Участники холдингов, как правило, являются группой лиц по ряду указанных в Законе оснований
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В доктрине группой лиц признается совокупность юридических и физических лиц, которые в результате определенных законом способов контроля и влияния друг на друга рассматриваются как единый субъект рынка <1>. К.Ю. Тотьев пишет: "Для целей применения антимонопольного законодательства группа лиц выступает как единый хозяйствующий субъект - организация, занимающаяся предпринимательской деятельностью. Формально независимые юридические и (или) физические лица, выступающие участниками группы лиц, являются составными частями этой общей структуры, управляются из единого центра и осуществляют предпринимательскую деятельность для удовлетворения интересов группы лиц. Зависимые участники группы лиц не свободны в определении своего поведения на рынке, поскольку действуют под контролем другого субъекта" <2>.

--------------------------------

<1> См.: Паращук С.А. Конкурентное право. М., 2002. С. 44.

<2> Тотьев К.Ю. Легитимация субъектов предпринимательской деятельности // Законность. 2002. N 12.

 

Понятие группы лиц имеет толкование и в судебной практике. Так, ФАС Северо-Западного округа следующим образом определил сущность группы лиц: по смыслу положений ст. 9 Закона о защите конкуренции с позиций антимонопольного законодательства группа лиц рассматривается как один хозяйствующий субъект, действующий в едином экономическом интересе... При этом лица, входящие в состав группы, между собой не конкурируют. По мнению суда, отсутствие конкуренции внутри группы напрямую следует из п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции, где указано, что признаком ограничения конкуренции является сокращение на товарном рынке хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу <1>.

--------------------------------

<1> Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16 апреля 2008 г. по делу N А56-23922/2007.

 

Таким образом, группа лиц рассматривается в антимонопольном законодательстве и судебной практике как устойчивое экономическое образование, единый субъект рынка.

Каковы же правовые последствия установления группы лиц?

В законодательстве о защите конкуренции предусмотрены определенные последствия наличия группы лиц.

1. Предусмотренные Законом о защите конкуренции запреты на действия (бездействие) хозяйствующего субъекта распространяются на действия (бездействие) группы лиц (ч. 2 ст. 9). Заметим, что правовые нормы о конкуренции, адресатами которых служат хозяйствующие субъекты, содержат не только запреты (пассивные обязанности), но и активные обязанности, например обязанность направить в антимонопольный орган ходатайство о даче согласия на осуществление сделок в соответствии с требованиями государственного контроля за экономической концентрацией.

2. Меры государственного антимонопольного регулирования применяются ко всем участникам группы лиц, а не к одному из участников. Например, если будет установлено, что один из участников группы лиц допустил нарушение антимонопольного законодательства, антимонопольный орган при рассмотрении данного правонарушения вправе выдать предписания также другим участникам группы лиц, способным обеспечить устранение нарушения.

3. Российское законодательство о конкуренции, определяя группу лиц как единый хозяйствующий субъект, исходит из концепции "совокупного" доминирования участников группы лиц. Согласно ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Принадлежность лица к группе лиц может влиять на квалификацию его как занимающего доминирующее положение, хотя само по себе это лицо может иметь совершенно незначительную долю на рынке. Н.И. Клейн подчеркивала, что при использовании понятия "группа лиц" доля на рынке устанавливается с учетом доли на рынке каждого лица, включенного в группу <1>.

--------------------------------

<1> См.: Клейн Н.И. Рассмотрение дел, связанных с обжалованием решений (предписаний) налоговых органов // Комментарий судебно-арбитражной практики. М., 1997. С. 48.

 

4. На участников, входящих в одну группу лиц, не распространяется запрет на координацию экономической деятельности, под которой следует понимать согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов и не осуществляющим деятельности на товарном рынке, на котором осуществляется согласование действий хозяйствующих субъектов (п. 14 ч. 1 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Такой подход законодателя вполне оправдан, поскольку холдинги зачастую как раз имеют целью такую координацию деятельности участников группы, обеспечение их согласованных действий для повышения экономической эффективности холдинга в целом, а главное, что такая координация внутри группы не оказывает негативного влияния на конкурентный рынок.

5. Закон о защите конкуренции устанавливает особенности осуществления государственного контроля за экономической концентрацией в отношении группы лиц <1>.

--------------------------------

<1> О контроле за экономической концентрацией, в том числе по отношению к группе лиц, см. подробнее: Корпоративное право: Учебный курс: В 2 т. Т. 2. § 4 гл. 14 (автор главы - И.С. Шиткина).

 

6. Еще одно последствие признания хозяйствующих субъектов группой лиц заключается в нераспространении на участников группы, признаваемых контролирующими и подконтрольными лицами, запрета на соглашения и согласованные действия, а также запрета на согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию, установленных соответственно ст. ст. 11 и 11.1 Закона о защите конкуренции.

Подчеркнем, что нераспространение указанных запретов предусмотрено не для всех, а лишь для тех участников группы лиц, которые признаются контролирующими и подконтрольными лицами. Наличие отношений контроля - это наиболее тесная взаимосвязь в составе группы лиц. В соответствии с п. 8 ст. 11 Закона о защите конкуренции под контролем понимается возможность физического или юридического лица прямо или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) определять решения, принимаемые другим юридическим лицом, посредством одного или нескольких следующих действий:

1) распоряжение более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица;

2) осуществление функций исполнительного органа юридического лица.

Подводя итог, следует отметить, что российское законодательство устанавливает целый ряд правовых последствий признания хозяйствующих субъектов группой лиц, вытекающих из понимания группы лиц как единого субъекта рынка.

 

Особенности корпоративного управления в холдингах

 

Управление в холдинге как в объединении хозяйственных обществ является разновидностью корпоративного управления. Если конструкция юридического лица предназначена для управления имуществом в сфере оборота и для управления внутри юридического лица, то конструкция холдинга будет включать в себя еще и третий элемент - управляющее воздействие внутри самого корпоративного объединения, осуществляемое центром холдинговой структуры - основным обществом (головной организацией) в отношении экономически подчиненных участников объединения. Безусловно, в холдингах имеется более сложная система управления, чем в "автономном" юридическом лице.

В холдингах как в объединении юридических лиц, согласованно осуществляющих предпринимательскую деятельность, объектом корпоративного управления являются не только отдельные юридические лица как часть корпоративного объединения, но и отношения по поводу эффективной координации всех участников холдинга, контактирующих как между собой, так и с внешней средой.

Холдинги следует рассматривать как сложные иерархические системы. Дочерние общества являются объектом управления для основного общества, но если они в свою очередь также имеют дочерние общества, образуя субхолдинг или промежуточный холдинг, то соответственно превращаются в субъект управления для системы более низкого порядка. Следует констатировать, что корпоративное управление в холдинге осуществляется по вертикальному типу, когда один из участников отношений выступает в роли управляющего (субъекта управления), другой - в роли управляемого (объекта управления).

В холдинговых структурах для обеспечения устойчивости владения и управления акциями со стороны мажоритарного акционера очень часто встречается "перекрестное" владение акциями, когда дочерние общества владеют акциями материнской компании. Такие акции получили наименование "квазиказначейские", поскольку по своей природе они похожи на те акции, которые находятся на балансе у общества (именуются "казначейскими"). Будучи размещены дочернему обществу, "квазиказначейские" акции в отличие от казначейских принимают участие в голосовании на общем собрании основного общества. При этом совершенно очевидно, что в силу отношений экономического контроля дочернее общество будет голосовать в интересах основного.

В связи с этим уже не один год обсуждается идея распространить на "квазиказначейские" акции режим "казначейских" (ст. 72 Закона об АО), т.е. исключить эти акции из голосования. Как указано в докладе Банка России "О совершенствовании корпоративного управления в публичных акционерных обществах", "запрет голосования квазиказначейскими акциями направлен на пресечение такого явного злоупотребления, как получение менеджментом или контролирующим акционером права голоса по акциям, приобретенным не за их счет, а за счет всех акционеров общества. В связи с этим такой подход представляет собой реализацию одного из основных Принципов корпоративного управления ОЭСР о равном отношении ко всем акционерам". В законодательстве стран ОЭСР прослеживается тенденция запрета создания цепочек перекрестного владения акциями компаний, создающих возможность определяющим образом влиять на действия и решения их высших органов управления.

В связи со структурированием многих российских холдингов с использованием механизмов "квазиказначейского владения", по мнению регулятора, норма о запрете голосования "квазиказначейскими" акциями может вводиться со значительным отлагательным сроком вступления в силу <1>.

--------------------------------

<1> О совершенствовании корпоративного управления в публичных акционерных обществах: Доклад для общественных консультаций / Банк России. М., 2015. С. 48 - 50.

 

Рассматривая особенности управления в холдинге, следует заметить, что действующее корпоративное законодательство не содержит каких-либо специальных норм применительно к управлению дочерними обществами, хотя такие особенности, безусловно, имеются и используются на практике.

 

Правовые механизмы управления в холдинге

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 237.