В теории развивающего обучения познавательные действия содержат акты исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, а также моделирование изучаемого содержания. Миссия учителя в этом смысле связана с активизацией у школьников познавательной деятельности с их включением в процесс познания с развитием таких функций, как мышление, воображение, речь.
Ряд авторов (Кечкин Д.Д., Тихонов А.М.) предлагают выделить в этой группе общеучебные, логические УУД и действия, связанные с постановкой и решением проблемы [1].
Общеучебные учебные действия ассоциируются с:
- умением поставить учебную задачу;
- выбором способов нахождения информации для решения учебной задачи;
- умением работать с информацией;
- умением структурировать полученные знания.
Логические учебные действия направлены на:
- формирование умения анализировать изучаемые объекты с целью выделения существенных и несущественных признаков;
- синтез новых знаний;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство собственных суждений.
Организация ФВ в 5-9 классах
В среднем школьном возрасте более детально изучаются двигательные действия, подростки уже способны оценивать свои движения по времени, пространству, мышечным усилиям.
Подбирая упражнения, необходимо развивать у них эти способности (бег с различной длиной и частотой шага, метания на разное или на одно и то же расстояние предметов различного веса).
В возрасте 10-11 лет на занятиях руководствуются, в основном, теми же положениями, что и в предыдущем возрасте. Количество повторений изучаемого упражнения сохраняется. Знакомые упражнения могут выполняться по рассказу.
В возрасте 12-14 лет сложные физические упражнения разучиваются в целом, по частям, с помощью подводящих упражнений. На гимнастических снарядах отдается предпочтение изучению упражнений по частям (расчленено-конструктивный метод).
Учитывается склонность девочек к использованию танцевальных движений для укрепления мышц ног, туловища, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Подростковый возраст характеризуется началом полового созревания, неравномерностью роста и развития. Период полового созревания может не совпадать с возрастным на 1-1,5 года. Морфологические и функциональные изменения в организме протекают бурно, но по-разному и у мальчиков, и у девочек. Масса тела в этот период меньше длины. Девочки больше прибавляют в весе, но уступают мальчикам в силе, скорости, выносливости. Действие гормонов желез внутренней секреции, быстрый рост тела в длину и вытягивание мышц, сухожилий и нервов ведет к временному нарушению точности и координации движений.
Подростки зачастую способны преодолевать охранительное торможение, переоценивать свои возможности, не обращают внимание на детали техники. Это может привести к тому, что двигательный навык закрепляется с ошибками. Отмечается повышенная возбудимость и вследствие этого быстрая утомляемость, раздражительность.
Необходимо постепенное и строгое последовательное изучение двигательных действий путем выполнения конкретных заданий (алгоритмического типа).
Освоение учебного материала должно идти от простых и легких форм, координационно-сложные упражнения можно временно исключить. Интерес к уроку достигается использованием тренажеров, нестандартного оборудования, технических средств обучения, творческих заданий и самостоятельной работой. Большое применение находят вариативный и соревновательный методы обучения.
В этот период особенно важно учитывать индивидуальность личности в подходе при обучении двигательным действиям. Изучаемые упражнения у мальчиков и девочек не идентичны, поэтому возможно параллельное объединение классов для раздельного обучения мальчиков и девочек.
Повышение активности учеников достигается привлечением их к организации занятий, руководству отделением или командой, к оказанию помощи в обучении, участию в судействе. Необходимо приучать школьников к самоанализу действий, самоконтролю и обучать их приемам саморегуляции. Формируются умения к самостоятельным физкультурно-оздоровительным занятиям.
Достижение планируемых результатов основной образовательной программы в основной школе, как указывается в ФГОС основного общего образования, должны обеспечивать программы по отдельным учебным предметам и курсам. С момента утверждения приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897, ФГОС основного общего образования вышел ряд программ по предмету «Физическая культура» под эмблемой стандартов второго поколения. К ним относятся «Примерная программа основного общего образования по физической культуре, «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов» (авторы В.И. Лях и А.А Зданевич), «Программа по физической культуре для 5-9 классов» под редакцией А.П. Матвеева.
Значительное количество учителей физической культуры, составляя свои рабочие программы и тематическое планирование, основываются на содержании вышеуказанных программ. В тематическом плане рабочих программ по предмету «Физическая культура» основное внимание уделяется формированию предметных и надпредметных результатов, в результате изучения таких разделов как «Знания о физической культуре», «Способы двигательной деятельности»и «Физическое совершенствование».
Дата: 2019-02-19, просмотров: 297.