Лекция 5. Теория менеджмента. Сущность и задачи фармацевтического менеджмента. Особенности управления аптечной организацией
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Менеджмент – процесс управления людьми, которые осуществляют свою производственно – экономическую деятельность в условиях рынка.

Управленческий труд – вид общественного труда, назначением которого является координация и активизация деятельности отдельных участков труда и целых трудовых коллективов, обеспечение согласованности их взаимодействия для решения поставленных перед ними задач.

Фармацевтический менеджмент- это эффективное использование и координация ресурсов фармацевтической отрасли в целом или фармацевтической организации для достижения социальных и экономических целей деятельности

Главная цель менеджмента –получить желаемые результаты на основе согласованных действий многих людей

Общие функции менеджмента:

1. планирование 

2. организация 

3. мотивация

4. контроль

5. координация.

Функции, специфические для фармацевтической службы:

1. снабженческая;

2. сбытовая;

3. маркетинговая;

4. информационная;

5. медицинская;

6. производственная.



Практическое занятие 9-10. Основы фармацевтического менеджмента

Цель занятия: Ознакомится с основными понятиями и принципами теории и практики фармацевтического менеджмента.

К занятию по данной теме студенты должны знать:

1. Особенности управления аптечным предприятием в условиях рыночных отношений

2. Определение менеджмента, его целей и функций

Особенности фармацевтического менеджмента; его принципы и основы в современных условиях

3. Характеристику и основные понятия управления конфликтами в фармацевтических организациях.

 

ЗАДАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ

ЗАДАНИЕ 1. Большинство сотрудников аптеки действуют на уровне более низких потребностей: неспособны принять на себя ответственность за самостоятельные решения и отвечать за их последствия. Какой стиль руководства будет более эффективным в данной ситуации?

ЗАДАНИЕ 2.Выберите из предложенных правил для выступающих на совещании те, которые, на Ваш взгляд способствует повышению эффективности совещания.

ЗАДАНИЕ 3.Рассмотрите возникающие в аптеке ситуации и сделайте свои выводы - какие правила проведения были нарушены зав. аптекой.

Ситуация 1.В кабинет зав. аптекой вошел больной с просьбой объяснить ему возможные побочные действия при приеме ребенком 2 лет димедрола. Диагноз: экссудативный диатез. Зав. аптекой в это время продолжал разговаривать по телефону, возмущаясь чем-то. Жестом он предложил больному сесть. Окончив разговор по телефону, зав. аптекой раздражительным тоном сказал больному, что по таким пустякам его нечего было отрывать от работы. Надо было спросить провизора-технолога при получении лекарственного препарата. Оцените действие зав. аптекой. Какие деонтологические принципы здесь нарушены?

Ситуация 2. Зав. аптекой в ассистентской комнате громко, раздражительно отчитывал провизора-аналитика аптеки, за то что она допустила ошибку при заполнении журнала, которую он обнаружил, просматривая этот журнал. На просьбу аналитика выслушать ее, зав. аптекой на среагировал и ушел в кабинет. В конце смены провизор-аналитик зашла в кабинет зав. аптекой и молча положила журнал и объяснительную записку. Оказалось, что ошибки в действиях провизора-аналитика не было. На это зав. аптекой ответил: «Вот и хорошо, что нет ошибки». Оцените поведение зав. аптекой. Как бы Вы поступили в данной ситуации?

Ситуация 3. Как вы поступите, если товарищ по работе дал неправильный совет больному о способе применения лекарства?

Ситуация 4. К провизору-технологу аптеки обратилась женщина с рецептом на препарат, который поступает в аптечную сеть в крайне ограниченном количестве. Провизор-технолог ответил, что препарата нет. Женщина обратилась к заведующему аптекой, который нашел возможность за счет стационара отпустить препарат больной. Как должен был поступить провизор-технолог? Как должен отпустить препарат заведующий аптекой, чтобы не подорвать авторитет провизора-технолога?

 

Самостоятельная работа

Решите следующие ситуационные задачи:

1. Посетитель аптеки просит отпустить препарат «реланиум» (табл.) без рецепта. После отказа посетитель устраивает скандал в кабинет заведующего аптекой.

- Действия заведующего аптекой согласно деонтологическим нормам.

- Дайте определение понятий «деонтология». Что изучает фармацевтическая деонтология? На что направлены деонтологические нормы поведения фармацевтических работников?

- Перечислите нравственные особенности фармацевтической профессии.

- К какой группе по условиям отпуска относится этот препарат. Назовите нормативный документ.

- Какие лекарственные средства можно реализовывать в аптеке, аптечного пункте, аптечном киоске? Дайте понятие товара. Классификация аптечных товаров (назовите известные вам Перечни товаров аптечного ассортимента, их назначение).

- Что такое товарная политика, ее основная задача?

- Из каких товаров, с точки зрения маркетинга, может формироваться ассортимент в аптеке?

2. В связи с достижением пенсионного возраста фармацевтом по безрецептурному отпуску JIC, проработавшим в данной аптеке 20 лет, директором принято решение о замене трудового договора на срочный. Свое решение директор мотивировал тем, что фармацевт не соответствует современным требованиям к фармацевтическому работнику: не занимается самообразованием и, следовательно, не может дать посетителю аптеки квалифицированную консультацию при отпуске безрецептурного препарата. Подписать срочный трудовой договор фармацевт отказался.

- Допускается ли трансформация трудового договора с неопределенным сроком в срочный? Кто прав в данной ситуации?

- Каков минимальный и предельный возраст для вступления физического лица в трудовые отношения.?

- Виды трудовых договоров в зависимости от срока их действия.

- Особенности срочного трудового договора.

- Общие основания заключения срочного трудового договора.

- Перечень случаев, при которых допускается заключение срочного трудового договора.

- Когда устанавливается срок договора?

- Безрецептурный отпуск JIC. Нормативные документы.

- Роль фармацевтического работника в системе самопомощи и самопрофилактики.

- Организация информационного обеспечения в системе безрецептурного отпуска JIC (стадии процедуры БРО JIC, перечень необходимой информации, схема опроса пациента, перечень групп населения с повышенным риском применения ЛС).

 

Литература

Основная:

1. Управление и экономика фармации: учебник В.Л. Багирова, Е.А.Максимкина, Р.Т. Глембоцкая, П.В. Лопатина и др.; Под ред. В.Л. Багировой. – М.: «Медицина», - 2004., - 720 с.

2.  Управление и экономика фармации: Учебник в двух томах / А.А. Теодорович, Е.Е. Лоскутова, Е.А. Максимкина и др., под ре. Е.Е. Лоскутовой. – М.: «Академия», - 2004., - 447 с.

3. Криков В.И., Прокопишин В.И. «Организация и экономика фармации». – М.: Медицина, - 1991, - 623 с.

 

Дополнительная:

1. Мескон М.Х., Альберт М., Хелоури Ф. «Основы менеджмента». – М.: Дело, - 2015. – 702 с.

2. Глембоцкая Г.Т. «Теория и практика фармацевтического менеджмента» Цикл лекций. – М.:- 1997. – 118 с.

3. Лозовая Г.Ф., Лопатин П.В., Глембоцкая Г.Т. «Менеджмент фармацевтической организации». Учебное пособие. – Уфа: изд. БГМУ, 1999. – 182 с.

4. Лозовая Г.Ф., Генералова Е.М. «Риск-менеджмент и прикладной маркетинг фармацевтической организации». Учебное пособие. М: МЦФЭР, - 2001. –279 с.

5. Морозова Л.Л. «Кадры современной аптеки». Практическое руководство. Санкт-Петербург: «АКТИВ», - 2003. – 245 с.

6. Алехина Е.А. «Психология делового общения» Алехина Е.А., Горбачев М.И, Колесникова Т.И. и др. Под ред. Колесникова А.Н. Учебное пособие. - М: «ВЛАДОС – ПРЕСС», - 2001. –303 с.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 1288.