохранить, содержать в надлежащем порядке и поддерживать в готовности тот фонд защитных сооружений, который был создан в предыдущие годы. Основной объем возведения недостающих защитных сооружений перенести на период непосредственной угрозы войны. Объемы же нового строительства убежищ и укрытий в мирное время видимо будут максимально сокращены (по существу это уже так и есть). Новое строительство будет вестись только там, где это крайне необходимо, в первую очередь, в районах размещения объектов атомной энергетики и других радиационно опасных объектов.
В современных условиях экономически целесообразно и технически возможно сосредоточить основное внимание на освоении различных сооружений подземного пространства городов, объектов, в том числе и жилых. В частности, строить не подвалы, как это делается сейчас, а подземные этажи с усиленными перекрытиями, где размещать объекты обслуживания зданий, различные подсобные помещения, мастерские и др. При необходимости эти сооружения можно (при соответствующих конструктивных решениях) быстро дооборудовать, довести защитные характеристики до нужного уровня.
Государственная политика в области защиты населения и территорий от ЧС проводится посредством целенаправленной и скоординированной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан в соответствии с их правами, полномочиями и обязанностями в этой сфере.
Содержание государственной политики, ее основные направления зависят от сложившихся объективных условий, степени природных и техногенных угроз и реальных экономических возможностей государства по ее реализации,
Защита населения и территорий является одним из направлений обеспечения безопасности человека и устойчивого функционирования объектов и отраслей экономики в ЧС природного, техногенного и военного характера. Она осуществляется в условиях когда, несмотря на принимаемые меры превентивного характера, возникает реальная угроза жизни и здоровью людей.
Планируемые направления защиты населения и территорий определяются основополагающими, принципиальными положениями, включающими состав защитных мероприятий, последовательность и особенности их выполнения, основные этапы совершенствования защиты населения.
Контрольные вопросы:
1. Основания для подготовки и осуществления мероприятий по защите населения Российской Федерации от ЧС природного, техногенного и военного характера.
2. Защита населения от ЧС, защита территорий от ЧС.
3. Общие принципы защиты населения от ЧС.
4. Содержание принципов защиты населения в федеральных законах «О гражданской обороне» и «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»
5. Комплекс мероприятий по защите населения от ЧС.
6. Общий порядок организации оповещения населения.
7. Общий порядок проведения эвакуационных мероприятий.
8. Общий порядок укрытия населения в защитных сооружениях.
9. Общий порядок применения средств индивидуальной защиты.
10. Общий порядок выполнения медицинских мероприятий по защите населения.
11. Особенности радиационной, химической и медико-биологической защиты населения.
12. Общий порядок организации подготовки населения в области защиты от ЧС.
13. Первая целевая функция государственных систем в области защиты населения и территорий от ЧС.
14. Вторая целевая функция государственных систем в области защиты населения и территорий от ЧС.
15. Третья целевая функция государственных систем в области защиты населения и территорий от ЧС.
16. Особенности организации защиты населения в военное время.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 212.