Организация ФВ школьников 5-9- классов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Старший школьный возраст совпадает с окончанием периода полового созревания учащихся и началом равномерного развития их организма. Функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем значительно ниже у девушек.

Юноши растут быстрее и опережают девушек по показателям физического развития. Занятия для юношей и девушек проводятся раздельно и направлены на завершение физического развития (2 учителя физической культуры для дифференцированного подхода к выбору средств, методов и организации занятий).

Многие двигательные действия, изученные в предыдущих классах, и новые доводятся до совершенства и выполняются в вариативных и усложненных условиях.

Учебные уроки составляют лишь 25-35% от общего годового количества.

Девушкам для освоения наиболее сложны упражнения по гимнастике. Сложные упражнения изучаются по частям, в облегченных условиях и выполняются с помощью учителя. Объем нагрузки на занятии у девушек меньше и нарастает более постепенно.

Юноши старших классов овладевают военно-прикладными навыками, элементами борьбы. Изучается и закрепляется техника и тактика видов спорта, включенных в программу. В большинстве случаев урок носит тренировочный характер, при этом возрастает объем и интенсивность нагрузки, для совершенствования навыков используется соревновательный метод.

Преимущественно применяются словесные методы разбора и оценки действий, а также табличные, макетные и кино- демонстрационные методы наглядности.

 

Контрольные вопросы

 

1 Проблематика организации ФВ в общеобразовательных учреждениях.

2 Наиболее важные документы, регламентирующие ФВ в школе.

3 Основные задачи ФВ школьников в современных условиях.

4 Характеристика учебно-методических комплексов для учащихся и учителей ФК.

6 Краткое содержание основных программ по ФК.

7 Особенности организации ФВ с младшими школьниками.

8 Особенности организации ФВ со школьниками 5-9-х классов.

9 Особенности организации ФВ старшеклассников.

Литература

 

1 Кечкин Д.Д. Формирование универсальных учебных действий младших школьников в процессе освоения физкультурной деятельности: автореф. канд. дис. канд.пед.наук. - Тула, 2013. – 24 с.

2 Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

3 Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

 



Тема 11. Планирование процесса

Физического воспитания

План лекции

1 Общие требования, предъявляемые к планированию.

2 Исходные данные и направления планирования процесса физического воспитания.

3 Виды, формы и способы планирования.

4 Основные документы планирования в школе.

Глоссарий

Педагогическое мастерство - это целостная многогранная деятельность педагога, направленная на получение конечных результатов обучения и воспитания занимающихся. Оно основано на единстве знаний и высоко развитых умений.

Современная педагогическая наука в соответствии с основными направлениями педагогической деятельности выделяет 5 групп педагогических умений: проектировочные, конструктивные, организаторские, коммуникативные и гностические.

Проектировочные умения - это умение планировать, определять цель и задачи.

Конструктивные умения педагога - это умение моделировать, подбирать средства и методы. Они направлены на творческую переработку программного материала с учетом индивидуально-психологических особенностей занимающихся.

Организаторские умения направлены на мобилизацию, координацию и взаимосвязь действий обучаемых в ходе учебно-тренировочного процесса. Организаторская деятельность - это практическая реализация проектировочной деятельности.

Коммуникативные умения характеризуют отношения между преподавателем и занимающимися. Обязательным условием высокой контактности между преподавателем и занимающимися является педагогический такт.

Гностические умения преподавателя - это познавательные умения процесса физического воспитания, умения провести анализ своей деятельности и деятельности занимающихся.

1 Общие требования, предъявляемые к планированию

 

Все педагогические умения преподавателя-тренера проявляются в его деятельности в диалектическом единстве. Конструктивные же умения являются основой, базой его педагогической деятельности. Наиболее высоких результатов достигают те специалисты физической культуры, которые вдумчиво подходят к планированию и конструированию своей деятельности.

Планирование процесса физического воспитания и учебно-тренировочного процесса позволяет смотреть вперед, определять не только цели, но и конкретные задачи на определенные отрезки времени, а следовательно, выбирать наиболее целесообразные средства, методы, организационные формы, а также материально-техническое обеспечение занятий. В любой планомерной деятельности можно условно выделить 3 части: планирование - реализация запланированного - контроль. Это разделение условно, т.к. в практике все эти операции взаимосвязаны и как бы переходят друг в друга.

Планирование в области ФВ имеет свои особенности, т.к. прежде всего оно направлено на обучение двигательным действиям, содействует физическому развитию занимающихся наряду с решением воспитательных задач. Знание объективных закономерностей физического воспитания, соблюдение отражающих их принципов и научно-методических положений - необходимое условие педагогического планирования.

При разработке конкретных документов планирования следует придерживаться ряда требований: конкретности, реальности, систематичности, гибкости, всесторонности.

Конкретность планирования заключается в четком определении этапа обучения, детализации задач и в соответствии этим задачам подобранных средств. Из большого числа физических упражнений следует выбирать наиболее универсальные или, наоборот, избирательные, обеспечивающие максимальный педагогический эффект. Степень конкретности планирования во многом зависит от длительности этапа, на который оно рассчитано. Достаточно конкретно можно планировать процесс физического воспитания на короткий срок.

Реальность (осуществимость) заключается в действительной возможности успешного выполнения планируемого при существующем уровне материально-технической оснащенности, бюджете времени. Реальность планирования тесно связана с индивидуализацией процесса физического воспитания (учет индивидуальных возможностей занимающихся) и с соблюдением принципа доступности.

Систематичность (непрерывность) предусматривает планирование по циклам и обеспечивает преемственность в учебно-воспитательной работе. План на определенный цикл (четверть, год или период при занятиях спортом) должен опираться на предыдущие циклы и готовить к последующим. Тем самым действия педагога тесно взаимосвязаны на всех этапах процесса ФВ. Систематичность планирования позволяет реализовать на практике дидактический принцип систематичности в физическом воспитании.

Гибкость планирования предполагает учет возможных изменений в условиях педагогического процесса и введение резервных допусков в плановые документы (может появиться новый спортивный зал, новые методики, дополнительное время). То есть, гибкость планирования предусматривает возможность варьирования задач, средств и методов при непредвиденных обстоятельствах. Разрабатываемый план и практически осуществляемый процесс ФВ реально не могут полностью совпадать. Несовпадение плана и полученных результатов может быть обусловлено тем, что:

- закономерности ФВ носят не однозначный, а вероятностный характер (т.е. они не переносятся механически, эти тенденции обладают вариативностью в зависимости от конкретных условий);

- наши знания об этих закономерностях не являются исчерпывающими;

- реальные жизненные ситуации, влияющие на ход ФВ, вариативны и подвижны.

Всесторонность (комплексность) планирования предусматривает необходимость руководства общими принципами физического воспитания (системообразующими). В процессе планирования следует создавать благоприятные предпосылки для реализации принципов всестороннего и гармонического развития личности, связи с трудовой и военной практикой, оздоровительной направленности физического воспитания. То есть необходимо планировать не только образовательные, но также воспитательные и оздоровительные задачи. Каждый педагог должен организовать целостный воспитательный процесс и планировать общевоспитательную работу.

В системе ФВ населения можно выделить ряд уровней планирования:

-федеральное(государственные комитеты, отделы министерств и ведомств и др.);

-региональное (краевые и областные органы и учреждения);

-муниципальное (городские и районные структуры).

Ведущая роль в планировании процесса ФВ принадлежит педагогу-тренеру, непосредственно осуществляющему этот процесс. Специалист, планируя, должен руководствоваться общеметодическимии специфическими принципами ФВ, соблюдать требования, предъявляемые к планированию.

 

Исходные данные и направления педагогического

планирования процесса физического воспитания

Приступая к планированию, необходимо предварительно получить и проанализировать определенные исходные данные. Необходимые данные планирования: общие отправные положения и установки (ОП и У), прикладные данные, конкретно-предпосылочные данные.

Общие ОП и У включают директивные указания, нормативные требования и типовые программы для различного контингента населения. Они представляют целевые и рубежные установки, указывают основные рекомендационные средства, а типовые программы содержат также рекомендуемые объемы и организационные формы двигательной активности. Их необходимо адаптировать к условиям предстоящей деятельности и особенностям занимающихся.

Важнейшими отправными предпосылками и направляющей основой планирования являются:

- научно установленные закономерности процесса ФВ (например, знания в области ТиМФК);

-результаты практического опыта работы (научные публикации в журналах, сборниках конференций, авторефераты, диссертации).

Прикладные данные - динамика возрастных изменений физического и общего развития. Они позволяют определить примерные сроки освоения нормативов и спортивных разрядов, наиболее целесообразные физические упражнения, соотношения нагрузки и отдыха.

Конкретно–предпосылочные данные. Необходимые данные о конкретном состоянии занимающихся и степени их физической подготовленности получают 3-мя путями:

1) тестированием по официальным нормативам, исходным контрольным упражнениям;

2) по показателям врачебно-физкультурного обследования;

3) по физкультурно-анамнестическим сведениям (дает представление о ранее пройденных этапах физического воспитания).

Целесообразно также знать мотивационные установки обучаемых, их индивидуальные особенности.

Основными аспектами предметно-конструктивного планирования процесса ФВ являются:

- планирование результирующих показателей;

- планирование материала занятий и связанных с ними нагрузок;

- планирование методических подходов и общего порядка построения занятий.

Планирование результирующих показателей предусматривает планирование конкретных итоговых и текущих показателей, по которым судят о выполнении поставленных целей и задач. Планирование начинается с предвидения целевого (конечного) результата; текущие результаты являются подводящими, рубежными по отношению к конечному. Так, в школе целевыми являются итоговые годичные нормативы, а четвертные - подводящими, частичными по отношению к ним (по отношению к четверти или другому малому циклу планирования они могут быть целевыми). Общие целевые нормированные показатели физической подготовленности планируются на основе нормативов действующих программ ФВ.

Планирование материала занятий и параметров связанных с ними нагрузок Материал занятий планируется в виде систематизировано подобранных физических упражнений. При наличии унифицированной программы по ФВ (в школе, в детском саду, в вузе) планирование значительно упрощается. Необходимо правильно сгруппировать программный материал, подобрать дополнительный материал (подводящие и подготовительные упражнения), распределить основной и дополнительный материал по циклам, этапам занятий в рамках бюджета времени с учетом внешних факторов и особенностей занимающихся.

При планировании индивидуализированной спортивной тренировки задачи по определению содержания занятий приходится решать самому тренеру. Наиболее сложным является планирование параметров нагрузок. В последних унифицированных программах по ФВ (в школе, для населения) предусмотрены объемы и режимы двигательной активности в качестве ориентировочных рекомендаций. Более детально разработано планирование параметров нагрузок в спорте, особенно в области спорта высших достижений.

Планирование методических подходов и общего порядка построения занятий включает:

- планирование наиболее вероятных методических подходов к реализации поставленных задач;

- основные и дополнительные формы занятий, число и частоту, порядок их распределения по периодам и циклам планируемого процесса. То есть, в данном аспекте планирования используется методика проведения и общая структура планируемого процесса применительно к масштабам планирования.

При планировании отдельного занятия определяются отдельные методы и методические приемы, распределяется время на части занятия.

При планировании на длительный период можно представить вариации методики лишь в общих чертах. Так же ориентировочно может быть представлена структура занятий, главное при этом - определить взаимосвязь и последовательность проведения отдельных относительно самостоятельных форм занятий как органических звеньев единого процесса.

Деятельность преподавателя-тренера включает не только специфические аспекты планирования, но и общепедагогические: планирование общевоспитательной работы, организацию спортивно-массовой работы.

3 Виды, формы и методики планирования

 

Планировать - это значит понимать и предвидеть, как будет развертываться планируемый процесс во времени.

Принципиальное значение имеет выбор временных масштабов, на которых будет вестись планирование. По мере увеличения временных масштабов планирования появляется перспектива (можно увидеть конечную цель ФВ, наметить крупномасштабные задачи и пути их реализации), но уменьшается степень детализации плана.

При планировании на относительно короткие промежутки времени исчезает перспектива, зато с большей степенью приближенности к реальной обстановке можно спроектировать отдельные занятия.

Различают три вида временного планирования:

- перспективное (крупноцикловое);

- этапное (среднецикловое);

- оперативное (краткосрочное).

По уровню реализации в самих названиях заложены задачи: перспективные, рубежные и оперативные.

Перспективное планирование - это планирование на длительный срок (1 год - несколько лет). Оно ориентировано на регулирование всего процесса физического совершенствования и последовательность освоения всей программы. В школе перспективное планирование сводится к планированию по годам обучения. В спорте высших достижений оно может быть 4-летним (интервал между олимпийскими играми), 2-годичным (интервал между первенством Европы по легкой атлетике, спартакиадами), годичным (интервал между чемпионатами мира по многим видам спорта, между первенствами страны).

Этапное планирование основывается на данных перспективного плана. В практике ФВ протяженность данного этапа составляет от 1-1,5 недель до 3 месяцев). Этапное планирование предусматривает оптимизацию динамики физической работоспособности в течение длительного периода, а также изучение нового раздела (вида) программного материала. В структуре этапного плана чаще всего содержатся задачи, методы, организационные формы занятий, раскрываются все необходимые средства ФВ.

Оперативное (краткосрочное) планирование рассчитывается на короткий промежуток времени (1 день -7 дней). Оно предполагает реализацию содержания этапного плана на одно или несколько занятий с учетом состояния занимающихся и содержания предыдущих и последующих занятий.

Формы планирования отличаются составом факторов и методов планирования. К основным формам относят:

- табличные формы (прим: распределение часов по разделам). Планируются количественные показатели;

- описательное (текстовое) планирование (прим.: конспекты урока или учебно-тренировочного занятия). Используются качественные показатели;

- графические формы (прим.: план-график). Используются условные показатели;

- комбинированное планирование - соединение разных форм.

Совершенствование вышеуказанных видов планирования может быть связано с разработкой алгоритмов и сетевых графиков обучения по предмету «Физическая культура».

4 Основные документы планирования в школе

Все документы планирования можно разделить на 2 группы:

- государственные документы (они носят статус директивных документов);

- документы, разрабатываемые учителем на основе государственных (унифицированные программы, планы).

Основными документами планирования учебного процесса физического воспитания в школе являются:

- общий план работы школы по физическому воспитанию;

- годовой план-график очередности прохождения программного материала (рис.11.1.);

-четвертные (рабочие) планы (рис.11.2.);

-конспекты уроков или технологические карты.

 

 

Рисунок 11.1 - Образец годового плана-графика изучения материала

по предмету «Физическая культура» по ФГОС

 

Общий план физического воспитания является составной частью плана работы образовательного учреждения. Его составляет учитель физической культуры при участии заместителей директора, врача школы, преподавателя-организатора курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).

План включает в себя следующие разделы: 1) организационная работа; 2) учебная работа; 3) физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня; 4) физкультурно-массовая и спортивная работа во внеурочное время; 5) агитационно-пропагандистская работа; 6) врачебно-педагогический контроль; 7) хозяйственная работа.

Общешкольный план физического воспитания согласовывается с администрацией школы, чтобы запланированные мероприятия не совмещались в одно и то же время с другой деятельностью школьников.

План утверждает директор школы и доводит до сведения всех учителей.

Годовой (крупноцикловой) план является переходным между перспективным и этапным планами. Он является фрагментом многолетней программы, детализированной в менее крупном масштабе времени.

Годовой план–график(рис.11.1) включает:

1) распределение учебного времени для каждой параллели классов (с учетом климатических условий, материальной базы и подготовленности учащихся);

2) график очередности прохождения программного материала классом (для чего программные ФУ или темы теоретических сведений нумеруются).

Последовательность действий учителя при составлении годового плана–графика

- определить возраст занимающихся;

- изучить традиции школы (учебный график; учебный план);

- составить таблицу по этапам обучения;

- выбрать рабочую программу по предмету «Физическая культура»;

- определить часовой объем базовой части и виды программного материала;

- определить часовой объем вариативной части и виды программного материала;

- распределить вариативную нагрузку;

- определить очередность прохождения видов программного материала.

Четвертной план-график (тематический план) является документом этапного планирования. В практике его часто называют рабочим или поурочным планом. Он разрабатывается на основе годового плана, и все аспекты крупно-циклового планирования в нем конкретизируются и получают дальнейшую детализацию (рис.11.2.)

Последовательность действий учителя при составлении тематического плана

- Составить годовой план-график.

- Определить период планирования (четверть, семестр, полугодие…).

- Составить таблицу.

- Во втором столбце указать вид программного материала, с которого начинается период.

- Для каждого вида программного материала указать 4 раздела (теорет.подготовка, тех.подготовка, физ.подготовка, контрольные упражнения).

- Заполнить содержание каждого раздела согласно требованиям программы и др. директивных документов.

- В правой части таблицы указать графы уроков, используя сквозную нумерацию.

- Расставить условные знаки для каждого урока, с учетом дидактических и др.требований.

- Под табл. пояснить условные знаки.

 

Усл. Знаки: Р-разучивание (1 этап); З- углубленное разучивание (2 этап); С-совершенстование (3 этап); +- применение знаний (двигательного действия); К, У- оценивание

 

Рисунок 11.2 - Образец оформления тематического плана

 

В практике ФВ в условиях реализации ФГОС администрацией школы предлагается иная форма тематического плана, в которой не всегда понятно на каком этапе обучения находится учитель и ученик при формировании техники движения.

Конспект урока является наиболее конкретным документом и относится к оперативному планированию. Он составляется на основе четвертного плана с учетом содержания предыдущего занятия. Конспект обычно составляется для параллельных классов, но в нем указываются особенности работы в каждом из них. Он отличается детальной разработкой этапного плана с учетом реального хода и результатов предыдущего занятия. Конспект завершает систему планирования и в значительной степени несет организационную функцию. Вначале разрабатывается основная часть урока, а затем, исходя из особенностей ее содержания, - вводная и заключительная.

В верхней части плана-конспекта (технологической карте) обычно указываются общие задачи. Рекомендуется вводить в конспекте дополнительную (слева) графу, в которой указывать частные задачи.

Постановленные задачи должны отражать три направления: образовательное, оздоровительное, воспитательное.

Определение образовательных задач может осуществляется по алгоритму, предложенному Н.М. Моисеевым (1999).

Например, если двигательное действие изучается только в одном классе, является простым по технике исполнения, но в то же время значимым в прикладном отношении, то уместно использовать глагол «научить», то есть последовательно пройти все три этапа обучения двигательному действию.

Если упражнение представлено в программе впервые, но его освоение предусмотрено и в последующих классах, то на начальном этапе обучения могут быть использованы следующие формулировки: «изучить основу техники двигательного действия», «освоить основные элементы техники двигательного действия».

Если упражнение уже изучалось в предыдущих классах, то при его освоении на втором этапе обучения двигательному действию могут быть использованы такие глаголы, как: «углубить», «конкретизировать», «усовершенствовать», «продолжить», «оптимизировать», «повысить», «завершить».

Самым главным при постановке задач является определение этапа обучения двигательным действиям, которое выступает в качестве предписания, какие задачи и в какой последовательности ставить. При этом недостаточно опираться только на содержание программы. Обязательной является предварительная проверка уровня технической подготовленности школьников. И тогда возможно, что вместо совершенствования двигательного действия, формально вытекающего из программы, надо вернуться к основам овладения техники.

К числу образовательных задач относятся направления теоретического и методического характера. При их формулировке чаще всего используют следующие глаголы: «рассказать», «сообщить», «напомнить», «объяснить», «проверить», «оценить», «закрепить», «продемонстрировать», «добиться».

При постановке воспитательных задач исходят из общих воспитательных установок, сформулированных в пояснительной записке программы физического воспитания, а также из данных педагогического наблюдения за контингентом.

Формулирование воспитательных задач сводится к использованию следующих глаголов: «воспитывать», «развивать», «приучать», «содействовать», «прививать», «формировать», «повышать», «усиливать».

Основанием для постановки оздоровительных задач являются данные медицинских осмотров, результаты тестирования и предварительной проверки готовности учащихся к сдаче контрольных испытаний, предусмотренных программой, специфика программы.

Эта группа задач включает в себя развитие двигательных способностей (силы, скорости, координации, гибкости, выносливости), укрепление отдельных мышечных групп, повышение амплитуды движений в различных суставах, профилактику нарушений осанки и свода стопы, совершенствование телосложения, повышение общей работоспособности, закаливание и улучшение физического здоровья.

При постановке задач особое внимание уделяется разносторонности воздействия на формы и функции организма детей. При формулировке задач данного типа чаще всего используют глаголы: «содействовать», «развивать», «способствовать», «тренировать». Ниже представлен образец оформления плана-конспекта урока ФК.

Утверждаю

Методист СОШ №2

__________В.Г. Русанов

Примерный план-конспект урока по волейболу в 5 классе

Дата: 2019-02-19, просмотров: 789.