Полномочия органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Президент РФ:

определяет основные направления единой государственной политики в области ГО;

утверждает План ГО и защиты населения РФ;

 вводит в действие План ГО и защиты населения РФ на территории РФ или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично;

утверждает структуру, состав спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области ГО, штатную численность военнослужащих и гражданского персонала указанных воинских формирований и положение о спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области ГО;

осуществляет иные полномочия в области гражданской обороны в соответствии с законодательством РФ.

Правительство РФ:

обеспечивает проведение единой государственной политики в области гражданской обороны;

руководит организацией и ведением гражданской обороны;

издает нормативные правовые акты в области гражданской обороны и организует разработку проектов федеральных законов в области гражданской обороны;

определяет порядок отнесения территорий к группам по гражданской обороне в зависимости от количества проживающего на них населения и наличия организаций, играющих существенную роль в экономике государства или влияющих на безопасность населения, а также организаций — к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения;

определяет порядок эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

определяет порядок подготовки населения в области гражданской обороны;

определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

определяет порядок приведения в готовность гражданской обороны;

осуществляет иные полномочия в области гражданской обороны в соответствии с законодательством РФ и указами Президента РФ.

Федеральные органы исполнительной власти:

принимают нормативные акты в области гражданской обороны, доводят их требования до сведения организаций, находящихся в их ведении, и контролируют их выполнение;

разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны, согласованные с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, включая создание и подготовку необходимых сил и средств;

осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности технические системы управления гражданской обороны и системы оповещения населения в районах размещения потенциально опасных объектов, находящихся в ведении указанных федеральных органов исполнительной власти, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера;

создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне федерального органа исполнительной власти.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения;

в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны;

организуют подготовку населения в области гражданской обороны;

создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления гражданской обороны, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;

планируют мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения;

планируют мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера;

определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального уровня по гражданской обороне.

Органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований:

проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения;

проводят подготовку населения в области гражданской обороны;

создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;

проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств;

обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера;

в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны, необходимые для решения вопросов местного значения;

определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий местного уровня по гражданской обороне.

Общими обязанностями руководителей федеральных органов исполнительной власти являются:

принятие нормативных актов в области гражданской обороны, доведение их требований до сведения организаций, находящихся в их ведении, и контролируют их выполнение;

разработка и реализация планов гражданской обороны, согласованных с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, организация проведения мероприятий по гражданской обороне, включая создание и подготовку необходимых сил и средств;

осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

создание и поддержание в состоянии постоянной готовности технических систем управления гражданской обороны и систем оповещения населения в районах размещения потенциально опасных объектов, находящихся в ведении указанных федеральных органов исполнительной власти, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера;

создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

определение перечня организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне федерального органа исполнительной власти.

Общими обязанностями глав органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации являются:

организация проведения мероприятий по ГО, разработка и реализация планов гражданской обороны и защиты населения;

в пределах своих полномочий создание и поддерживание в состоянии готовности сил и средств гражданской обороны;

организация подготовки населения в области ГО;

создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию   технических систем управления ГО, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера, защитных сооружений и других объектов ГО;

планирование мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещение, развертывание лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения;

планирование мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

обеспечение своевременного оповещения населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера;

определение перечня организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального уровня по гражданской обороне.

Общими обязанностями руководителей органов местного самоуправления (выполняемых самостоятельно в границах муниципальных образований) являются:

проведение мероприятий по ГО, разработка и реализация планов ГО и защиты населения;

проведение подготовки населения в области ГО;

создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальных систем оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера, защитных сооружений и других объектов ГО;

проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

проведение первоочередных мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

создание и содержание в целях ГО запасов продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств;

обеспечение своевременного оповещения населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера;

в пределах своих полномочий создание и поддержание в состоянии готовности сил и средств гражданской обороны, необходимых для решения вопросов местного значения;

определение перечня организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий местного уровня по ГО.

Общими обязанностями руководителей организаций являются:

планирование и организация проведения мероприятий по ГО;

проведение мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организации в военное время;

осуществление подготовки своих работников в области ГО;

создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Руководители организаций являются непосредственными организаторами ГО на своих объектах и несут личную ответственность за ее постоянную готовность, а также за своевременное выполнение задач гражданской обороны. Они выполняют указания и распоряжения по организации и ведению ГО вышестоящего руководителя по ведомственной принадлежности, а также руководителя органа местного самоуправления по месту дислокации организации.

Обязанности органов управления, уполномоченных на решение задач в области ГО.

МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области ГО.

На МЧС России возлагается:

разработка предложений по формированию основ единой государственной политики в области гражданской обороны и их реализация; организация разработки и внесение на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ проектов законодательных и других нормативных правовых актов по вопросам ГО;

разработка и внесение в Правительство РФ для представления Президенту РФ предложений о порядке введения в действие Плана ГО и защиты населения на территории РФ или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично;

осуществление разработки и контроля за реализацией федеральных целевых программ в области ГО, реализация в установленном порядке полномочий государственного заказчика федеральных целевых программ по вопросам ГО;

организация в установленном порядке подготовки должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам ГО;

организация проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области ГО;

разработка и утверждение показателей для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в установленном порядке, в зависимости от их роли в экономике государства или влияния на безопасность населения;

разработка в установленном порядке предложений об отнесении территорий к группам по ГО в зависимости от количества проживающего населения и наличия организаций, играющих существенную роль в экономике государства или влияющих на безопасность населения, а также о создании убежищ и иных объектов ГО, о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

организация разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями мобилизационных мероприятий ГО;

руководство созданием и поддержанием в состоянии постоянной готовности технических систем управления ГО и систем оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, контроль за созданием и деятельностью этих систем;

контроль за созданием локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов;

методическое руководство созданием и обеспечением готовности сил и средств гражданской обороны в субъектах РФ, муниципальных образованиях и организациях, а также контроль в этой области;

организационное и методическое руководство накоплением, хранением и использованием в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

методическое руководство созданием и поддержанием в готовности убежищ и иных объектов ГО, организацией радиационной, химической, биологической и медицинской защиты населения, а также контроль в этой области;

обеспечение осуществления мероприятий по оперативному оборудованию территорий в части, касающейся ГО;

сбор и обработка информации в области гражданской обороны, информирование населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникающих ЧС, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также о прогнозе в области ГО;

осуществление государственного надзора за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований по ГО;

участие в проведении государственной экспертизы градостроительной документации и проектов строительства объектов в части, касающейся соблюдения требований по ГО;

разработка и представление в установленном порядке в Правительство РФ для утверждения Президентом РФ проекта Плана ГО и защиты населения РФ;

участие в разработке мобилизационного плана экономики РФ в части, касающейся мероприятий в области ГО;

осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время, создание и содержание в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, разработка и реализация плана гражданской обороны МЧС России;

организация проведения мероприятий по ГО, включая подготовку необходимых сил и средств, создание и поддержание в состоянии постоянной готовности технических систем управления гражданской обороны МЧС России;

методическое руководство и контроль организации обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

участие в разработке Генеральным Штабом Вооруженных Сил РФ плана применения Вооруженных Сил РФ, мобилизационного плана Вооруженных Сил РФ и федеральной государственной программы оперативного оборудования территорий РФ в целях обороны, обеспечение осуществления мероприятий по оперативному оборудованию территорий в части, касающейся ГО;

организация по согласованию с Генеральным Штабом Вооруженных Сил РФ планирования в установленном порядке действий и применения спасательных воинских формирований для выполнения задач в целях обороны РФ, подготовка спасательных воинских формирований к совместным с Вооруженными Силами РФ действиям в целях обороны РФ;

определение потребности специалистов для спасательных воинских формирований и подготовка их в образовательных учреждениях МЧС России и других образовательных учреждениях;

поддержание боевой и мобилизационной готовности органов управления, спасательных воинских формирований;

координация деятельности и взаимодействие с Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами при решении задач в области ГО;

создание, реорганизация и ликвидация в установленном порядке территориальных органов, спасательных центров, соединений, воинских частей, комплектование их личным составом, тарификация их утвержденных штатов и штатных перечней, а также организация их материального, технического, финансового и других видов обеспечения;

проведение в установленном порядке проверок готовности федеральных органов исполнительной власти к осуществлению мероприятий гражданской обороны;

осуществление по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления проверок готовности указанных органов к проведению мероприятий ГО;

осуществление международного сотрудничества в области ГО.

В начале 2000 впервые Указом Президента Российской Федерации был утвержден План гражданской обороны Российской Федерации, разработанный с учетом требований Федерального закона «О гражданской обороне». 5 января 2004 года Президентом Российской Федерации были утверждены «Основы единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2010 года». Документ подобного рода в области гражданской обороны был принят в нашей стране впервые. В нем заложены концептуальные основы подготовки государства к ведению гражданской обороны в новых политических и социально-экономических условиях, определены задачи и основные направления единой государственной политики в области гражданской обороны, пути реализации этой политики.

Дальнейшее развитие этот документ получил в «Основах единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2020 года», утвержденных Президентом Российской Федерации (Пр-2613) 03.09.2011г., позднее этот документ был заменен на «Основы государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года», утвержденных указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 2016 № 696.

Это программный документ на ближайшие годы в области совершенствования и развития гражданской обороны.

Задачи и структура РСЧС

До 1986 года вопросы защиты населения и территорий были возложены на ГО, причем только на относительно непродолжительное время. Однако после катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году и землетрясения в Армении в 1988 году возникла необходимость в создании государственного механизма по прогнозированию, предупреждению, локализации и ликвидации ЧС мирного времени. Такой механизм был создан в 1990 году в виде Российского корпуса спасателей. Но реально задачи защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера стала решать лишь РСЧС, созданная в 1992 и реформированная в 1995 и 2003 гг. В целом РСЧС и ГО во главе с МЧС России в своем развитии прошли несколько этапов.

Структура РСЧС

Прежде чем приступить к детальному рассмотрению таких взаимосвязанных систем, как РСЧС и ГО, целесообразно остановиться на изучении Положения о МЧС Росси.

МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

МЧС России осуществляет управление, координацию, контроль и реагирование в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

МЧС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему:

территориальные органы - региональные центры МЧС России и органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС, по субъектам Российской Федерации,

федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы,

спасательные воинские формирования МЧС России,

государственную инспекцию по маломерным судам МЧС России,

АСС и АСФ,

военизированные горноспасательные части,

образовательные, научно-исследовательские, медицинские, санаторно-курортные и иные учреждения и организации, находящиеся в ведении МЧС России,

а также через представителей МЧС России в составе представительств РФ при международных организациях.

Для решения гуманитарных задач за пределами РФ из части сил системы МЧС России создается российский национальный корпус чрезвычайного гуманитарного реагирования.

Основными задачами МЧС России являются:

выработка и реализация государственной политики в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах компетенции МЧС России;

организация подготовки и утверждения в установленном порядке проектов нормативных правовых актов в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

осуществление управления в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС;

осуществление нормативного регулирования в целях предупреждения, прогнозирования и смягчения последствий ЧС и пожаров, а также осуществление специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России;

осуществление деятельности по организации и ведению ГО, экстренному реагированию при ЧС, защите населения и территорий от ЧС и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также осуществление мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами РФ.

РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.

Основными задачами РСЧС являются:

разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах;

осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в ЧС;

обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС;

сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;

подготовка населения к действиям в ЧС, в том числе организация разъяснительной и профилактической работы среди населения в целях предупреждения возникновения ЧС на водных объектах;

организация оповещения населения о ЧС и информирования населения о ЧС, в том числе экстренного оповещения населения;

прогнозирование угрозы возникновения ЧС, оценка социально-экономических последствий ЧС;

создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ЧС;

осуществление государственной экспертизы, государственного надзора в области защиты населения и территорий от ЧС;

ликвидация ЧС;

осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС;

проведение гуманитарных акций;

реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах.

Полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, организацию государственного управления, обязанности организаций, права и обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС определяются Федеральным законом РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.94 № 68-ФЗ (с изм. и доп.).

Единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

Функциональные подсистемы единой системы создаются федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными организациями согласно приложению для организации работы в области защиты населения и территорий от ЧС ситуаций в сфере деятельности этих органов и уполномоченных организаций.. Перечень функциональных подсистем РСЧС определяется «Положением о единой государственной системе по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций», утвержденном постановлением Правительства РФ от 30.12.03 № 794 (с изм. и доп.).

Организация, состав сил и средств функциональных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы, по согласованию с МЧС России.

Территориальные подсистемы единой системы создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

Организация, состав сил и средств территориальных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов РФ.

На каждом уровне единой системы создаются:

координационные органы,

постоянно действующие органы управления,

органы повседневного управления,

силы и средства,

резервы финансовых и материальных ресурсов,

системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Координационными органами единой системы являются:

на федеральном уровне - Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций;

на региональном уровне (в пределах территории субъекта РФ) - комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта РФ;

на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) - комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;

на объектовом уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности организации.

Основными задачами комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности в соответствии с их компетенцией являются:

разработка предложений по реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности;

координация деятельности органов управления и сил единой системы;

обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате ЧС;

рассмотрение вопросов о привлечении сил и средств ГО к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации ЧС в порядке, установленном федеральным законом;

рассмотрение вопросов об организации оповещения и информирования населения о ЧС.

Постоянно действующими органами управления единой системы являются:

на федеральном уровне – МЧС России, а также образованные для решения задач в области защиты населения и территорий от ЧС подразделения федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций;

на межрегиональном уровне - региональные центры МЧС России;

на региональном уровне - главные управления МЧС России;

на муниципальном уровне - создаваемые при органах местного самоуправления органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС;

на объектовом уровне - структурные подразделения организаций, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС.

Органами повседневного управления единой системы являются:

на федеральном уровне – НЦУКС МЧС России, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы и другие организации (подразделения), создаваемые федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными организациями;

на межрегиональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях региональных центров, а также центры управления (ситуационно-кризисные центры), информационные центры, дежурно- диспетчерские службы и другие организации (подразделения), создаваемые федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами);

на региональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России, а также центры управления (ситуационно-кризисные центры), информационные центры, дежурно-диспетчерские службы и другие организации (подразделения), создаваемые федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами) и органами исполнительной власти субъектов РФ;

на муниципальном уровне - создаваемые в установленном порядке единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований, а также дежурно-диспетчерские службы и другие организации (подразделения), создаваемые органами местного самоуправления;

на объектовом уровне - дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

К силам и средствам единой системы относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации ЧС.

Состав сил и средств единой системы определяется Правительством РФ.

Силы и средства ГО привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации ЧС федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным законом.

В состав сил и средств каждого уровня единой системы входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на ЧС и проведения работ по их ликвидации (далее - силы постоянной готовности).

Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы (далее - АСС), АСФ, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения АСДНР в зоне ЧС в течение не менее 3 суток.

Перечень сил постоянной готовности федерального уровня утверждается Правительством РФ по представлению МЧС России, согласованному с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и организациями.

Перечень сил постоянной готовности территориальных подсистем утверждается органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с МЧС России.

Состав и структуру сил постоянной готовности определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации ЧС.

Координацию деятельности АСС, АСФ, общественных объединений, участвующих в проведении АСР и действующих на всей или большей части территории Российской Федерации, а также всех видов пожарной охраны осуществляет в установленном порядке МЧС России.

Координацию деятельности АСС, АСФ на территориях субъектов РФ осуществляют в установленном порядке главные управления МЧС России по субъектам РФ.

Координацию деятельности АСС и АСФ на территориях муниципальных образований осуществляют органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и ГО при органах местного самоуправления.

Для ликвидации ЧС создаются и используются:

резервный фонд Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий;

запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации последствий ЧС, находящиеся в составе государственного материального резерва;

резервы финансовых и материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти;

резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций.

Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и организациями.

Управление единой системой

Управление единой системой осуществляется с использованием систем связи и оповещения, представляющих собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления и сил единой системы.

Информационное обеспечение в единой системе осуществляется с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы, представляющей собой совокупность технических систем, средств связи и оповещения, автоматизации и информационных ресурсов, обеспечивающей обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации.

Для приема сообщений о ЧС, в том числе вызванных пожарами, используются единый номер вызова экстренных оперативных служб "112" и номер приема сообщений о пожарах и ЧС, назначаемый федеральным органом исполнительной власти в области связи.

При отсутствии угрозы возникновения ЧС на объектах, территориях или акваториях органы управления и силы единой системы функционируют в режиме повседневной деятельности.

Решениями:

руководителей федеральных органов исполнительной власти,

органов исполнительной власти субъектов РФ,

органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли ЧС, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация ЧС, для соответствующих органов управления и сил единой системы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:

режим повышенной готовности - при угрозе возникновения ЧС;

режим ЧС - при возникновении и ликвидации ЧС.

Решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций о введении для соответствующих органов управления и сил единой системы режима повышенной готовности или режима ЧС определяются:

а) обстоятельства, послужившие основанием для введения режима повышенной готовности или режима ЧС;

б) границы территории, на которой может возникнуть ЧС, или границы зоны ЧС;

в) силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;

г) перечень мер по обеспечению защиты населения от ЧС или организации работ по ее ликвидации;

д) должностные лица, ответственные за осуществление мероприятий по предупреждению ЧС, или руководитель ликвидации ЧС.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций должны информировать население через средства массовой информации и по иным каналам связи о введении на конкретной территории соответствующих режимов функционирования органов управления и сил единой системы, а также мерах по обеспечению безопасности населения.

При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на соответствующих территориях режима повышенной готовности или режима ЧС, руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций отменяют установленные режимы функционирования органов управления и сил единой системы.

Руководство силами и средствами, привлеченными к ликвидации ЧС, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители ликвидации ЧС.

Руководители АСС и АСФ, прибывшие в зоны ЧС первыми, принимают полномочия руководителей ликвидации ЧС и исполняют их до прибытия руководителей ликвидации ЧС, определенных законодательством РФ и законодательством субъектов РФ, планами действий по предупреждению и ликвидации ЧС или назначенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация ЧС.

Руководители ликвидации ЧС по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями, на территориях которых возникла ЧС, устанавливают границы зоны ЧС, порядок и особенности действий по ее локализации, а также принимают решения по проведению АСДНР.

Решения руководителей ликвидации ЧС являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зоне ЧС, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Руководители работ по ликвидации ЧС незамедлительно информируют о принятых ими в случае крайней необходимости решениях соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и организации.

Финансовое обеспечение функционирования единой системы и мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов и собственников (пользователей) имущества в соответствии с законодательством РФ.

Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации ЧС за счет собственных средств.

Пути развития РСЧС и ГО

Как всякие социальные система, РСЧС и ГО постоянно находятся в развитии. Существенно изменяется окружающий нас мир, и, соответственно, меняются представления о системе защиты населения, как в военное, так и в мирное время. Идет процесс формирования её нового облика. Этот процесс затрагивает проблемы законодательства, способов и методов защиты населения, финансового и материального обеспечения, создания сил гражданской обороны и многие другие.

Необходимость создания государственных систем защиты населения и территорий от ЧС обусловлена нередко огромными масштабами последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также опасностей, возникающих при ведении военных действий и террористических актах или вследствие этих действий и актов, для предотвращения и ликвидации которых требуются сосредоточение усилий всего государства, организация взаимодействия различных органов управления, сил и средств, в целом - формирование и осуществление государственной политики в данной области.

За время существования РСЧС проделана значительная работа по ее становлению и развитию. Созданы нормативная правовая база функционирования системы, ее силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов на различных уровнях для ликвидации ЧС, отработаны технологии ведения АСДНР и т. д. Сегодня РСЧС осознается гражданами России как одна из структур, способная обеспечить их безопасность.

В настоящее время актуальность проблем защиты населения и территорий от ЧС не снижается. Это обусловлено, во-первых, значительным количеством имеющих место природных и техногенных катастроф, социальных потрясений, приводящих к многочисленным жертвам и огромному ущербу; во-вторых, сохраняющейся военной опасностью для РФ, которая при определенных условиях может перерасти в непосредственную военную угрозу и военные конфликты.

В последний период серьезную угрозу для страны приобрел международный и внутренний терроризм.

Пересмотр возможных сценариев ведения современных войн и военных кофликтов определил необходимость пересмотра подходов к защите населения и со-вершенствования законодательства РФ.

Основным отличием ГО будущего от существующей будет переход от системы защиты от поражающих факторов при широкомасштабном применении ядерного оружия к защите от конкретных видов опасностей, которые могут возникнуть на данной территории, в том числе при применении ядерного оружия по отдельным объектам инфраструктуры. При этом объём мероприятий, проводимых заблаговременно, должен быть соотнесён с риском возникновения конкретного вида опасности, а их проведение должно обеспечивать значимый эффект в виде существенного сокращения возможных жертв и материального ущерба.

Развитие ГО осуществляется в соответствии со следующими основными принципами:

реформирование ГО в рамках общей стратегии развития военной организации государства;

необходимая достаточность при организации и выполнении мероприятий по ГО;

заблаговременность подготовки государства к ведению ГО в мирное время;

обеспечение постоянной готовности сил ГО к действиям в условиях военного времени и при ЧС;

финансирование ГО как со стороны государства, так и со стороны субъектов РФ, муниципальных образований и организаций;

рациональное расходование средств «затраты – эффективность»;

повышение социальной значимости ГО, оказание помощи населению в кризисных ситуациях;

использование новых форм и методов защиты населения и территорий от опасностей военного времени и при ЧС.

В основу реформирования закладываются те же принципы, на которых базируется стратегия развития военной организации государства. Характерной чертой нового облика ГО является то, что её подготовка и ведение должны осуществляться, как и вся оборона страны в целом, исходя из принципа стратегической мобильности. Суть принципа стратегической мобильности для гражданской обороны состоит в создании возможностей для поэтапного наращивания её мероприятий во времени и пространстве в зависимости от уровня военных угроз, в концентрации сил и средств в нужное время и в нужном месте.

Дальнейшее развитие ГО осуществляется по следующим направлениям:

развитие нормативной правовой базы;

совершенствование системы управления и оповещения;

повышение эффективности способов защиты населения;

реформирование сил.

Основные мероприятия по развитию нормативной правовой базы включают:

создание системы нормативных правовых актов, регламентирующих новые подходы к организации и ведению ГО;

актуализацию нормативных правовых актов по выполнению задач ГО;

разработку технических регламентов, национальных стандартов и федеральных норм и правил по выполнению задач ГО и осуществлению разрешительных, надзорных и контрольных функций в области ГО;

совершенствование правового механизма по разграничению предметов ведения и полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в области гражданской обороны.

В связи с этим при корректировке Государственной программы РФ «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» (далее - Госпрограмма) предполагается разработка и включение в Госпрограмму подпрограммы «Формирование системы обеспечения гражданской обороны», в рамках выполнения которой необходимо обеспечить:

внесение изменений в действующую нормативную правовую базу;

создание комплексной системы формирования и управления антикризисными резервами и ресурсами;

нормативное правовое и методическое обеспечение деятельности органов управления и должностных лиц гражданской обороны по внедрению механизмов финансового и ресурсного обеспечения мероприятий гражданской обороны.

 

Контрольные вопросы:

1. Основные этапы развития гражданской обороны.

2. Основы организации гражданской обороны.

3. Руководство и управление гражданской обороной.

4. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области гражданской обороны.

5. Полномочия Президента и Правительства Российской Федерации в области гражданской обороны.

6. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области гражданской обороны.

7. Полномочия органов местного самоуправления в области гражданской обороны.

8. Общие обязанности глав органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области гражданской обороны.

9. Общие обязанности руководителей органов местного самоуправления в области гражданской обороны.

10. Обязанности органов управления, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны.

11. Система МЧС России.

12. Основные задачи МЧС России.

13. Основные задачи РСЧС.

14. Функциональные и территориальные подсистемы единой РСЧС.

15. Координационные органы единой системы.

16. Постоянно действующими органами управления единой системы.

17. Органы повседневного управления единой системы.

18. Управление единой системой.

19. Режимы функционирования РСЧС.

 



Дата: 2019-02-25, просмотров: 205.