Распределение затрат на производство и реализацию продукции по годам расчетного периода сведем в таблицу 17.
Таблица 17
Распределение затрат на производство и реализацию продукции по годам расчетного периода, тыс. руб.
Экономические элементы | Значение показателя по шагам расчетного периода | ||||||
2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | |||
Производственная программа, % | |||||||
50 | 80 | 100 | 100 | 100 | |||
1. Материальные затраты, всего | 72109,864 | 115378,322 | 144223,960 | 144223,960 | 144223,960 | ||
1.1. Затраты на сырье и материалы | 70009,577 | 112017,788 | 140023,262 | 140023,262 | 140023,262 | ||
1.2.Материалы для ремонта и эксплуатации оборудования (3% от п.1.1) | 2100,287 | 3360,534 | 4200,698 | 4200,698 | 4200,698 | ||
2. Затраты на заработную плату, всего | 6305,670 | 8174,880 | 9421,020 | 9421,020 | 9421,020 | ||
2.1 . Производственные рабочие | 3115,350 | 4984,560 | 6230,700 | 6230,700 | 6230,700 | ||
2.2. Руководители, специалисты и административно - управленческий аппарат | 3190,320 | 3190,320 | 3190,320 | 3190,320 | 3190,320 | ||
3. Начисления на заработную плату- всего, в том числе: | 2143,928 | 2779,459 | 3203,147 | 3203,147 | 3203,147 | ||
3.1 .Производственные рабочие | 1059,219 | 1694,750 | 2118,438 | 2118,438 | 2118,438 | ||
3.2. Руководители, специалисты и административно-управленческий аппарат | 1084,709 | 1084,709 | 1084,709 | 1084,709 | 1084,709 | ||
4. Амортизация основных фондов | 630,110 | 630,110 | 630,110 | 630,110 | 630,110 | ||
5. Прочие затраты, всего | 4005,599 | 4720,840 | 5359,680 | 4774,567 | 4824,567 | ||
5.1 .Проценты за кредит | 742,500 | 530,696 | 285,003 | ||||
5.2. Затраты на подготовку кадров, тыс.руб | 630,567 | 817,488 | 942,102 | 942,102 | 942,102 | ||
5.3. Расходы на сертификацию продукции, тыс. руб. | 1400,192 | 2240,356 | 2800,465 | 2800,465 | 2800,465 | ||
5.4. Расходы на текущее изучение конъюнктуры рынка, сбор инфор-мации, непосредственно связанной с производством и реализацией товара; рекламу производимого и реализуемого товара, тыс.руб. | 800,340 | 700,300 | 900,110 | 600,000 | 650,000 | ||
5.5. Аренда | 432,000 | 432,000 | 432,000 | 432,000 | 432,000 | ||
ИТОГО | 85195,171 | 131683,611 | 162837,917 | 162252,804 | 162302,804 | ||
Планирование цены
Для стоимостной оценки объема продаж необходимо спланировать цену на продукцию, используя метод установления цены на основе издержек производства и реализации продукции. Цена товара образуется путем добавления наценки к затратам на производство и реализацию продукции.
Алгоритм расчета представим в таблице 18.
Таблица 18
Расчет плановой цены, тыс. руб.
Наименование показателя | Значение показателя по шагам расчетного периода | ||||
2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | |
Производственная программа, % | |||||
50 | 80 | 100 | 100 | 100 | |
1. Затраты на производство и реализацию, тыс.руб | 85195,171 | 131683,611 | 162837,917 | 162252,804 | 162302,804 |
2. Объем продаж в нат.выр. (шт.) | 17039,000 | 27263,000 | 34079,000 | 34079,000 | 34079,000 |
3. Затраты на производство и реализацию единицы продукции (стр.1/стр.2), тыс.руб. | 5,000 | 4,830 | 4,778 | 4,761 | 4,763 |
4. Наценка, коэф. | 0,380 | 0,440 | 0,460 | 0,480 | 0,500 |
5. Оптовая цена (стр.3*стр.4+стр.3) | 6,900 | 6,955 | 6,976 | 7,046 | 7,144 |
В первое время реализации проекта предприятие намерено использовать стратегию «цены проникновения». Стратегия проникновения состоит в установлении низкой цены с целью с самого начала захватить большую долю рынка. Она предполагает наличие системы интенсивного сбыта, стимулирование интереса рынка активными рекламными мероприятиями и прежде всего соответствующие производственные возможности. Это стратегия, рассчитанная на крупные начальные инвестиции, которые нескоро будут возвращены. Уклон здесь скорее коммерческий, чем финансовый. Оптовая цена пуховика производителя «SAVAGE» приблизительно равна нашей или немного ниже (6500-7000 руб.), оптовая цена остальных конкурентов на порядок выше и составляет 8000-10000 руб.
Планирование операционных денежных потоков
Предположим, что по результатам прогнозного анализа предполагается, что дополнительная потребность в оборотных активах составит 10 % от увеличения объема продаж, а прирост в краткосрочных пассивах – 10% от увеличения в объеме годовых затрат на производство и реализацию продукции.
Чистый оборотный капитал – это разность между оборотными активами и краткосрочными пассивами. Это затраты по приобретению необходимого запаса сырья и материалов, оплате труда работников, погашению задолженности перед кредиторами за электроэнергию воду и пр., а также формирование страхового резерва денежных средств на случай задержек оплаты покупателями за отгруженную им продукцию. Увеличение чистого оборотного капитала отражается как «Отток денежных средств»; уменьшение чистого оборотного капитала - как «Приток денежных средств».
Таблица 19
Операционные денежные потоки инвестиционного проекта, тыс. руб.
Показатель | Значение показателя по шагам расчетного периода | ||||
2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | |
1. Объем продаж, в нат. выр (шт.) | 17039,000 | 27263,000 | 34079,000 | 34079,000 | 34079,000 |
2. Оптовая цена (стр.5 табл. 3.18), тыс.руб | 6,900 | 6,955 | 6,976 | 7,046 | 7,144 |
3. Выручка от реализации продукции, тыс. руб. | 117569,335 | 189624,399 | 237743,358 | 240134,150 | 243454,206 |
4. Затраты на про-изводство и реали-зацию продукцию, исключая амортизацию | 84565,061 | 131053,501 | 162207,807 | 161622,694 | 161672,694 |
5. Амортизация (п.4 табл. 3.17) | 630,110 | 630,110 | 630,110 | 630,110 | 630,110 |
6.Налогооблагаемая прибыль (стр.3-стр.4-стр.5) | 32374,165 | 57940,789 | 74905,442 | 77881,346 | 81151,402 |
7. Налог на прибыль (стр.6*0,2) | 6474,833 | 11588,158 | 14981,088 | 15576,269 | 16230,280 |
8. Чистая прибыль (убыток) (стр.6-стр.7) | 25899,332 | 46352,631 | 59924,353 | 62305,077 | 64921,122 |
9. Планируемый прирост оборотных активов (стр.3*0,2) | 23543,072 | 37660,262 |
| ||
10. Планируемый прирост краткосрочных пассивов ((стр.4+стр.5)*0,1) | 8289,814 | 13076,480 |
| ||
11. Изменение величины собственного оборотного капитала (стр.9-стр.10) | 14994,350 | 24756,519 |
| ||
12. Итого величина операционного денежного потока (стр.8+стр.5+/-стр.11) | 11535,092 | 22226,222 | 60554,463 | 62935,187 | 65551,232 |
По итогам расчетов операционный поток на конец каждого месяца принимает положительное число.
Оценка эффективности
Для расчета показателей эффективности инвестиционного проекта необходимо разработать план денежных потоков проекта (табл. 20).
Коэффициент дисконтирования (αt) рассчитывается по следующей формуле: αt = 1/(1+r)t
где r – норма дисконта, коэффициент;
t – номер расчетного шага.
Т.к. проект предполагает смешанное финансирование, то рассчитывается средневзвешенная цена капитала:
где i = 1…n – количество источников финансирования инвестиционного проекта;
ri – цена i-го источника финансирования;
di – доля i-го источника финансирования в общем объеме капитала.
Воспользовавшись формулой, средневзвешенная цена капитала будет равна: r=0,752 * 25 + 0,248 * 16 = 22,768% или 0,22768
Таблица 20
План денежных потоков проекта, тыс. руб
Показатели | Значение показателя по шагам расчетного периода |
| ||||
2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | |
1. Инвестиции (табл.2.3) | -20161,495 |
| ||||
2. Операционный денежный поток (стр.12 табл.6.1) | 11535,092 | 22226,222 | 60554,463 | 62935,187 | 65551,232 | |
3. Погашение основного долга по кредиту (табл.4.7 стр.3) | 1426,289 | 1654,496 | 1919,215 |
| ||
4. Сумма процентов, не включенная в себестоимость |
| 57,500 | 41,098 | 22,072 |
|
|
5. Чистый денежный поток (стр.1+стр.2-стр.3-стр.4) | -20161,495 | 10051,303 | 20530,628 | 58613,177 | 62935,187 | 65551,232 |
6. Коэффициент дисконтирования (r=0.22768) | 1,000 | 0,815 | 0,663 | 0,540 | 0,440 | 0,359 |
7. Дисконтированный денежный поток, NPV (стр.5*стр.6) | -20161,495 | 8187,234 | 13621,718 | 31676,684 | 27704,659 | 23504,713 |
8. То же накопленным итогом, NPV | -20161,495 | -11974,261 | 1647,456 | 33324,141 | 61028,799 | 84533,512 |
Эффективность инвестиционного проекта оценим с помощью трех основных показателей:
· чистого дисконтированного дохода (NPV);
· срока окупаемости (DPB);
· индекса доходности (PI).
NPV накопленным итогом за определенный период = NPV за этот период + NPV накопленным итогом за предыдущий период.
Расчетное значение чистого дисконтированного дохода (NPV) находится в 8 строке табл.20 крайнего столбца. 84533,512>0, реализация проекта эффективна.
Таблица 21
Расчет коэффициента дисконтирования при r=0,22768
Год | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Коэффи-циент дискон-тирова-ния | 1/ (1+0,22768)0 =1,000 | 1/ (1+0,22768)1 =0,815 | 1/ (1+0,22768)2 =0,663 | 1/ (1+0,22768)3 =0,540 | 1/ (1+0,22768)4 =0,440 | 1/ (1+0,22768)5 =0,359 |
Срок окупаемости (DPB) определяется суммой целой и дробной его составляющих. Целая составляющая (часть) определяется тем периодом времени, в котором последний раз NPV нарастающим итогом принял отрицательное значение. Дробная часть определяется по формуле:
d= [I0-(CF1 + CFi)]/CFi+1
где I0 - величина инвестиционных затрат; CF1 – денежный поток проекта на 1 – м шаге; CFi – значение денежного потока проекта в году, в котором чистый денежный поток проекта последний раз принял отрицательное значение; CFi+1 - значение денежного потока проекта в году, следующим за годом, в котором чистый денежный поток проекта последний раз принял отрицательное значение.
Расчетные данные таблицы показывают, что целая часть срока окупаемости равна 1 год. Тогда дробная часть составляет:
d = (20161,495-8187,234)/ 13621,718= 0,879 года
Таким образом, срок окупаемости проекта равен 1+0,879=1,879 года или 1 год 11 месяцев, что меньше расчетного периода.
Индексом доходности (PI) называется отношение накопленного сальдо реальных денег к объему инвестиций и рассчитывается по следующей формуле:
где n – срок реализации проекта; CFt – элемент чистого денежного потока.
Индекс доходности должен превышать 1. В нашем случае индекс доходности составит 5,19 руб./руб.
PI=(8187,234+13621,718+31676,684+27704,659+23504,713)/20161,495=5,19 руб./руб.
Это означает, что с 1 рубля инвестиций инвесторы получат 5 рублей 19 копеек дохода.
ТЕСТ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Бизнес-план:
a. личный план предпринимателя;
b. государственный план;
c. план осуществления предпринимательского проекта.
d. план развития на ближайшие 5 лет
2. Раздел «Общая характеристика предприятия, отрасли, продукции» в бизнес-плане включает в себя:
a. план инвестиционных операций;
b. перечень технологического оборудования, планируемого к закупке;
c. условия реализации проекта;
d. отраслевой анализ
Дата: 2019-02-25, просмотров: 215.