КАЛЕНДАРНЫЙ СТОЛИК ИЛИ или Уголок времён года
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В группе желательно разместитьКалендарный столик или уголок времён года. Как правило, это небольшой столик и стена рядом.

Можно задекорировать тканями и различными интересными природными мини-объектами, принесёнными воспитателями, родителями, детьми (камни, коряжки, букеты из осенних листьев, шишки, мох и т.д.)

Традиция календарного столика взята из вальдорфской педагогики, где принято жить сообразно природе и её ритмам. Для детей это первые наглядные «сезонные часы». Уже не совсем природные: рукотворные, но в природной стилистике и большей частью из естественных материалов.

 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ КОМНАТЫ

Функциональная роль – обучающая, релаксационная

Формы и методы работы – экологические занятия, игры, самостоятельные игры в уголке природы.

Экологическая комната (комната природы, комната друзей природы, экологическая гостиная) создает особую, неповторимую обстановку, вызывает положительные эмоции, помогает расслабиться, отдохнуть и в то же время делает очень привлекательной для ребят любую деятельность в этом помещении. Уже сам факт того, что в экологическую комнату нужно идти, выходить за пределы своей группы, влияет на отношение ребенка к занятиям. Он настраивается на восприятие чего-то необычного, тем более что внешний вид экологической комнаты действительно резко отличается от всего того, что видит ребенок вокруг себя каждый день. Дома дошкольники рассказывают о том, что делали в экологической комнате, что им там понравилось больше всего, приглашают родителей в гости. Ребята постоянно просят, чтобы их как можно чаще водили в экологическую комнату, давали возможность для самостоятельных наблюдений. Некоторые детские сады отмечают, что такие помещения способствуют и более быстрой адаптации вновь поступающих детей, которым нравится необычная обстановка. Они с большим желанием идут в детский сад, «посмотреть экологическую комнату» (как объясняют свое желание дети постарше). В оптимальном варианте (в зависимости от размеров) комната подразделяется на ряд функциональных зон.

Зона обучения должна быть хорошо освещена, и поэтому под нее, как правило, выделяется часть комнаты у окон. Здесь размещаются стол для педагога и небольшие столы, сидя за которыми дети могут рисовать, лепить, работать с дидактическими пособиями. Они могут располагаться по кругу или буквой «П», то есть таким образом, чтобы педагог работал не «над», а вместе с детьми. Это важно для реализации принципов педагогики сотрудничества, диалоговой формы обучения. За столами дошкольники находятся только в том случае, если выполняют определенную практическую работу. При других видах деятельности (например, чтениелитературных произведений, работа с ящиком ощущений, игры) дошкольники удобно располагаются на диванах, креслах, низеньких мягких стульчиках или на полу (на ковре). Такие участки также должны быть предусмотрены при оформлении помещения.

Зона коллекций предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыковклассификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекционный материал служит и в качестве наглядного материала. Коллекции располагаются в специальных шкафах или на полках на уровне, доступном для взгляда ребенка.

Зона релаксации представляет собой уголок с разнообразными комнатными растениями, аквариумами, альпийской горкой, фонтаном. Предназначена она для отдыха детей, самостоятельных игр и для выработки навыков ухода за растениями. Не рекомендуется помещать в данной зоне животных (кроме аквариумных рыбок), так как это отвлекает дошкольников от занятий. В релаксационной зоне могут быть размещены фонтаны, обработанные пеньки, бревна разных размеров, служащие в качестве стульев и столов.

Зона библиотеки – уголок, в котором собраны красочные книги, энциклопедии для детей, атласы, периодические издания (экологические журналы).

В зоне библиотеки могут находиться куклы — сказочные персонажи, которые используются на занятиях по экологии, глобусы, детские атласы. Здесь же располагается технический комплекс – телевизор, видеомагнитофон, магнитофон (музыкальный центр) или проигрыватель, диапроектор, проектор для слайдов, сами слайды, видео, аудиокассеты и др.

На стенах экологической комнаты вывешиваются физико-географическая карта мира, России, региона, картосхемы экологических тропинок, календари природы. В помещении могут выставляться различные макеты, в том числе макет территории ДОУ, объемные календари природы.

 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЛАБОРАТОРИИ

Функциональная роль – Обучающая, познавательное развитие

Формы и методы работы – Проведение исследований, экспериментирование, наблюдение.

Лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике). Исследования, которые дошкольники проводят в лаборатории, создают у них положительный образ ученых, формируют уважение к научной деятельности и доверие к науке. Можно выделить несколько видов лабораторий: лаборатория в отдельном помещении, в экологической комнате, в группе (мини-лаборатория), лаборатория на территории детского сада.

Оформление лаборатории. Желательно, чтобы в лаборатории были краны с водой и раковины. Это позволит детям мыть руки сразу после занятий, а педагогам – быстро приводить в порядок столы, оборудование. На дверях лаборатории вывешивается табличка с названием и эмблемой. Эмблему и название лаборатории дети могут придумать вместе с воспитателями. Оформление лаборатории не требует больших дополнительных затрат. В зависимости от размера помещения в лаборатории могут быть либо только небольшие столики, либо столики со стульчиками. Здесь же размещаются стеллажи (полки) для оборудования и материалов. На подоконниках можно поставить ящики с растениями для наблюдений. Искусственных растений при оформлении лаборатории следует избегать. На стенах можно повесить портреты известных ученых.

Оборудование и материалы для работы такие же, как и в исследовательском уголке. Комплект оборудования для конкретного занятия готовится на каждого ребенка воспитателем заранее и размещается на индивидуальном небольшом подносе или клеенке.

Особенность проведения занятий в лаборатории. Как уже указывалось, приходя в лабораторию, дети становятся «учеными» и изучают различные природные объекты, явления. Во время проведения опытов они надевают белые халаты и получают опознавательные значки, которые прикрепляются на груди. На таком значке, сделанном из бумажного прямоугольника или круга, пишутся фамилия и имя ребенка, например: «Ученый Степанов Миша». Можно разработать соответствующие значки для разных типов исследований: «Исследователи воды» (капелька воды), «Исследователи воздуха» (воздушный шарик).

ЖИВОЙ УГОЛОК

Функциональная роль – релаксационная, познавательная, развитие эмоциональной сферы, приобретение навыков ухода за живыми организмами, воспитание, бережное отношение к живым существам

Формы и методы работы – Наблюдение, уход за растениями, животными

В этом уголке размещаются природные объекты для ухода и наблюдений. Как правило, это аквариум, клетка с попугайчиками или золотистый хомячок. Здесь же размещаются книги, иллюстрации, содержащие информацию об этих животных, предметы ухода за ними. Содержание животных и выращивание растений в группах позволяет воспитателю организовывать длительные наблюдения и использовать одни и те же объекты для различных целей. Большое влияние на ребенка оказывает также возможность постоянного общения с живым существом и ухода за ним.

Живой уголок находится в отдельном помещении. В коридоре, у входа в живой уголок, размещена скамеечка, на которой дети сидят несколько минут перед посещением животных. При этом перед глазами у них может находиться аквариум с очень интересными животными (например, крабы, рак). Это помогает детям успокоиться и настроиться на общение с животными. Жителямиживого уголка могут быть волнистые попугаи, неразлучники, канарейка, которые живут в вольере (отгороженная мелкой сеткой часть помещения), в специально оборудованной зоне «пустыни» - черепахи, в домике - морские свинки и золотистые хомячки, в клетке - декоративный кролик. В живом уголке могут быть аквариумы с рыбками, морскими черепахами. На стене можно повесить географическую карту с обозначением мест происхождения обитателей уголка. В живом уголке необходимо иметь шкафчик для хранения корма и оборудования для ухода за животными. Живой уголок играет большую роль в воспитании, эмоциональном отношении к животным, формировании навыков ухода за ними, побуждает детей заботиться за ними. Это прекрасное место для организации наблюдений, на примере обитателей уголка природы можно показать связь живых организмов с окружающей средой, выяснить, как тот или иной организм приспособлен к среде обитания, почему у него именно такой внешний вид и поведение.

 

ЗИМНИЙ САД

Функциональная роль – Оздоровительная, релаксационная, познавательная, приобретение навыков ухода за живыми организмами

Формы и методы работы – Самостоятельные игры, отдых уход за растениями, наблюдения. Оздоровительные упражнения.

Традиционно в дошкольных учреждениях оформляются уголки природы, но если удастся найти свободное помещение, то целесообразно устроить зимний сад в детском саду. Оформление потребует немалых материальных затрат, но результаты не заставят себя ждать. Такое помещение не только порадует детей, но и может использоваться в качестве кабинета психологической разгрузки для взрослых. Под зимним садом подразумевается комната или пристройка с разнообразными растениями. Оформление помещения осуществляется в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и образовательной программой. В дошкольном учреждении на территории зимнего сада могут проживать и животные. От оранжереи и теплицы зимний сад отличается размерами и количеством растений, а также тем, что его не строят отдельно от основного здания.Желательно, чтобы помещение было ориентировано на юг и покрывалось стеклянной крышей, но во многих дошкольных учреждениях подобное невозможно. Зимний сад оборудуют в обычных комнатах, но для того, чтобы кустарникам, цветам, морским свинкам, а также детям и педагогам было комфортно, необходимо создать некоторые условия. Пространство для зимнего сада выбирают наибольшее по площади помещение. Желательно предусмотреть утеплённый пол, ведь многие растения в холоде погибнут. Пристальное внимание уделяется поддержанию необходимой температуры (25-30 градусов тепла, ночью - на 5-6 градусов ниже) и влажности воздуха (50 %). Поэтому не стоит забывать о вентиляции. Если позволяют средства, то можно оборудовать мини-фонтан.

Помимо растений, зимний сад оформляется плакатами и макетами. Поскольку дети ещё не умеют читать, рекомендуется вешать схемы, иллюстрирующие стадии роста цветка, созревания семени, картины, изображающие обитателей леса, луга, водоёма и т. д. Здесь же хранятся и методические материалы по ознакомлению дошкольников с природой, литературные произведения. Летом сад затеняют и проветривают, а зимой дополнительно освещают.

 

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА

Функциональная роль – Познавательная, формирование интереса к чтению

Формы и методы работы – Чтение, рассматривание иллюстраций в книгах о природе, проведение бесед. Обсуждений прочитанного, проведение конкурсов.

Если в детском саду нет Зимнего сада, то как раз в экологической библиотеке собраны красочные книги, энциклопедии для детей, атласы, периодические издания (экологические журналы).

В зоне библиотеки могут находиться куклы — сказочные персонажи, которые используются на занятиях по экологии, глобусы, детские атласы. Здесь же располагается технический комплекс – телевизор, ноутбук, музыкальный центр, аудиокассеты и др.

 

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА

Функциональная роль - Познавательная, развитие эмоциональной сферы, общение с природой

Формы и методы работы-Проведение комплексных занятий, учитывающих сенсорное развитие ребенка, закрепление материала, знакомство с природными объектами, игры, театрализованные занятия, исследовательская работа.

Создание на территории детского сада экологической тропинки и организация на ней работы с воспитанниками имеет важное место в системе накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного как для ребенка, так и для самой природы, в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития.

Можно выделить три основных типа экологических тропинок: на территории дошкольного учреждения; в природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер и т. п.); в здании детского сада.

Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы – включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников.

Этапы создания и оформления тропинки. Последовательность действий по созданию тропинки может быть следующей:

v детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;

v составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов (в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов; могут быть составлены картосхемы разного назначения: в помощь воспитателям и для детей разного возраста). Картосхемы для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных для ребенка рисунков объектов, стрелок, указывающих маршрут. Для малышей можно сделать яркие, крупные рисунки наиболее привлекательных для них объектов. Например, нарисовать в кружках бабочку, яркий цветок, дерево и соединить все эти рисунки линией — дорожкой, по которой они идут от одного объекта к другому;

v выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки — сказочного персонажа, который будет давать ребятам задания и приглашать их в гости;

v фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта);

v изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранных знаков;

v составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.

Принципы, положенные в основу работы на экологической тропинке:

  • принцип краеведения;
  • принцип «позитивного центризма»;
  • принцип природосообразности;
  • принцип научности и доступности понятий;
  • принцип «спирали»;
  • принцип междисциплинарности и интеграции содержания.

Принцип краеведения (изучение природы родного края) позволяет:

· формировать понятия на основе непосредственного наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей природы;

· использовать имеющуюся у воспитанников информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности;

· создавать благоприятные условия для самовыражения, организации коммуникативного общения, в котором каждый воспитанник имеет возможность проявлять свою индивидуальность, что в значительной степени стимулирует его саморазвитие.

Принцип позитивного центризма предполагает построение обучения «от ребенка» в направлении расширения его познания, когда в содержание программы отбираются наиболее актуальные для ребенка этого возраста знания.

При соблюдении принципа природосообразностипедагогический процесс будет эффективен и успешен только при строгом соответствии экологического образования законам развития детского организма.

При отборе содержания учитываются научность идоступность понятий. На каждом этапе первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые формируют знания. Таким образом, естественнонаучные знания оформляются по схеме: «представления–понятия–знания». Такая последовательность обеспечивает преемственность знаний и углубление их содержания.

Принцип«спирали» предполагаетвозвращение воспитанников к тем или иным объектам и явлениям природы. Их знания идут из года в год повосходящей, углубляются и расширяются естественно-научные представления и понятия, воспитанники учатся применять более сложные приемы и методы исследования.

Принцип междисциплинарности и интеграции позволяет соединить всю воспитательно-образовательную работу в одно целое и увидеть место каждой предметной области в данной системе.

Усложнение материала идет от возраста к возрасту по принципу«отпростого к сложному». По мере совершенствования знаний и ручных навыков детей усложняется и содержание деятельности по уходу за растениями и животными.

Оформление тропы и оборудование для организации наблюдений.

Для повышения интереса детей к занятиям на тропе (особенно младшего возраста) педагог совместно с ними выбирает «хозяина (или хозяйку) тропинки» - сказочного героя (Боровичка, Лесовичка, Флору и т. п.). Можно предварительно устроить конкурс среди детей и родителей: кто предложит на роль «хозяина тропы» наиболее интересный персонаж. Этот персонаж помогает проводить занятия на тропинке, его можно изобразить на всех табличках, в частности, на начальной точке (где он «встречает» ребят) и на последней (где он «прощается» с ними). Периодически этот персонаж «оживает», посылает детям письма-задания, участвует в театрализованных праздниках.

План тропы, выполненный на листе фанеры или пластика, можно укрепить у ее начала. К выбору объектов, оформлению тропинки привлекаются дети. Выслушайте их предложения, постарайтесь учесть хотя бы некоторые из них. При таком подходе они будут относиться к ней с большим интересом. Возле каждого объекта тропинки выставляется табличка с названием. Информация на табличках должна быть краткой и выразительной. Используйте символы, рисунки. На тропинке можно разместить и различные природоохранные знаки, которые воспитатель составляет вместе с детьми на занятиях. При оформлении красочных табличек для некоторых объектов тропы можно разным цветом выделить охраняемые, лекарственные, пищевые растения. Например, рисунок охраняемого растения поместить в красный кружок, лекарственного – в зеленый, пищевого – в синий.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 175.