Маркетинговый анализ должен включать анализ потребителей и конкурентов. Анализ потребителей позволяет определить потребительские запросы, потенциальные сегменты рынка и характер процесса покупки. Для этого необходимо провести детальное исследование рынка. Кроме того, необходимо провести анализ основных конкурентов в рамках рыночной структуры и институциональных ограничений, на нее влияющих. На основе результатов маркетингового анализа разрабатывается маркетинговый план. В нем должны быть определены стратегии разработки продукта, ценообразования, методы продвижения товара на рынок и сбыта. В рамках маркетингового плана желательно спрогнозировать реакцию конкурентов и ее последующее влияние на возможность выполнения маркетингового плана.
В ходе проведенного анализа формируются следующие блоки: анализ рынка, анализ конкурентной среды, разработка маркетингового плана продукта, обеспечение достоверности информации, используемой для предыдущих разделов.
Технический анализ
Задачей технического анализа бизнес-плана является:
· определение технологий, наиболее подходящих с точки зрения целей проекта,
· анализ местных условий, в том числе доступности и стоимости сырья, энергии, рабочей силы,
· проверка наличия потенциальных возможностей планирования и осуществления проекта.
Технический анализ обычно производится группой собственных экспертов предприятия с возможным привлечением узких специалистов. Стандартная процедура технического анализа начинается с анализа собственных существующих технологий. При этом необходимо руководствоваться следующими критериями: (1) технология должна себя хорошо зарекомендовать ранее, то есть быть стандартной, (2) технология не должна быть ориентирована на импортное оборудование и сырье.
Если оказывается невозможным использовать собственную технологию, то проводится анализ возможности привлечения зарубежной технологии и оборудования по одной из возможных схем:
· совместное предприятие с иностранной фирмой - частичное инвестирование и полное обеспечение всеми технологиями;
· покупка оборудования, которое реализует технологическое know-how;
· “turn-key” - покупка оборудования, постройка завода, наладка технологического процесса;
· “product-in-hand” - “turn-key” плюс обучение персонала до тех пор, пока предприятие не произведет необходимый готовый продукт;
· покупка лицензий на производство;
· техническая помощь со стороны зарубежного технолога.
Правило выбора технологии предусматривает комплексный анализ некоторых альтернативных технологий и выбор наилучшего варианта на основе какого-либо агрегированного критерия.
Ключевые факторы выбора среди альтернативных технологий сводятся к анализу следующих аспектов использования технологий.
1. Прежнее использование выбранных технологий в сходных масштабах (масштабы могут быть слишком велики для конкретного рынка).
2. Доступность сырья (сколько потенциальных поставщиков, какие их производственные мощности, качество сырья, каково количество других потребителей сырья, стоимость сырья, метод и стоимость доставки, риск в отношении окружающей среды).
3. Коммунальные услуги и коммуникации.
4. Нужно быть уверенным, что организация, которая продает технологию, имеет на нее патент или лицензию.
5. По крайней мере начальное сопровождение производства продавцом технологии.
6. Приспособленность технологии к местным условиям (температура, влажность и т.п.).
7. Загрузочный фактор (в процентах от номинальной мощности по условиям проекта) и время для выхода на устойчивое состояние, соответствующее полной производительности.
8. Безопасность и экология.
9. Капитальные и производственные затраты.
Финансовый анализ
Общая схема финансового анализа бизнес-плана предусматривает:
1. Анализ финансового состояния предприятия в течение трех - пяти предыдущих лет работы предприятия.
2. Анализ финансового состояния предприятия в период подготовки бизнес-плана.
3. Анализ безубыточности производства основных видов продукции.
4. Прогноз прибылей и денежных потоков в процессе реализации бизнес-плана.
5. Оценка эффективности бизнес-плана.
Финансовый анализ предыдущей работы предприятия и его текущего положения обычно сводится к расчету и интерпретации основных финансовых коэффициентов, отражающих ликвидность, кредитоспособность, прибыльность предприятия и эффективность его менеджмента. Если инвестиционный проект готовится для привлечения западного стратегического инвестора, финансовую отчетность следует преобразовать в западные форматы той страны, из которой предполагается привлечь инвестора.
Анализ безубыточности включает в себя систематическую работу по анализу структуры себестоимости изготовления и продажи основных видов продукции и разделение всех издержек на переменные (которые изменяются с изменением объема производства и продаж) и постоянные (которые остаются неизменными при изменении объема производства). Основная цель анализа безубыточности - определить точку безубыточности, т.е. объема продаж товара, который соответствует нулевому значению прибыли. Важность анализа безубыточности заключается в сопоставлении реальной или планируемой выручки в процессе реализации бизнес-плана с точкой безубыточности и последующей оценки надежности прибыльной деятельности предприятия.
Наиболее ответственной частью финансового раздела проекта является собственно его инвестиционная часть, которая включает:
· определение инвестиционных потребностей предприятия по проекту,
· установление (и последующий поиск) источников финансирования инвестиционных потребностей,
· оценка стоимости капитала, привлеченного для реализации бизнес-плана,
· прогноз прибылей и денежных потоков за счет реализации проекта,
· оценка показателей эффективности проекта.
При оценке окупаемости проекта в течение его срока реализации необходимо учитывать, что объем денежных потоков, которые получаются в результате реализации проекта должен покрывать величину суммарной инвестиции с учетом принципа “стоимости денег во времени”. Проект считается целесообразным с точки зрения финансовых критериев, если суммарный денежный поток, генерируемый инвестицией, покрывает ее величину с учетом принципа “стоимости денег во времени”.
Экономический анализ
Экономический анализ состоит в оценке влияния вклада проекта в увеличении богатства государства (нации).
В процессе экономического анализа необходимо выяснить прибыльность государства, а не владельцев компании от реализации этого проекта.
Процедура оценки экономической эффективности может быть представлена в виде следующей последовательности.
1. Представить результаты финансового анализа.
2. Сделать новую классификацию затрат и доходов с точки зрения экономического анализа.
3. Перевести финансовые значения в экономические (они не совпадают по причине несоответствия цен и затрат для внешнего и внутреннего рынка).
4. Оценить стоимость других возможностей для использования ресурсов и получения такого же продукта.
5. Исключить все расчеты по внутренним платежам (так как они не изменяют общего богатства страны).
6. Сопоставить ежегодные экономические потоки средств с исходным объемом инвестиции (это будет конечный итог).
Экономический анализ проводится для крупных инвестиционных проектов, которые разрабатываются по заказу правительства и призваны решить какую-либо национально значимую задачу. Если предприятие разрабатывает инвестиционный проект по своей собственной инициативе, самостоятельно привлекая инвестора, оно в конечном итоге фокусирует общий интерес проекта на выгодах его участников, главным образом тех физических и юридических лиц, которые предоставили финансовые ресурсы для проекта. И если в число этих лиц не входит государство, экономический анализ проекта можно не производить.
Институциональный анализ
Институциональный анализ оценивает возможность успешного выполнения бизнес-плана с учетом организационной, правовой, политической и административной обстановки. Этот раздел бизнес-плана является не количественным и не финансовым. Его главная задача - оценить совокупность внутренних и внешних факторов, сопровождающих инвестиционный проект.
Анализ риска
Анализ риска предлагает учет всех изменений, как в сторону ухудшения, так и в сторону улучшения.
Иногда в процессе анализа риска ограничиваются анализом сценариев, который может быть проведен по следующей схеме.
1. Выбирают параметры бизнес-плана в наибольшей степени неопределенные.
2. Производят анализ эффективности проекта для предельных значений каждого параметра.
3. В инвестиционном проекте представляют три сценария:
o базовый,
o наиболее пессимистичный,
o наиболее оптимистичный (необязательно).
Стратегический инвестор обычно делает вывод на основе наиболее пессимистичного сценария.
МОДУЛЬ 4. ПРИМЕРЫ ПРАКТИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК
БИЗНЕС-ПЛАНОВ
4.1. Содержание бизнес-плана
Титульный лист (аннотация) | |
Резюме (итог всей работы) | |
ЧАСТЬ 1. РАЗРАБОТКА ПЛАНА МАРКЕТИНГА | |
Раздел 1. Общая характеристика предприятия, отрасли, продукции | |
1.1. Общая характеристика предприятия | |
1.1.1 Вид деятельности проектируемого предприятия «название» | |
1.1.2.Организационно-правовая форма и характер собственности проектируемого предприятия «название» | |
1.1.3 Территориальное размещение проектируемого предприятия «название» | |
1.2. Характеристика отрасли | |
1.3. Описание продукции | |
1.3.1 Наименование товара и потребности, удовлетворяемые им | |
1.3.2 Описание, основные характеристики и свойства товара (рисунок, фото) | |
1.3.3 Анализ сильных и слабых сторон товара | |
1.3.4 Качество и конкурентоспособность товара | |
1.3.5 Характеристика жизненного цикла товара | |
РАЗДЕЛ 2. План маркетинга | |
2.1. Анализ ситуации, ориентированной на стратегические задачи | |
2.1.1 Анализ потенциала | |
2.1.2. Анализ конкурентов | |
2.1.3 Анализ рынка (структура, емкость, насыщенность) | |
2.1.4 Анализ макросреды | |
2.1.5 SWOT-анализ | |
2.2. Стратегия, цели и задачи маркетинга | |
2.3. План мероприятий (маркетинговая программа) | |
2.3.1 Товарная политика | |
2.3.2 Ценовая политика | |
2.3.3 Сбытовая политика | |
2.3.4 Коммуникативная политика | |
2.4. Бюджет маркетинга | |
ЧАСТЬ 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ | |
РАЗДЕЛ 3. План производства | |
3.1 Производственная структура предприятия | |
3.2 Описание технологического процесса производства и технологическая схема производства | |
3.3 Обоснование и расчет численности персонала | |
РАЗДЕЛ 4. Организационный план | |
Проектирование организационной структуры управления предприятием | |
ЧАСТЬ 3. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН И ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ БИЗНЕС-ПЛАНА | |
РАЗДЕЛ 5. Финансовый план и оценка эффективности | |
5.1. Расчет продолжительности расчетного периода | |
5.2 Планирование инвестиций | |
5.2.1 Расчет стоимости оборудования, инструмента, инвентаря и амортизационных отчислений | |
5.2.2 Расчет инвестиционных издержек | |
5.2.3 Распределение инвестиционных издержек по источникам финансирования | |
5.3. Планирование объема продаж | |
5.4. Планирование затрат на производство и реализацию продукции | |
5.4.1.Планирование материальных затрат | |
5.4.2.Планирование заработной платы | |
5.4.3. Планирование начислений на заработную плату | |
5.4.4. Планирование прочих затрат | |
5.4.5. Расчет затрат на производство и реализацию продукции | |
5.5. Планирование цены | |
5.6. Планирование операционных денежных потоков | |
5.7. Оценка эффективности | |
РАЗДЕЛ 6. Риски | |
ПРИЛОЖЕНИЯ |
4.2. Примеры разработки и представления разделов первой части бизнес-плана «Разработка плана маркетинга»
Примеры разработки и представления
Дата: 2019-02-25, просмотров: 221.