Занятие 4.
Контрольные вопросы.
1. Деление простых категорических суждений по качеству: утвердительное и отрицательное; по количеству: единичные, частные и общие.
2. Понятие и виды простых категорических суждений: общеутвердительные и частноутвердительные; общеотрицательные и частноотрицательные.
3. Атрибутивные суждения и реляционные суждения.
4. Структура простых суждений: субъект, предикат, логическая связка, квантор.
Задания.
Установите, какие из приведенных ниже предложений являются суждениями:
1) Рукописи не торят.
2) Граждане, переходите улицу только на зеленый свет светофора!
3) Здравствуйте, дети! Сегодня у нас очень важное дело!
4) Нет такого лабиринта, из которого бы не было выхода.
5) Что вниз вершиной растет?
6) Сумма чисел «а» и «в» равна 12.
7) Сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит.
Тема: Силлогистика: непосредственное умозаключение.
Занятие 5.
Контрольные вопросы.
1. Смысл логического квадрата и основных выводов по его свойствам.
2. Операция обращения. Логические выводы из суждения с помощью операции обращения.
3. Смысл операции превращения. Логические выводы из суждения с помощью операции превращения.
Задания.
1. Произвести обращение суждений:
а) Некоторые ошибки дают жизненный опыт.
б) Ни один человек не может быть вполне беспристрастным.
в) Некоторые преступники не вменяемы.
г) Всякий честолюбивый человек – завистлив.
д) Некоторые хорошо образованные люди суеверны.
е) Каждый человек желает счастья.
ж) Каждый добродетельный человек – счастлив.
2. Произвести превращение суждений:
а) Все граждане России имеют равные с другими права перед законом.
б) Ни одна демократическая страна не одобряет терроризма.
в) Некоторые студенты любят логику.
г) Ни одна революция не является законным действием.
д) Все, дающее жизненный опыт, полезно.
е) Отказ от права обращения в суд не действителен.
3. Сделайте выводы из простых категорических суждений с помощью логического квадрата:
а) Все религиозные объединения в Российской Федерации отделены от государства.
б) Ни один обвиняемый не является лицом, обязанным доказывать свою невиновность.
в) Некоторые браки заключаются по договору.
г) Некоторые граждане не могут быть признаны виновными в совершении преступления …иначе как по приговору суда и в соответствии с законом.
д) Ни один судья Российской Федерации не является гражданином США.
е) Некоторые преступления не являются умышленными.
Занятие 6.
Контрольные вопросы:
1. Операция противопоставления субъекту.
2. Операции противопоставления предикату
Задания.
1. Сделать выводы из простых категорических суждений путем противопоставления субъекту:
а) Некоторые произведения современной литературы лишены чувства меры.
б) Все невменяемые подлежат изоляции.
в) Ни один из тех, кто не занимается благотворительностью, не является бизнесменом.
г) Ни один невиновный не должен быть осужден.
д) Некоторые правонарушения – проступки.
е) Не все сделки являются односторонними.
2. Сделать выводы из простых категорических суждений путем противопоставления предикату:
а) Взяточник никогда не бывает честным.
б) Каждый юрист – человек.
в) Некоторые ученые не верят в Бога.
г) Среди соучастников преступления есть подстрекатели.
д) Загрязнение окружающей среды – экологическое преступление.
е) Люди не бессмертны.
ж) Судьи несменяемы.
3. Подготовиться к самостоятельной работе по теме «Силлогистика: непосредственное умозаключение».
Тема: Силлогистика: силлогизм и его виды.
Занятие 7, 8.
Контрольные вопросы.
1.Логическая характеристика простого категорического суждения.
2. Понятие распределенности терминов суждения.
3. Понятие силлогизма.
4. Простой категорический силлогизм: определение и структура.
5. Правила терминов и посылок силлогизма.
Задания.
1. Дайте логическую характеристику суждению.
1). Великобритания является парламентарной монархией.
2). Всякое преступление должно быть наказуемо.
3). Ни один человек не рождается преступником.
4). Некоторые инспектора уголовного розыска – спортсмены.
5). Не все птицы летают.
Занятие 9.
Контрольные вопросы.
1. Основные фигуры силлогизма и его модусы.
2. Алгоритм решения силлогизмов и их проверок.
Задания.
1. Сделайте выводы из следующих посылок:
а) Все дети гениальны.
Некоторые школьники являются детьми.
б) Все невменяемые подлежат изоляции.
Некоторые студенты – вменяемы
в) Некоторые студенты любят говорить на лекциях.
Ни один доцент не является студентом
г) Все настоящие учителя любят детей.
Ни один сторонник физических наказаний не любит детей
д) Все философы стремятся к истине
Некоторые философы ищут успеха у женщин
3. Укажите структуру, фигуру, модусы силлогизмов и определите, являются ли они правильными:
а) Ни один человек не может быть вполне беспристрастным
Каждый юрист – человек
Ни один юрист не может быть вполне беспристрастным
б) Некоторые романы поучительны
Все романы суть вымышленные рассказы
Некоторые вымышленные рассказы поучительны
в) Все невежественные люди тщеславны
Ни один профессор не является невежественным
Ни один профессор не является тщеславным
Дата: 2019-02-25, просмотров: 693.