Компоненты экологической среды в ДОО
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Компоненты экологической среды в ДОО

ПРИРОДНЫЕ УГОЛКИ В ГРУППАХ

Функциональная роль–познавательная, эстетическая, эмоциональное, интеллектуальное развитие, развитие воображения, приобретение навыков самостоятельной работы

Формы и методы работы-Самостоятельные исследования, игры, общение с живыми организмами и уход за ними, тематические выставки детских работ.

Поскольку занятия по программе предполагают, что дети рисуют, лепят, делают аппликации, в группах накапливается большое количество работ. Независимо от качества выполнения работы, в группе выставляются все рисунки, поделки детей, а лучшие выделяются для выставки всего детского сада. Такой подход психологически комфортен и крайне важен для усиления мотивации ребенка, появления у него желания улучшить свою работу. Кроме того, в уголке периодически вывешиваются фотографии детей и родителей во время общения с природой, детей с обитателями живого уголка.

Центр природы или природный уголок служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. У детей формируются предпосылки экологического сознания, развивается экологическая культура, познавательный интерес к экологии, проблемам природы, желание и стремление разрешить некоторые из экологических проблем, доступными ребенку – дошкольнику средствами.

Воспитателю необходимо подобрать и разместить в нем растения, требующие разных способов ухода, приготовить необходимое оборудование для трудовой деятельности в уголке природы: передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы.

В природном уголке будут уместны детские поделки из природного материала, экспонаты природы, икебаны, гармонично расставленные на полках. Предусмотренные здесь же подставки на роликах для кашпо с цветами позволят даже детям легко перемещать растения по группе и ухаживать за ними.

С подгруппой дошкольников воспитатель может проводить в природном уголке наблюдения, простые опыты и образовательные ситуации природоведческого характера.

Рядом, под зеленым искусственным деревом причудливой формы, можно расставить пуфики и поиграть в свободные игры.

Оформление тропы и оборудование для организации наблюдений.

Для повышения интереса детей к занятиям на тропе (особенно младшего возраста) педагог совместно с ними выбирает «хозяина (или хозяйку) тропинки» - сказочного героя (Боровичка, Лесовичка, Флору и т. п.). Можно предварительно устроить конкурс среди детей и родителей: кто предложит на роль «хозяина тропы» наиболее интересный персонаж. Этот персонаж помогает проводить занятия на тропинке, его можно изобразить на всех табличках, в частности, на начальной точке (где он «встречает» ребят) и на последней (где он «прощается» с ними). Периодически этот персонаж «оживает», посылает детям письма-задания, участвует в театрализованных праздниках.

План тропы, выполненный на листе фанеры или пластика, можно укрепить у ее начала. К выбору объектов, оформлению тропинки привлекаются дети. Выслушайте их предложения, постарайтесь учесть хотя бы некоторые из них. При таком подходе они будут относиться к ней с большим интересом. Возле каждого объекта тропинки выставляется табличка с названием. Информация на табличках должна быть краткой и выразительной. Используйте символы, рисунки. На тропинке можно разместить и различные природоохранные знаки, которые воспитатель составляет вместе с детьми на занятиях. При оформлении красочных табличек для некоторых объектов тропы можно разным цветом выделить охраняемые, лекарственные, пищевые растения. Например, рисунок охраняемого растения поместить в красный кружок, лекарственного – в зеленый, пищевого – в синий.

Мобильный мини-музей

Недостаток помещений, небольшая площадь экологического кабинета с одной стороны, и большой творческий потенциал, желание обогатить развивающую экологическую среду, с другой стороны может стать стимулом для появления в ДОО мобильного мини-музеи экологического содержания: «Волшебница-Вода», «Музей Воздуха», «Музей Солнца», «Волшебный мир камня», «Музей Древесной Коры», «Музей Бересты», «Музей Птицы», «Музей Дерева», «Музей Коровки-Буренки», «Музей Курочки Рябушечки», «Музей Овечки», «Музей Лошадки», Музей «Коричневый цвет в природе» и другие.

В создании таких, в подборе экспонатов, в их изготовлении, обязательно принимают участие дети и их родители. Основная задача такого музея – показать изучаемый объект во всем его разнообразии. Во время создания музея с детьми проводятся разнообразные занятия, посвященные выбранной теме. Так, например, при работе над «Музеем Воздуха», с детьми проводятся занятия по изучению свойств воздуха. Для закрепления знаний, в музее выделяется место, для повторения опробованных на занятиях, опытов с воздухом. А экспонаты, собранные в музее помогут проиллюстрировать беседы о том, как человек научился использовать силу и свойства воздуха (воздушный шар, парашют, насосы, надувные игрушки и т. д.) На занятиях по рисованию можно изобразить лес в ветреную погоду. А на занятиях по ручному труду изготовить вертушку. На занятиях по математике можно использовать в качестве счетного материала семена крылатки.

Главной особенностью музея является то, что его экспонаты доступны детям. Они не только рассматривают камни, но и работают с коллекциями, имеют возможность подержать экспонаты в своих руках.

 

АКВАТОРИЯ

Акватория – это большой (900 литров) аквариум, декорированный песчаником и кораллами. Цветная фотография морского дна продолжает и зрительно углубляет водное пространство.

Аквариум – это место для знакомства с подводным царством и наблюдений за его обитателями и растительностью. Его стеклянная стенка, высота которой достигает роста ребенка, создает иллюзию полного погружения в подводный мир, в котором живут крупные и очень красивые рыбы, как донные, так и плавающие в толще воды и на поверхности. Это вызывает огромный интерес детей и дает возможность для ежедневных наблюдений биоценоза (пусть и искусственного) при изучении блоков «Волшебница-Вода», «Воздух-невидимка», «Животные», «Я и природа», «Камни, песок, глина».

 

ПРИРОДНЫЕ МАКЕТЫ

Макет «Этажи леса».

Создавая макет, необходимо постараться, чтобы он органично вписался в уже сложившийся дизайн экологического комплекса. Это уголок природы, посредством которого интересно, в игровой сказочной форме, с множеством сюрпризных моментов, с элементами драматизации можно дать детям систему экологических знаний и понятий по таким темам, как «Растения (Что в доме-природе растет?)», «Животные (Что в доме-природе живет?)», «Лес (Лесной дом)» и «Человек и природа (Если ты человек, веди себя по-человечески)».

Центральной частью становится, например, дуб, который может открываться, если нажать потайную ручку. Высота дерева — от пола до потолка, параметры деталей — как у настоящего дуба. В потайной стенной нише за ним могут прятаться один-два персонажа (старичок-лесовичок, леший, баба Яга, лесная нимфа, сова, филин, лесной гном или кот Маклай из замечательной экологической сказки Н. А. Рыжовой «На дубе том…»). Они могут появляться в определенный момент занятия или праздника.

Дуб представляет собой лесной дом, на разных уровнях которого живут различные животные и птицы: между корнями – семейство ежей, в дупле – куница, на ветках гнезда разных птиц, белка, в верхней части дерева сидит сова, медвежонок карабкается по стволу за медом диких пчел, на ветках уже созрели желуди, часть которых усыпали траву вокруг дерева, между ветками дуба сплел свою паутину паук (в ней уже запуталось несколько насекомых). При необходимости педагог может убирать или, наоборот, добавлять новых обитателей.

Другая часть макета представляет образец кустарниковой и травянистой флоры: виноградные кусты, травянистые растения, мох, грибы и большой камень, который может выполнять самые разнообразные функции. На нем может «кручиниться» Аленушка, передохнуть уставшая от долгого пути по лесу Красная или Серая Шапочка из экологической сказки Н. А. Рыжовой «Серая Шапочка и Красный волк», зверь или птица, любой сказочный персонаж. Кроме того, «Аленушкин камень» может хранить любые секреты, находить и открывать которые так любят дети.

Из чего же все это сделано? Дуб — из очень прочного материала, вспененной смолы. Он полностью имитирует настоящее дерево, а грибы-трутовики на его стволе и желуди у корней самые что ни на есть настоящие. Материал, из которого сделан дуб, очень легкий, что даст возможность закрепить его полый в половину объема ствол с кроной на двери в стенную нишу (технический шкаф). Таким образом, у педагога-эколога появляются широкие возможности для придумывания разнообразных сюрпризных моментов при составлении сценариев занятий и праздников. Ветки с листьями и желудями — искусственные. Виноградник сформирован из настоящей лозы, а его ветки с листьями и кистями ягод — искусственные, как и грибы-муляжи, травянистые растения и цветы. Искусственные серые камни похожи нанастоящие, они сделаны из того же материала, что и ствол дуба. Поверхность дуба дополнительно красилась и тонировалась, чтобы добиться максимального сходства макета с настоящим деревом. Птичьи гнезда и яйца, размещенные на ветках и под кустарником, - настоящие. А ковровое покрытие подбиралось под цвет травы.

Таким образом, макет «Этажи леса», сделанный в натуральную величину, в любое время года дает возможность педагогу с детьми рассмотреть и проанализировать, чем отличается дерево от кустарника и травянистых растений и как связано все в природе «живыми ниточками».

 

Каминный уголок.

Дети очень активны, они постоянно находятся в движении. Природная детская непоседливость подчас не позволяет ребенку сосредоточиться на учебном материале. Поэтому направленность обучения на качественное усвоение знаний, полученных на занятиях, расширение кругозора ребенка, оказание помощи ему в самоорганизации подталкивает педагогов детского сада к созданию уютной зоны с мягкими диванами и камином, «пляшущий» огонь которого издавна завораживает и успокаивает человека, помогая наладить контакт и взаимопонимание.

Каминный уголок рассчитан на работу с подгруппой детей (8-10 человек) и живописно окружен крупными растениями – пальмами, диффенбахиями, фикусами, папоротниками, отделяющими этот уголок от остальных зон экологического комплекса. В атмосфере уединенности, тепла и доверия, мы можно просматривать видеосюжеты, общаться, читать, слушать, сочинять экологические сказки и рассказы, слушать музыку природы, беседовать и путешествовать по разным уголкам земного шара. В этом нам помогает видеотехника – большой телевизор, видеомагнитофон, магнитола, - и богатейшая подборка мультфильмов и фильмов о природе.

 

Компоненты экологической среды в ДОО

ПРИРОДНЫЕ УГОЛКИ В ГРУППАХ

Функциональная роль–познавательная, эстетическая, эмоциональное, интеллектуальное развитие, развитие воображения, приобретение навыков самостоятельной работы

Формы и методы работы-Самостоятельные исследования, игры, общение с живыми организмами и уход за ними, тематические выставки детских работ.

Поскольку занятия по программе предполагают, что дети рисуют, лепят, делают аппликации, в группах накапливается большое количество работ. Независимо от качества выполнения работы, в группе выставляются все рисунки, поделки детей, а лучшие выделяются для выставки всего детского сада. Такой подход психологически комфортен и крайне важен для усиления мотивации ребенка, появления у него желания улучшить свою работу. Кроме того, в уголке периодически вывешиваются фотографии детей и родителей во время общения с природой, детей с обитателями живого уголка.

Центр природы или природный уголок служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. У детей формируются предпосылки экологического сознания, развивается экологическая культура, познавательный интерес к экологии, проблемам природы, желание и стремление разрешить некоторые из экологических проблем, доступными ребенку – дошкольнику средствами.

Воспитателю необходимо подобрать и разместить в нем растения, требующие разных способов ухода, приготовить необходимое оборудование для трудовой деятельности в уголке природы: передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы.

В природном уголке будут уместны детские поделки из природного материала, экспонаты природы, икебаны, гармонично расставленные на полках. Предусмотренные здесь же подставки на роликах для кашпо с цветами позволят даже детям легко перемещать растения по группе и ухаживать за ними.

С подгруппой дошкольников воспитатель может проводить в природном уголке наблюдения, простые опыты и образовательные ситуации природоведческого характера.

Рядом, под зеленым искусственным деревом причудливой формы, можно расставить пуфики и поиграть в свободные игры.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 177.