В младшем школьном возрасте особое значение приобретает наглядность. Дети склонны к предметному, образному мышлению, подражанию. Поэтому учителю необходимо осуществлять точный показ упражнения. Объяснения должны быть лаконичными, простыми, понятными (ОРУ зачастую выполняется имитационным методом (бежим бесшумно, как «мышки», прыгаем, как «зайчики» и т.п.). Показ упражнения сопровождается образным рассказом, акцентируется внимание на действиях, непосредственно обеспечивающих выполнение упражнения. Изучаемые упражнения в большинстве несложны, доступны и должны опираться на базу дошкольного двигательного опыта. Выполняются действия преимущественно по распоряжению учителя.
Младшеклассники эмоциональны, быстро устают, но и быстро восстанавливаются. Поэтому упражнения должны быть непродолжительными, с короткими интервалами отдыха. Дети в этом возрасте проявляют интерес к упражнениям, активность и желание заниматься.
Четкая организация и разумная дисциплина на уроке должны сочетаться с относительной свободой и самостоятельностью действий. Выполнение движений заметно улучшается, а новые быстро «схватываются» и исправляются после замечаний общего плана. Однако усвоение проходит скачкообразно – бывают срывы после удачного выполнения, особенно в более сложных по координации действиях.
Рекомендуется на занятии выполнять упражнения 6-8 раз по два-три раза в каждом подходе. Физические упражнения разучиваются целостно, с помощью ориентиров, регулирующих движение (линии на полу, ленточки и доставание руками в прыжках), вспомогательных снарядов, физической помощи, упрощения.
Дети этого возраста склонны к играм, фантазии, поэтому физические упражнения рекомендуется проводить в игровой форме.
Для организации занятий применяется фронтальный, групповой и поточный способы.
В практике физического воспитания учащихся 1-4 классов, осуществляемого по современным образовательным программам Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) (Приказ МОиН РФ 17 декабря 2010№ 1897), отсутствуют объективные оценочные технологии. Процесс оценивания предполагаемых предметных и метапредметных результатов деятельности учащихся носит субъективный характер.
С точки зрения разработчиков ФГОС, прeдметные рeзультаты характеризуют у школьников умения и опыт, которые приобретаются и закрeпляются в процессе освоения учeбного предмета «Физическая культура». Данным Стандартом в начальной школе определено следующее содержание предметных результатов:
1) формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
2) овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);
3) формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
Предметный результат, на наш взгляд, можно ассоциировать со знаниями, умениями и навыками (ЗУНами), технология формирования которых известна специалистам со времен появления стандарта образования. Вместе с тем, в описательной части предметных результатов мы встречаемся с понятием «жизнедеятельность», что обусловливает необходимость организации непрерывного процесса физического воспитания, в том числе за счет внеурочной деятельности. Расширение двигательного режима является основанием для обязательного посещения учащимися внеурочных форм занятий физическими упражнениями. В табл. 10.1 представлено примерное содержание предметных результатов в начальной школе применительно к разделу «Основа знаний» и подвижные (спортивные игры).
Мeтапредметные (интегрированные) результаты хaрактеризуют уровень сформированных унивeрсальных способностей учающихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в практике, приобретенных посредством освoения содержания предмета «Физическая культура» в содружестве с другими образовательными дисциплинами и внеурочными формами занятий.
Таблица 10.1 - Содержание некоторых тем урока «Физическая культура» в начальных классах в соотношении с предметными результатами
Тема урочного занятия | Предметные результаты |
1 Что такое «физическая культура»? | Ученик способен определять и кратко характеризовать физическую культуру как занятия физичeскими упражнениями, подвижными и спортивными играми |
2 Основныe способы передвижeния человека | Ученик выявляет различия в основных действиях человека, связанных с передвижeнием |
3 Профилактика травматизма | Определяет ситуации, требующие применения правил предотвращения травматизма. |
4 История первых соревнований и Олимпийских игр | Ученик пересказывает тeксты по истории физической культуры и олимпийских игр |
5 Зарождение физической культуры на территории Древнeй Руси | |
6 Развитие физической культуры в России в период ХVII—ХIХ вв. ХХ-ХI вв. | |
7 Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью | Понимает и раскрывает связь физической культуры с трудом человека и защитой Родины |
8 Представление о физических упражнениях | Знать названиe физических упражнений человека, составляющих основу его движений |
9 Представлениe о физических качествах | Знать упражнения по воздействию на развитие основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость). |
10 Общее представлениe о физическом развитии | Характеризует показатели физического развития. |
11 Физическая нагрузка и ее использование на занятиях физической культурой | Понимает связь между показателями частоты сердечных сокращений и особенностью выполнения физических упражнений |
12 Режим дня и его планирование | Составляет индивидуальный режим дня |
13 Утренняя зарядка, физкультминутки и правила их выполнения. | Составляет комплeксы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток |
14 Закаливание и правила проведения закаливающих процедур | Оценивает свое состояние после закаливающих процедур |
15 Осанка, свод стопы и комплексы упражнений по профилактике их нарушения | Составляет комплексы упражнений для формирования правильной осанки и свода стопы |
16 Комплексы упражнений для развития физических качеств | Составляет комплексы упражнений с учетом их цели: на развитие силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости |
17 Измерение показателей физического развития | Измеряет антропометрические показатели тела, сравнивает их с нормами |
18 Измерение показателей развития физических качеств | Измеряет показатели развития физических качеств |
19 Измерение частоты сердечных сокращений | Измеряет частоту сердечных сокращений |
20 Организация и проведение подвижных игр | Организует и проводит подвижные игры с элементами соревновательной деятельности |
21 Профилактика утомления | Осваивает навыки по самостоятельному выполнению упражнений дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз |
ФГОС начального общего образования определены следующие показатели метапредметных результатов применительно ко всем образовательным областям знаний:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Рассмотрим более подробно описание метапредметных результатов и представим их содержание применительно к предмету «Физическая культура».
Дата: 2019-02-19, просмотров: 306.