Экологическая тропинка в здании детского сада
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В нашей в целом северной стране дошкольники многих регионов проводят значительную часть времени в помещениях детского сада. Именно поэтому рекомендуется создавать экологические тропинки в здании дошкольного учреждения. К тому же такие тропинки позволяют по-новому посмотреть на свое ближайшее окружение и взрослым, и детям. В состав таких тропинок включаются объекты живой и неживой природы: уголок природы, экологическая комната, зимний сад (внутри них могут быть дополнительно созданы сети различных маршрутов для разных целей), фонтан, бассейн, фитобар, песочницы в коридорах, центры воды и песка, лаборатория, отдельные композиции комнатных растений и сухоцветов, уголки природы или отдельные объекты природы в групповых помещениях, мини-огороды на окнах, теплицы в здании, картинная галерея, выставки поделок из природного материала, музеи природы, мини-музеи в группах, фольклорные комнаты, комнаты сказок, выставки из бросового материала и другие (разнообразие точек такой тропинки зависит от развивающей среды детского сада).

Организация работы с детьми. Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Часто у воспитателей возникает вопрос: нужно ли сразу посещать все точки тропинки? Конечно, нет. Все зависит от возраста детей и ваших целей. В разное время вы можете посещать разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если у вас ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки, если же вы преследуете конкретную цель (например, при помощи луп исследовать пень), то ограничитесь только одним объектом. На тропе можно проводить наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке с ребятами занимается эколог или воспитатель, свои впечатления об увиденном они выражают на занятиях по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, подвижных играх.

Объекты экологической тропинки дают большие возможности для сенсорного развития ребенка, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, инсценировок с участием хозяина тропинки, эмоционального развития детей, в частности, формирования чувства близости к природе и сопереживания живым организмам.

 

ОГОРОД

Функциональная роль - Воспитание трудовых навыков, эстетическая, познавательная, оздоровительная, развитие эмоциональной сферы, выработка навыков экологически безопасного поведения

Формы и методы работы - Уход за растениями, наблюдение, сбор и использование экологически чистого урожая, знакомство с правилами.

Эффект гряды – знакомый нам всем эффект настоящего совместного дела взрослых и детей. Детско-взрослое сообщество формируется вокруг таких дел. Педагоги, занимающиеся огородами на территории ДОО утверждают, что они занимаются не огородами, а возрождением экологических, симбиотических взаимосвязей в природе на территории детского сада.

Обновление и оживление педагогического коллектива; погружение детей в работу с землёй облегчает адаптацию в сентябре –октябре, помогает им быстрее и «присвоить» новое место жизни; помощь родителей становится более адресной и лично окрашенной .

Какие же результаты можно увидеть при организации работы воспитанников в огороде?

• Складываются новые виды деятельности детей на территории во время прогулки: посадки, копка, перевозка земли и веток на тачках, работа с садовым инструментом, сбор и сохранение листопада, полив;

• Возникают новые темы и формы работы с детьми в группе и на прогулке, связанные с природой и человеком (перемол зерна, выпечка хлеба, выращивание рассады, как сохранить жизнь деревьям);

• Воспитанники активно наблюдают и исследуют; у них начинает проявляться самостоятельный спонтанный поиск решений, самостоятельная кооперация для выполнения трудных работ;

• Быстрее устанавливается межгрупповой знакомство и взаимодействие, легче происходит «вхождение в сад» новых детей;

• У воспитанников с проблемами поведения и повышенной активностью повышается концентрация внимания, наблюдается изменение поведения – спокойные движения, гармоничное поведение в целом; некоторые пассивные дети становятся на прогулке лидерами во время земляных работ;

• У педагогов появляется возможность избыток детской энергии перевести в осознанно значимую и полезную физическую нагрузку, окрашенную радостными эмоциями, после которой у детей улучшается аппетит, они быстрее засыпают и спят крепче.

И, конечно же, происходит активное развитие территории: создаются природно-экологическая зона, происходит рекультивация почв, возрождается жизнь насекомых и птиц.

 

ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ

С выращиванием зелени на подоконнике справится любой ребёнок, если он6 серьёзно к этому отнесётся. Это прекрасное занятие , которое не только приучает ребят быть дисциплинированными и ответственными, но даёт возможность наблюдать за развитием растения.

Как и любая деятельность – огород на подоконнике должен обязательно обыгран: Дед и Баба, игровые персонажи, необычно оформленные грядки. Это поможет заинтересовать воспитанников, а значит работа в огороде станет продуктивнее.

 

ТЕРРИТОРИЯ ДЕТСКОГО САДА

(ландшафтные, архитектурные объекты)

Функциональная роль - Эстетическая, познавательная, игровая, развитие эмоциональной сферы

Формы и методы работы - создание элементов природных и культурных ландшафтов, элементарных архитектурных сооружений, игровых и спортивных площадок, которые будут использоваться для экскурсий, игр, проведения фольклорных праздников.

 

МУЗЕЙ, КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ

Функциональная роль -Краеведческая, познавательная, историческая, этнографическая, ландшафтная, культурная, семейная, эстетическая

Формы и методы работы -Экскурсии в местные музеи, галереи, изучение картин с пейзажами, создание музеев и мини-музеев ДОУ.

Музей природы.

Силами педагогов и родителейвозможно создать и постоянно пополнять музей природы. Его экспозиционные зоны тематически могут соответствовать блокам программы Н. А. Рыжовой «Наш дом природа». В каждой группе могут быть разные музеи: у кого-то это музей дерева, у кого-то – музей кукол, глиняных или сделанных из различных материалов.

В музее «Русская горница» много необычных для современных детей предметов русского быта. Одни из них – напоминают знакомые предметы, другие – совершенно незнакомы детям. Здесь воспитанники «впитывают русский дух», узнают, как в старину пряли, ткали, шили, какую одежду носили, в какие игрушки играли, из какой посуды ели. При этом, педагог обращает внимание детей, на то что многие предметы русского быта сделаны из природного материала: дерева, глины, бересты, льна.

Постоянно действующая музейная композиция (музей камня и природы) повышает мотивацию детей, стремление познавать новое. Подобранные интересные экспонаты размещаются на полках светлых прозрачных шкафов на уровне глаз детей. В создании и пополнении музейного фонда принимали и продолжают принимать участие родители наших воспитанников, педагог-эколог, а также многие сотрудники нашего детского сада.

В музее могут находиться необычные оригинальные объекты: окаменевшие зубы древних животных, образцы пород карстовых пещер, драгоценные, поделочные (самоцветы) и искусственные камни.

Красивые морские раковины, ежи и звезды, огромный тихоокеанский краб, кораллы используются на занятиях по ознакомлению детей с тайнами морских глубин и особенностями жизни их обитателей. Особенности их внешнего вида дети связывают с условиями жизни, характером добывания пищи и самозащиты.

Коллекции шишек, веток и семян различных деревьев и кустарников, в том числе и не произрастающих в нашей местности, дают возможность связать особенности их внешнего вида с их родным климатом.

Разнообразный природный материал также является хорошим подспорьем для занятий по ручному труду. Песок,глина, речная и морская, крупная и мелкая галька, образцы разной почвы постоянно используются в экспериментах и опытах, например,  по разным блокам программы Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа» («Волшебница-Вода», «Воздух-невидимка», «Камни, песок, глина», «Почва», «Животные», «Растения»).

Мобильный мини-музей

Недостаток помещений, небольшая площадь экологического кабинета с одной стороны, и большой творческий потенциал, желание обогатить развивающую экологическую среду, с другой стороны может стать стимулом для появления в ДОО мобильного мини-музеи экологического содержания: «Волшебница-Вода», «Музей Воздуха», «Музей Солнца», «Волшебный мир камня», «Музей Древесной Коры», «Музей Бересты», «Музей Птицы», «Музей Дерева», «Музей Коровки-Буренки», «Музей Курочки Рябушечки», «Музей Овечки», «Музей Лошадки», Музей «Коричневый цвет в природе» и другие.

В создании таких, в подборе экспонатов, в их изготовлении, обязательно принимают участие дети и их родители. Основная задача такого музея – показать изучаемый объект во всем его разнообразии. Во время создания музея с детьми проводятся разнообразные занятия, посвященные выбранной теме. Так, например, при работе над «Музеем Воздуха», с детьми проводятся занятия по изучению свойств воздуха. Для закрепления знаний, в музее выделяется место, для повторения опробованных на занятиях, опытов с воздухом. А экспонаты, собранные в музее помогут проиллюстрировать беседы о том, как человек научился использовать силу и свойства воздуха (воздушный шар, парашют, насосы, надувные игрушки и т. д.) На занятиях по рисованию можно изобразить лес в ветреную погоду. А на занятиях по ручному труду изготовить вертушку. На занятиях по математике можно использовать в качестве счетного материала семена крылатки.

Главной особенностью музея является то, что его экспонаты доступны детям. Они не только рассматривают камни, но и работают с коллекциями, имеют возможность подержать экспонаты в своих руках.

 

АКВАТОРИЯ

Акватория – это большой (900 литров) аквариум, декорированный песчаником и кораллами. Цветная фотография морского дна продолжает и зрительно углубляет водное пространство.

Аквариум – это место для знакомства с подводным царством и наблюдений за его обитателями и растительностью. Его стеклянная стенка, высота которой достигает роста ребенка, создает иллюзию полного погружения в подводный мир, в котором живут крупные и очень красивые рыбы, как донные, так и плавающие в толще воды и на поверхности. Это вызывает огромный интерес детей и дает возможность для ежедневных наблюдений биоценоза (пусть и искусственного) при изучении блоков «Волшебница-Вода», «Воздух-невидимка», «Животные», «Я и природа», «Камни, песок, глина».

 

ПРИРОДНЫЕ МАКЕТЫ

Макет «Этажи леса».

Создавая макет, необходимо постараться, чтобы он органично вписался в уже сложившийся дизайн экологического комплекса. Это уголок природы, посредством которого интересно, в игровой сказочной форме, с множеством сюрпризных моментов, с элементами драматизации можно дать детям систему экологических знаний и понятий по таким темам, как «Растения (Что в доме-природе растет?)», «Животные (Что в доме-природе живет?)», «Лес (Лесной дом)» и «Человек и природа (Если ты человек, веди себя по-человечески)».

Центральной частью становится, например, дуб, который может открываться, если нажать потайную ручку. Высота дерева — от пола до потолка, параметры деталей — как у настоящего дуба. В потайной стенной нише за ним могут прятаться один-два персонажа (старичок-лесовичок, леший, баба Яга, лесная нимфа, сова, филин, лесной гном или кот Маклай из замечательной экологической сказки Н. А. Рыжовой «На дубе том…»). Они могут появляться в определенный момент занятия или праздника.

Дуб представляет собой лесной дом, на разных уровнях которого живут различные животные и птицы: между корнями – семейство ежей, в дупле – куница, на ветках гнезда разных птиц, белка, в верхней части дерева сидит сова, медвежонок карабкается по стволу за медом диких пчел, на ветках уже созрели желуди, часть которых усыпали траву вокруг дерева, между ветками дуба сплел свою паутину паук (в ней уже запуталось несколько насекомых). При необходимости педагог может убирать или, наоборот, добавлять новых обитателей.

Другая часть макета представляет образец кустарниковой и травянистой флоры: виноградные кусты, травянистые растения, мох, грибы и большой камень, который может выполнять самые разнообразные функции. На нем может «кручиниться» Аленушка, передохнуть уставшая от долгого пути по лесу Красная или Серая Шапочка из экологической сказки Н. А. Рыжовой «Серая Шапочка и Красный волк», зверь или птица, любой сказочный персонаж. Кроме того, «Аленушкин камень» может хранить любые секреты, находить и открывать которые так любят дети.

Из чего же все это сделано? Дуб — из очень прочного материала, вспененной смолы. Он полностью имитирует настоящее дерево, а грибы-трутовики на его стволе и желуди у корней самые что ни на есть настоящие. Материал, из которого сделан дуб, очень легкий, что даст возможность закрепить его полый в половину объема ствол с кроной на двери в стенную нишу (технический шкаф). Таким образом, у педагога-эколога появляются широкие возможности для придумывания разнообразных сюрпризных моментов при составлении сценариев занятий и праздников. Ветки с листьями и желудями — искусственные. Виноградник сформирован из настоящей лозы, а его ветки с листьями и кистями ягод — искусственные, как и грибы-муляжи, травянистые растения и цветы. Искусственные серые камни похожи нанастоящие, они сделаны из того же материала, что и ствол дуба. Поверхность дуба дополнительно красилась и тонировалась, чтобы добиться максимального сходства макета с настоящим деревом. Птичьи гнезда и яйца, размещенные на ветках и под кустарником, - настоящие. А ковровое покрытие подбиралось под цвет травы.

Таким образом, макет «Этажи леса», сделанный в натуральную величину, в любое время года дает возможность педагогу с детьми рассмотреть и проанализировать, чем отличается дерево от кустарника и травянистых растений и как связано все в природе «живыми ниточками».

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 164.