Экологическая тропинка на территории детского сада
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Создавая экологическую тропинку на территории детского сада, помните о том, что экологическая тропинка – это не клумба, которая должна быть полностью ухожена, украшена цветами. Создать экологическую тропинку можно на территории любого учреждения, причем без особых дополнительных затрат. Такой подход подразумевает, что в состав видовых точек экологической тропинки вы включаете те объекты, которые уже есть на вашей территории. В дальнейшем, когда появится возможность, можно дополнить тропинку новыми точками.

В качестве видовых точек выберите деревья, кустарники разных пород, разного возраста, причудливой формы. Хорошо, если вы обнаружите на своей территории участок, на котором рядом растут дерево, кустарник, травы и мхи. На их примере можно наглядно показать отличия разных жизненных форм растений. Старый пень, покрытый мхами, лишайниками, грибами, также послужит отличным объектом для наблюдений по темам «Почва» (круговорот веществ), «Растения». Такие же наблюдения можно организовать и на примере старого поваленного дерева, особенно если оно расположено в затененном месте. Под бревном найдут прибежище многие насекомые, улитки. Если это безопасно, оставьте на территории хотя бы одно засохшее дерево (можно спилить некоторые его части). Очень часто на таком дереве через некоторое время появляется молодая поросль. Кроме того, на нем удобно размещать кормушки.

Если ваш участок довольно большой, можно воссоздать фрагменты разных естественных растительных сообществ, характерных для леса, луга вашей местности. Это поможет познакомить детей с представителями местной флоры, фауны и экосистемами леса, луга. Чем больше разнообразие растений на тропе, тем больше и разнообразие животных (в основном беспозвоночных), так как животные связаны с определенными растениями, условиями питания и проживания.

Перед тем как выделить места для посадки растений различных сообществ, обследуйте территорию, отметив затененные и открытые участки, влажные и сухие. Это поможет вам определить, где какие растения высаживать (луговые, степные – на открытых участках, лесные – на затененных). При этом следует помнить, что в разных лесах растут разные растения. Так, возле ели лучше всего высадить  чернику, бруснику, мхи; возле сосны (на песчаных почвах) – бруснику.

При возможности необходимо создать небольшой водоем с водными растениями и животными. Это даст положительный эффект и с познавательной, и с эстетической точек зрения. При невозможности сделать это создать искусственный водоём из разных подручных материалов.

На тропинке должны быть небольшие возвышения, что разнообразит условия произрастания растений, позволяет организовать интересные наблюдения за снежным покровом, дождевыми осадками. Отдельные большие камни также украсят вашу тропу и в то же время послужат убежищем для многих животных, особенно насекомых, улиток, может быть, ящериц. Традиционно дошкольные учреждения выделяют участки для посадки. По возможности создайте условия для выращивания растений, подлежащих охране в вашей местности. Тем самым вы как бы оформите «Живую Красную книгу». В состав растений тропы могут войти растения-часы и растения-барометры (клумба «цветочные часы», «цветочные барометры»).

Красиво цветущие растения нужно подобрать таким образом, чтобы в течение года одни цветы сменяли другие, то есть создать сад (клумбу) «непрерывного цветения». Если на участке уже существует небольшая группа сорных растений, которая не мешает вам выращивать другие растения, не нужно ее уничтожать: она также войдет в состав тропы как одна из видовых точек. На примере сорных видов можно объяснить многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой же целью на тропинке могут быть оставлены небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с малонарушенными, вы наглядно покажете детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания.

Муравьиные холмики редко встречаются на территории детских садов. Однако вполне вероятно, что на площадке сада вы обнаружите незаметный муравейник, расположенный непосредственно в почве. Его можно найти по небольшим отверстиям и снующим рядом муравьям и обозначить как видовую точку. Интересными для наблюдений и практических действий объектами являются и места скопления норок дождевых червей, гнезда ворон или других птиц.

Невдалеке от флюгера можно расположить большой деревянный столб с кормушками для птиц или «Птичье дерево» - зоной для экологического познания дикой природы (знакомство с птицами). Это хорошая возможность для знакомства воспитанников с повадками, условиями жизни, пользе птиц на Земле; развития познавательной способности дошкольников; наблюдения за птицами во время прогулок; чтение художественной литературы.

Можно организовать «Природную тропу» - тропинка из разного природного материала (трава, камушки (галька), песок). Очень хорошо привлечь к изготовлению самих воспитанников.

В качестве дополнительной точки тропинки может быть создана небольшая метеоплощадка. На высоком металлическом шесте прикрепите флюгер, позволяющий следить за сменой направления ветра. Здесь же разместите и оригинальный указатель направления ветра, который обычно устанавливается на аэродромах. Он представляет собой как бы мешок-трубу из легкого материала с отверстиями с обеих сторон. Обычно они раскрашены в полоску, как шапочка Буратино. В состав такой площадки можно включить и солнечные часы и деревянные метеобудки. Для измерения осадков на метеоплощадке можно размещать дождемеры, сделанные из пластиковых бутылок. Их также можно ставить в разных точках тропинки и выяснять, где и почему выпадает больше осадков (на открытом месте и под кронами разных деревьев). В метеорологическом уголке дети имеют возможность наблюдать за явлениями неживой природы. Обыкновенные детские вертушки или ветрячок не только показывают наличие ветра, но и его направление. Вертушки можно расставить в разных уголках участка или тропинки. Тогда дети будут иметь возможность не только найти самое ветреное или безветренное место, но и попытаться отыскать причину такого явления. А силу ветра может помочь определить нехитрое устройство с прикрепленными на дуге листочками бумаги разной плотности и толщины. Папиросная бумага трепещет при самом легком ветерке. Ну, а толстый упаковочный картон заставит шевелиться только сильный ветер.

Для наблюдения за солнцем, можно с детьми изготовить солнечные часы. Для этого необходимо выбрать хорошо освещенное место, с небольшого участка земли по окружности аккуратно снять дерн и засыпать песком. В центре установить небольшой стержень – стрелка (конец должен быть закрыт, к примеру, пластмассовым шариком, для безопасности). В солнечный день дети могут наблюдать за длиной и направлением тени, которую отбрасывает стрелка. Дети могут отмечать камушком конец тени и, таким образом, получают представление о движении солнца в течение дня.

Можно поместить в уголке метеорологов и барометр. Да не обычный, а природный – шишечный. По внешнему виду шишек дети могут самостоятельно предсказать будущую погоду. Если шишка плотно закрыла свои чешуйки, значит будет сыро и влажно. А на сухую солнечную погоду шишка раскрывает свои чешуйки, подставляя семена солнышку.

В состав экологической тропинки может быть включена и лаборатория на территории ДОУ.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 194.