(Пугачев В. П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: Учеб. для вузов.— М.: Аспект Пресс, 2000.— С. 200—202)
Инструкция: «При ответе на каждый из пяти вопросов распределите 10 баллов между двумя предлагаемыми ответами «а» и «б» в зависимости от их значимости для вас. Вы можете дать больше баллов тому ответу, который вам импонирует, — главное, чтобы в сумме оба ответа давали 10 баллов. Вы можете оценить каждый ответ одинаковым количеством баллов или использовать в оценке одного из них 0 баллов. Опросник действует в любой организации, где бы вы ни работали».
1. Для вас был бы важнее тот факт, что:
а) вы получаете больше, чем отдаете своей работе;
б) вы отдаете своей работе больше, чем получаете.
2. Для вас было бы важнее:
а) помогать другим людям;
б) заботиться о своих нуждах.
3. Вас бы более интересовало то, что:
а) вы получаете от организации, в которой вы работаете;
б) вы вносите в ту организацию, на которую вы работаете.
4. Та тяжелая работа, которую бы вам пришлось исполнять, должна:
а) приносить пользу организации;
б) приносить пользу вам.
5. Вашим девизом во взаимоотношениях с организацией было бы:
а) никто не поможет тебе, кроме тебя самого;
б) лучше отдавать, чем брать.
Подведение итогов. Используя ключ, суммируйте баллы в следующем порядке: 1б + 2а + 3б + 4а + 5б. Вы должны получить число от 0 до 50.
Тест служит выявлению следующих типов мотивации у работников:
1. ⎯ эгоистический. Люди – «Имеющие право». При этом у них ярко выражено стремление получить от организации больше, чем отдать ей;
2. ⎯ рациональный. Люди – «Поборники справедливости». Они ратуют за то, чтобы соотношение вклада всех сотрудников и ответной отдачи от организации было бы для всех одинаковым.
3. ⎯ альтруистический (коллективистский, благожелательный). При нем наблюдается желание больше отдавать организации и другим людям, чем получать от них.
Оцените свой результат. Вас следует отнести: менее 29 баллов — к альтруистическому типу; 29—32 балла — к рациональному типу; более 32 баллов — вы являетесь типичным представителем эгоистического типа.
Конечно, при определении мотивационного типа работников следует учитывать и характер организации, в которой они работают или работали раньше. Опыт работы в организациях, не заботящихся о людях, с высоким уровнем эксплуатации, господством авторитарного стиля руководства и т. п., негативно влияет на отношение к организации и показатели теста. Этот же тест можно использовать для определения типов мотивации сотрудников в отношениях с близкими людьми. При этом слово «организация» нужно заменить термином «друзья» или «дружеская группа». Нередко, особенно в России, встречаются люди «эгоистические» по отношению к организации, однако «благожелательные» в отношениях с близкими людьми, в том числе с товарищами по работе. Для эффективного мотивирования таких сотрудников целесообразно поддерживать с ними неформальные (конечно, в определенных пределах) отношения.
В процессе мотивирования руководитель должен учитывать тип сотрудников. «Эгоистических» работников следует сдерживать, воспитывать, объясняя им равенство прав всех других членов рабочей группы и необоснованность их чрезмерных претензий на вознаграждение. «Рациональные» по своему типу работники действуют в соответствии с теорией справедливости Адамса. К ним в большей мере применимы практические выводы и рекомендации этой теории. С «альтруистическими» сотрудниками у руководителя меньше всего проблем, поскольку они работают без скрупулезного подсчета собственных затрат и их соотнесения с получаемым вознаграждением. Однако их организационным альтруизмом не следует злоупотреблять.
Упражнение 1. Используйте приемы активного слушания в беседе, и обсудите, какие приемы оказались более успешными при взаимодействии.
1. Слушайте терпеливо:
⎯ позволяйте собеседнику высказываться, не перебивая его;
⎯ допускайте паузы в течение разговора.
2. Проявляйте заинтересованность:
⎯ невербально (одобрительно покачивайте головой с применением поддерживающих жестов);
⎯ вербально («да-да», «я понимаю…», «я согласен…»);
⎯ спрашивая («можете рассказать мне подробней?», «могу я вас спросить о…»).
3. Слушайте внимательно и анализируйте:
⎯ что точно сказал собеседник;
⎯ его интересы, ценности;
⎯ манеру выражаться.
4. Делайте выводы:
⎯ что ваш собеседник действительно имел в виду;
⎯ о его намерениях, особенностях мышления и языка.
Упражнение № 2. Выделите из предложенных те барьеры слушания, которые мешали быть вам хорошим слушателем во время беседы.
1. Подсчет очков: сравнение с собой, со своим опытом: «Это еще что! Вот у меня, помню, было…».
2. Предположения: «Уверен, на самом деле он был недоволен не по этой причине!».
3. Подготовка: мысленное прокручивание своих слов. Подготовка своего вопроса или ответа.
4. «Снятие сливок»: слушать только ключевые слова или моменты и отключаться.
5. Наклейка ярлыка: причислить говорящего к определенной категории людей до того, как он выскажется. Быстро мысленно обозвать его занудой, болтуном, умником и т. п., и перестать слушать.
6. Советы: перебивать и давать советы: «Почему бы вам не попытаться…», «Мой опыт подсказывает, что лучше всего…».
7. Дуэль: все замечания собеседника воспринимать в штыки: «Нет, так это никогда не делается!».
8. Банальности, шутки: «Ну, это же не конец света!», «Да, жизнь прожить – не поле перейти!».
Упражнение № 3. Публичное выступление.
«Господам в присутствии речь держать не по писаному, а токмо устно, дабы дурь каждого при сем видна была.». Указ Петра I.
В какой бы форме ни осуществлялось управленческое общение, оно всегда включает в себя маленькие или большие публичные речи, которые являются средством достижения целей. Владение словом ценится очень высоко, начиная с античной Греции. Сократ всегда говорил, если к нему приводили человека на предмет определения уровня образованности: «Скажи что-нибудь, незнакомец, чтобы я тебя увидел!» По темпу речи, модуляции, интонациям, лексическому запасу, грамотности Сократ определял профессию человека, среду проживания, уровень образованности и поклонения богам.
Задание: подготовьте на 5 минут публичную речь, а эксперты пусть ее оценят по следующим критериям:
1. Как вы начали свое выступление?
2. Какие приемы привлечения внимания вы использовали в своей речи?
3. Насколько актуальной была ваша тема?
4. Как вы взаимодействовали с аудиторией?
5. Как вы завершили свое выступление?
Дата: 2019-02-25, просмотров: 235.