Трудно встретить что-либо более завораживающее своей таинственностью, чем подземное царство абсолютного мрака с волшебно красивыми известковыми колоннами, натеками самых разных фантастических форм, подземным лесом тончайших сталактитов и сталагмитов, стремящихся друг к другу. Немногие люди, а тем более дети имеют возможность хотя бы раз в жизни увидеть эти подземные кладовые Земли. Если дошкольников сложно «приблизить» к настоящим пещерам, то почему бы не создать хотя бы одну, свою собственную, в детском саду?
Пещера – это подземная кладовая, природная сокровищница, жилище хозяйки Медной горы. В качестве материалов для ее строительства могут быть использованы пенопласт, строительная пена, дерево, искусственные камни, керамическая плитка. Легкая, изящная, металлическая кованая решетка, закрывающая вход в пещеру, имитирует знаменитое каслинское литье, о котором нельзя не вспомнить, обыгрывая мотивы незабвенных и навсегда с детства оставшихся в памяти уральских сказов Бажова.
Нам хотелось, чтобы эта пещера дала детям как можно больше возможностей увидеть, потрогать, услышать и почувствовать динамику различных геологических процессов Земли. С этой целью можно сделать выходы различных горных пород на стенах, потолке и полу, каменные россыпи и осыпи, известковые наплывы и пещерный жемчуг. Потолок и стены (в нишах) могутукрашают сталактиты и сталагмиты фантастической формы. Здесь постоянно слышно журчание воды. Дети наблюдают, как она струится по стенам, оставляя белый известковый налет (совсем, как в естественных условиях). Ощущение того, что ты находишься в фантастическом подземном мире, усиливает специальная подсветка. В этом вечном мраке есть своя жизнь: летучие мыши, гроздьями свисающие с потолка в нишах пещеры; протеи - «дети подземного дракона» (маленькие земноводные, живые ископаемые давно минувших эпох, которых можно поселить в небольшом водоеме пещеры); пещерные саламандры, сверчки, многоножки, раки и рыбки. А в первом (сухом) зале пещеры дети могут обнаружить гнезда саланганов («ласточкины гнезда»).
Пещера может использоваться по-разному: как жилище первобытных людей и животных, как наглядный демонстрационный материал по темам «Камни, песок, глина», «Животные», «Солнце».
Очень хорошо поселить в неётаких сказочных персонажей как первооткрывательница крупнейшего европейского соляного месторождения средневековая принцесса Кинга и всем известная по сказам Бажова Хозяйка Медной горы. Для неожиданного появления этих сказочного персонажа в скальной стене сделана специальная потайная дверь.
Пещера позволяет на глубоко эмоциональном, органически свойственном дошкольникам уровне закрепить их знания о живой и неживой природе в форме увлекательных путешествий.
Макет «Звездное небо» - это мини-планетарий, действующий, электрический, управляемый со специально смоделированного пульта. В его основе – подвесной потолок центральной части помещения. Орбиты планет можно сделать из разноцветных ламповых трубок-гирлянд, звезды двенадцати созвездий – из мелкихгалогеновых лампочек. Вокруг Солнечной системы в звездном макете расположены 12 зодиакальных созвездий:Козерог, Водолей, Рыбы, Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион и Стрелец.
Использовать макет «Звездное небо» можно при работе по темам «Солнце», «Камни, песок, глина», «Человек и природа». Он позволяет ознакомить дошкольников со строением Солнечной системы. В занятия включаются мифы и легенды Древней Греции и элементы астрологии, расширяется и обогащается словарный запас дошкольников. Они узнают, что астрономия – это наука, изучающая космос, а слово «астра», которое им знакомо по ярким разноцветным осенним цветам, на древнем языке означает «звезда» (отсюда – астрономия, астронавт, астероид, астроном), а наша главная большая звезда Солнце является источником света и тепла. Осознают роль Солнца в жизни человека, растений и животных. Легенды и сказки разных народов о Солнце ребята слушают в особой атмосфере, наедине со звездным небом: опускаются светонепроницаемые жалюзи, гаснет свет и дети, лежа на ковре, наблюдают за мерцанием далеких звезд.
Каминный уголок.
Дети очень активны, они постоянно находятся в движении. Природная детская непоседливость подчас не позволяет ребенку сосредоточиться на учебном материале. Поэтому направленность обучения на качественное усвоение знаний, полученных на занятиях, расширение кругозора ребенка, оказание помощи ему в самоорганизации подталкивает педагогов детского сада к созданию уютной зоны с мягкими диванами и камином, «пляшущий» огонь которого издавна завораживает и успокаивает человека, помогая наладить контакт и взаимопонимание.
Каминный уголок рассчитан на работу с подгруппой детей (8-10 человек) и живописно окружен крупными растениями – пальмами, диффенбахиями, фикусами, папоротниками, отделяющими этот уголок от остальных зон экологического комплекса. В атмосфере уединенности, тепла и доверия, мы можно просматривать видеосюжеты, общаться, читать, слушать, сочинять экологические сказки и рассказы, слушать музыку природы, беседовать и путешествовать по разным уголкам земного шара. В этом нам помогает видеотехника – большой телевизор, видеомагнитофон, магнитола, - и богатейшая подборка мультфильмов и фильмов о природе.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 202.