Ценные бумаги иностранных эмитентов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Статьей 51.1 Закона о РЦБ установлены условия и порядок допуска к размещению и обращению на российском рынке ценных бумаг иностранных эмитентов, которые зависят от того, предполагается ли только их обращение, либо размещение в РФ, и будет ли такое размещение (обращение) носить публичный характер.

Данные ценные бумаги являются внешними ценными бумагами по законодательству о валютном регулировании, соответственно, операции с ними резидентов являются валютными операциями и подлежат валютному контролю.

Общими условиями допуска ценных бумаг иностранных эмитентов к обращению в РФ являются присвоение таким бумагам международного кода (номера) идентификации ценных бумаг и международного кода классификации финансовых инструментов, а также квалификация их в качестве ценных бумаг в установленном Банком России порядке (п. 1 ст. 51.1). К ценным бумагам, допускаемым к размещению и (или) публичному обращению в РФ, предъявляются повышенные требования.

Если ценные бумаги иностранных эмитентов не допущены к публичному размещению и (или) публичному обращению в РФ, то на обращение таких ценных бумаг распространяются требования и ограничения, установленные для обращения ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов, они не могут предлагаться неограниченному кругу лиц (п. 14 ст. 51.1).

 

Эмиссия ценных бумаг

 

Согласно ст. 2 Закона о РЦБ эмиссия ценных бумаг - это установленная данным законом последовательность действий эмитента по размещению ЭЦБ.

Под размещением эмиссионных ценных бумаг понимается отчуждение ЭЦБ эмитентом первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок.

Порядок эмиссии ценных бумаг юридическими лицами определяется Законом о РЦБ, а также утвержденными Банком России Стандартами эмиссии[8]. Особенности эмиссии ценных бумаг кредитных организаций установлены Инструкцией Банка России от 27 декабря 2013 г. № 148-И «О порядке осуществления процедуры эмиссии ценных бумаг кредитных организаций на территории Российской Федерации»[9].

Если Законом о РЦБ не предусмотрено иное, процедура эмиссии включает следующие этапы.

1. Принятие уполномоченными органами эмитента решения о размещении ЭЦБ или иного решения, являющегося основанием для размещения ЭЦБ. В качестве такого решения могут выступать, например, решение об учреждении акционерного общества единственным учредителем или договор о создании акционерного общества, решение об увеличении уставного капитала акционерного общества (в случае эмиссии акций), решение уполномоченного органа эмитента о размещении облигаций, иное решение – в зависимости от целей и условий эмиссии конкретных ценных бумаг.

2. Утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске – далее ДВ) ЭЦБ. Такое решение представляет собой документ, составленный по форме, установленной Стандартами эмиссии, который удостоверяет права, закрепленные ЭЦБ.

ЭЦБ закрепляет имущественные права в том объеме, в котором они установлены в решении о выпуске данных ценных бумаг, и в соответствии с законодательством РФ (ст. 18 Закона о РЦБ).

Решение о выпуске (ДВ) ЭЦБ, по общему правилу, утверждается на основании и в соответствии с решением об их размещении. В хозяйственном обществе такое решение утверждается советом директоров (наблюдательным советом) или органом управления, осуществляющим в соответствии с федеральными законами функции совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества. Решение о выпуске (ДВ) ценных бумаг юридического лица иной организационно-правовой формы утверждается высшим органом управления этого юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

Согласно п. 3.3 Стандартов эмиссии решение о выпуске (ДВ) ценных бумаг должно быть утверждено не позднее шести месяцев с момента принятия решения об их размещении, за отдельными исключениями.

3. Государственная регистрация выпуска (ДВ) ЭЦБ, которую осуществляет Банк России, или присвоение идентификационного номера выпуску биржей либо центральным депозитарием, в случаях, когда по закону его государственная регистрация не требуется (например, при выпуске биржевых или коммерческих облигаций).

Документы для государственной регистрации выпуска (ДВ) ЭЦБ представляются эмитентом не позднее трех месяцев с даты утверждения решения о выпуске (ДВ), либо не позднее одного месяца с даты утверждения проспекта ценных бумаг (п. 5.7 Стандартов эмиссии).

Порядок и сроки государственной регистрации установлены ст. 20 Закона о РЦБ и Стандартами эмиссии.

4. Размещение ЭЦБ, которое включает в себя:

- совершение сделок, направленных на отчуждение ценных бумаг их первым владельцам;

- внесение приходных записей по счетам первых владельцев в случае размещения БЦБ или документарных облигаций с обязательным централизованным хранением;

- выдачу сертификатов документарных облигаций их первым владельцам (в случае размещения документарных облигаций без обязательного централизованного хранения).

Размещение ценных бумаг должно осуществляться в соответствии с условиями, определенными решением об их выпуске (ДВ).

По общему правилу, эмитент имеет право начинать размещение ценных бумаг только после государственной регистрации их выпуска (ДВ).

Судебная практика в отношении сделок купли-продажи акций, совершенных до государственной регистрации в установленном порядке их выпуска стоит на позиции признания их недействительными (см. п. 1 Обзора практики разрешения споров по сделкам, связанным с размещением и обращением акций)[10].

В то же время, из указанного правила есть ряд исключений (п. 3 ст. 19 Закона о РЦБ). В частности, при учреждении АО размещение акций осуществляется до государственной регистрации их выпуска, а государственная регистрация отчета об итогах выпуска акций - одновременно с государственной регистрацией их выпуска.  Размещение ЭЦБ при реорганизации в форме слияния, разделения, выделения или преобразования осуществляется в день государственной регистрации соответствующего юридического лица, создаваемого в результате реорганизации, а при реорганизации в форме присоединения - на дату внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Запрещается начинать размещение путем подписки ЭЦБ выпуска (ДВ), государственная регистрация которого сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг, ранее даты, с которой эмитент предоставляет доступ к проспекту ценных бумаг.

Информация о цене размещения ЭЦБ или порядке ее определения должна быть раскрыта эмитентом не позднее даты начала размещения ЭЦБ.

Облигации одного выпуска, размещаемые по открытой подписке, могут размещаться отдельными частями (траншами) в разные сроки (гл. 26 Стандартов эмиссии).

Эмитент обязан завершить размещение ЭЦБ в срок, определенный решением об их выпуске (ДВ).

В случае размещения ЭЦБ путем подписки указанный срок не может составлять более одного года с даты государственной регистрации их выпуска (ДВ). Эмитент вправе продлить указанный срок путем внесения соответствующих изменений в решение о выпуске (ДВ) ЭЦБ. При этом каждое продление срока размещения ЭЦБ не может составлять более одного года, а общий срок размещения с учетом его продления - более трех лет с даты государственной регистрации их выпуска (ДВ).

Количество размещаемых ЭЦБ не должно превышать количество, указанное в решении об их выпуске (ДВ), при этом эмитент может разместить меньшее количество ЭЦБ, чем указано в таком решении. Фактическое количество размещенных ЭЦБ указывается в отчете или уведомлении об итогах их выпуска (ДВ).

После государственной регистрации выпуска (ДВ) ЭЦБ и до начала их размещения эмитент вправе отказаться от размещения этих ЭЦБ (ст. 24.2 Закона о РЦБ), представив в Банк России соответствующие заявление и отчет об итогах выпуска (ДВ), содержащий информацию о том, что ни одна ценная бумага выпуска (ДВ) не размещена. Решение об отказе от размещения ЭЦБ принимает уполномоченный орган эмитента, к компетенции которого относится вопрос о размещении соответствующих ЭЦБ.

5. Государственная регистрация отчета об итогах выпуска (ДВ) ценных бумаг или предоставление уведомления об итогах выпуска (ДВ) ценных бумаг. Эмитент обязан представить в Банк России один из указанных документов не позднее 30 дней после завершения размещения ЭЦБ (ст. 25 Закона о РЦБ).

В отличие от указанного отчета, уведомление об итогах выпуска (ДВ) не подлежит государственной регистрации Банком России. Такое уведомление может быть представлено при одновременном соблюдении следующих условий:

1) ценные бумаги размещены путем открытой подписки;

2) ценные бумаги при их размещении оплачены деньгами и (или) ЭЦБ, допущенными к организованным торгам;

3) ценные бумаги допущены к организованным торгам.

При этом эмитент обязан раскрыть информацию о намерении представить уведомление об итогах выпуска (ДВ) ЭЦБ до начала их размещения.

Отчет или уведомление об итогах выпуска (ДВ) ЭЦБ утверждается уполномоченным органом эмитента и подписывается лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа эмитента, подтверждающими тем самым достоверность и полноту всей содержащейся там информации. Лица, подписавшие либо утвердившие (проголосовавшие за утверждение) указанные отчет или уведомление, несут солидарно субсидиарную ответственность за убытки, причиненные эмитентом инвестору и (или) владельцу ЭЦБ вследствие подтвержденной ими недостоверной, неполной и (или) вводящей в заблуждение информации.

Банк России рассматривает отчет об итогах выпуска (ДВ) эмиссионных ценных бумаг в течение 14 дней и при отсутствии связанных с эмиссией ценных бумаг нарушений регистрирует его.

В отношении некоторых видов ЭЦБ законом предусмотрены отступления от описанной выше общей процедуры эмиссии ценных бумаг. Например, эмиссия РДР не предусматривает первого и последнего, пятого этапов.

Особого рассмотрения заслуживает вопрос о способах размещения ценных бумаг при эмиссии. На основании норм Закона об АО и Стандартов эмиссии можно выделить следующие способы размещения ЭЦБ:

1. Распределение акций АО среди учредителей (приобретение всех акций единственным учредителем) - единственный способ размещения акций, применяемый при учреждении АО.

2. Распределение акций среди акционеров - осуществляется в случае увеличения уставного капитала АО за счет имущества общества путем размещения дополнительных акций (п. 5 ст. 28 Закона об АО). Этот способ характеризуется тем, что акционеры приобретают дополнительные акции общества, но не осуществляют их оплату – источником оплаты является имущество АО. Дополнительные акции при этом распределяются среди акционеров пропорционально имевшемуся у них количеству акций, причем каждому акционеру передаются акции той же категории/типа, что уже имелись у него.

3. Подписка – предложение ценных бумаг ограниченному (закрытая подписка) или неограниченному (открытая подписка) кругу лиц. Если конкретный вид подписки специально не предусмотрен законом или уставом, его определяет сам эмитент.

В отличие от двух предыдущих способов, касающихся только акций, подписка универсальна и применяется для размещения любых ЭЦБ. Особенность подписки состоит в заключении в процессе размещения ЭЦБ возмездных гражданско-правовых договоров с приобретателями ценных бумаг (чаще всего – купли-продажи или мены).

4. Конвертация ценных бумаг – замена одной или нескольких ЭЦБ определенного вида, типа и категории, номинальной стоимости одной или несколькими ЭЦБ другого вида, типа, категории или номинальной стоимости.

Конвертация осуществляется в следующих случаях:

1) изменение номинальной стоимости акций (при увеличении или уменьшении уставного капитала АО);

2) изменение прав, удостоверяемых ценными бумагами (конвертация привилегированных акций в обыкновенные либо в привилегированные акции другого типа, облигаций одного типа в облигации другого типа);

3) консолидация (замена 2-х и более акций одной акцией той же категории и типа, но с большей номинальной стоимостью);

4) дробление (замена одной акции двумя и более акциями той же категории и типа, с меньшей номинальной стоимостью);

5) изменение вида ценной бумаги (конвертация облигаций или опционов эмитента в акции);

6) конвертация акций и иных ЭЦБ реорганизуемого общества в ценные бумаги общества, образуемого в результате реорганизации.

При этом не допускается конвертация:

•   обыкновенных акций в привилегированные и в другие ЭЦБ (п. 3 ст. 31 Закона об АО);

•   привилегированных акций в другие ЭЦБ, кроме обыкновенных акций или иных привилегированных акций, если это предусмотрено уставом общества (п. 3 ст. 32 Закона об АО).

Российские эмитенты вправе размещать ценные бумаги за пределами РФ, в том числе посредством размещения в соответствии с иностранным правом ценных бумаг иностранных эмитентов, удостоверяющих права в отношении ЭЦБ российских эмитентов, только по разрешению Банка России. Условия такого размещения определены в ст. 16 Закона о РЦБ (абзацы 7-9), при этом выпуск (ДВ) таких ЭЦБ должен быть зарегистрирован в РФ, и количество ценных бумаг, предполагаемых к размещению за рубежом, не должно превышать норматив, установленный Банком России.

Эмиссия ценных бумаг может быть приостановлена Банком России по основаниям, установленным ст. 26 Закона о РЦБ, на любом ее этапе до государственной регистрации отчета об итогах выпуска (ДВ) ЭЦБ либо до начала их размещения, если этап регистрации отчета не предусматривается. В случае приостановления эмиссии эмитент обязан прекратить размещение ЭЦБ и устранить выявленные нарушения. Эмиссия возобновляется по решению Банка России после устранения выявленного правонарушения.

Выпуск (ДВ) ЭЦБ может быть признан несостоявшимся после его государственной регистрации или присвоения ему идентификационного номера и до государственной регистрации отчета об итогах выпуска (ДВ) ЭЦБ, а в случае, если государственная регистрация отчета не предусматривается, - до начала размещения ЭЦБ, по следующим основаниям:

1) нарушение эмитентом в ходе эмиссии требований законодательства РФ, которое не может быть устранено иначе, чем посредством изъятия из обращения ЭЦБ выпуска (ДВ);

2) обнаружение в документах, представленных на регистрацию либо для присвоения выпуску (ДВ) идентификационного номера, недостоверной или вводящей в заблуждение информации, повлекшей за собой существенное нарушение прав и (или) законных интересов инвесторов или владельцев ЭЦБ;

3) непредставление эмитентом в Банк России отчета об итогах выпуска (ДВ) ЭЦБ в установленный срок после истечения срока их размещения;

4) отказ Банка России в государственной регистрации отчета об итогах выпуска (ДВ) ЭЦБ;

5) неразмещение ни одной ЭЦБ выпуска (ДВ);

6) неисполнение эмитентом требования Банка России об устранении допущенных в ходе эмиссии нарушений.

Признание выпуска (ДВ) ЭЦБ несостоявшимся осуществляются по решению Банка России.

 Выпуск (ДВ) ЭЦБ в судебном порядке может быть признан недействительным по основаниям, указанным в п.п. 1 и 2 приведенного выше перечня в течение трех месяцев с момента государственной регистрации отчета об итогах выпуска (ДВ) ЭЦБ (данный срок в случае его пропуска восстановлению не подлежит).

С соответствующим иском в суд могут обращаться:

- Банк России,

- орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (ФНС России),

- участник (акционер) эмитента,

- владелец ЭЦБ эмитента того же вида, категории (типа), что и ЭЦБ выпуска (ДВ).

С момента государственной регистрации выпуска (ДВ) ЭЦБ (или присвоения ему идентификационного номера) заявление в суд требований о признании недействительными решений, принятых эмитентом, Банком России и (или) иным уполномоченным органом либо организацией и связанных с осуществлением эмиссии ценных бумаг, возможно только одновременно с заявлением в суд требования о признании соответствующего выпуска (ДВ) ЭЦБ недействительным.

В случае если регистрация отчета об итогах выпуска (ДВ) не предусмотрена, требование о признании недействительным выпуска (ДВ) может быть заявлено в суд до раскрытия эмитентом информации о начале размещения таких ценных бумаг.

Недействительность отдельных сделок[11], совершенных в процессе размещения ЭЦБ, не влечет за собой признание выпуска (ДВ) ЭЦБ недействительным.

Правовым последствием признания выпуска (ДВ) ЭЦБ несостоявшимся или недействительным является аннулирование его государственной регистрации, изъятие из обращения соответствующих ЭЦБ и возвращение их владельцам имущества, полученного эмитентом в счет их оплаты.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 250.