Составной частью лечебно-диагностических мероприятий, неразрывно связанной с процессом оказания медицинской помощи раненым и больным и их лечения, является медицинская эвакуация.
Под медицинской эвакуацией понимается совокупность мероприятий по доставке раненых и больных из района возникновения санитарных потерь на медицинские пункты и в лечебные учреждения в целях своевременного и полного оказания медицинской помощи и лечения. Медицинская эвакуация преследует достижение двух основных целей:
а) быстрейшую доставку раненых и больных на этапы медицинской эвакуации, где могут быть обеспечены оказание нужного вида медицинской помощи и необходимое лечение;
б) обеспечение надлежащей маневренности средств медицинской службы, находящихся в составе действующей армии.
С медицинской точки зрения эвакуация не может считаться положительным фактором для раненого или больного, и обычно является вынужденным мероприятием, обусловленным боевой обстановкой и невозможностью организовать полноценное лечение больших масс раненых и больных в непосредственной близости от района боевых действий. Поэтому эвакуация должна быть не самоцелью, а лишь средством достижения наилучших результатов работы по оказанию медицинской помощи и лечению. При этом для эвакуации раненых и больных следует использовать наиболее щадящие и быстроходные средства медицинской эвакуации, в первую очередь воздушные транспортные средства.
Рис. 5.2. Схема эвакуационного направления
Маршруты, по которым осуществляются вынос и транспортировка раненых и больных в тыл, получили наименование путей медицинской эвакуации. Совокупность путей эвакуации, развернутых на них этапов медицинской эвакуации и работающих санитарно-транспортных средств, обеспечивающих определенную, как правило, крупную группировку войск, получила название эвакуационного направления (рис. 5.2).
Для эвакуации раненых и больных применяются различные транспортные средства. Наиболее трудной является эвакуация с поля боя. Вынос раненых с поля боя осуществляется санитарами, имеющимися в штатах медицинских подразделений, а также военнослужащими, выделяемыми для этой цели распоряжением командиров частей и подразделений. Для вывоза раненых с поля боя используются санитарные транспортеры (см. главу 3), а также боевые машины (бронетранспортеры, боевые машины пехоты), что может значительно облегчить организацию эвакуации под огнем противника.
Дальнейшая эвакуация раненых и больных ведется на санитарном автомобильном транспорте (автомобиль санитарный малой эваковместимости УАЗ-39621, автомобиль санитарный средней эваковместимости АС-66), которые в настоящее время являются основным средством медицинской эвакуации в войсковом звене.
В современных условиях значительно возросли возможности использования для эвакуации раненых и больных, начиная с отдельного медицинского батальона (отдельного медицинского отряда), а иногда и медицинских пунктов полков (бригад), авиационного транспорта – са нитарных вертолетов и самолетов, в частности, медицинского вертолета-операционной Ми-8МБ «Биссектриса», операционно-реанимационного самолета-лаборатории Ил-76МД «Скальпель-МТ», реанимационно-операционного самолета Ан-26М «Спасатель». Использование для эвакуации раненых и больных специальных вертолетов и самолетов способствует не только устранению многоэтапности в эвакуации, но и позволяет, кроме того, значительно шире и легче рассредоточить потоки эвакуируемых раненых и больных по лечебным учреждениям, развернутым на театре военных действий.
Общая тенденция к увеличению объема эвакуации раненых и больных воздушным транспортом, свойственная практически всем локальным войнам и вооруженным конфликтам, имеет устойчивый характер. "Так, объемы эвакуации раненых и больных воздушным транспортом в ходе боевых действий в Афганистане (1978 – 1987) составили более 80 % от величины санитарных потерь, а из зоны вооруженного конфликта в Чечне – более 90 %.
Для медицинской эвакуации в тыл действующей армии и в глубину страны применяется также железнодорожный и водный санитарный транспорт.
Совмещение путей медицинской эвакуации с путями подвоза позволяет использовать для эвакуации раненых и больных транспорт об щего назначения (автомобильный и авиационный). Применение транспорта общего назначения для медицинской эвакуации обусловливается невозможностью в ряде случаев обеспечить эвакуацию всех раненых и больных только санитарным транспортом. Автомобильный транспорт общего назначения должен использоваться преимущественно для эвакуации легкораненых и легкобольных, а авиационный – для эвакуации тяжелораненых и тяжелобольных.
Возможность использования обратных рейсов грузового транспорта для целей медицинской эвакуации обеспечивается размещением медицинских пунктов и лечебных учреждений вблизи путей подвоза и эвакуации. Однако необходимо иметь в виду, что транспорт общего назначения при его использовании для эвакуации раненых и больных нуждается в дополнительном оборудовании, в частности, оснащении автомобилей и самолетов специальными приспособлениями для установки носилок, устройстве сидений, настилов, оборудовании кузовов автомобилей тентами, снабжении средствами зашиты от пыли, жары, холода и др.
Для медицинского сопровождения раненых и больных, эвакуируемых на санитарном транспорте или на транспорте общего назначения, выделяется медицинский персонал, особенно в тех случаях, когда эвакуация ведется на большие расстояния. Сопровождающий медицинский персонал в пути следования наблюдает за состоянием раненых и больных и в случае необходимости оказывает им медицинскую помощь. По прибытии в назначенное лечебное учреждение сопровождающий медицинский персонал передает раненых и больных и сдает сопроводительные медицинские документы.
Эвакуация раненых и больных из медицинских пунктов и лечебных учреждений организуется вышестоящим начальником медицинской службы и осуществляется имеющимися в его распоряжении транспортными средствами. Например, начальник медицинской службы соединения направляет подчиненный ему санитарный транспорт в медицинские пункты полков для эвакуации раненых и больных в отдельный медицинский батальон (отдельный медицинский отряд). Такой порядок эвакуации получил наименование «эвакуации на себя». В отдельных случаях начальник медицинской службы будет организовывать эвакуацию раненых и больных из подчиненных ему медицинских подразделений и частей в тыл своими транспортными средствами, т.е. «эвакуация от себя». Преимущество «эвакуации на себя» состоит в том, что старший начальник медицинской службы, направляющий транспорт вперед, имеет возможность более эффективно его использовать и лучше им маневрировать в соответствии с боевой и медицинской обстановкой.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 295.