Тема 3. Силлогистика: виды и структура простых суждений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цели освоения дисциплины Логика в юриспруденции….…………………………………………………………….4

2. Место дисциплины Логика в юриспруденции в структуре образовательой программы…………………………………………………4

3. Результаты освоения дисциплиы Логика в юриспруденции …. 6

4. Структура и содержание дисциплины Логика в юриспруденции..7

4.1. Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной работы7

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины Логика в юриспруденции………………………………………………………………..9

5. Образовательные технологии……………………………………..13

6.Учебно-методические материалы………………………………….13

6.1. Задания и методические указания по организации и проведению практических занятий………………………………………………………..13

6.2. Задания и методические указания по организации самостоятельной работы студента и выполнению контрольной работы……………………………...…………………………………………25

6.3. Вопросы для подготовки к экзамену……………………...........44

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение…………46

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины Логика в юриспруденции …………………………………………                         46

 

   

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

ЛОГИКА В ЮРИСПРУДЕЦИИ

Целью освоения дисциплины «Логика в юриспруденции» является изучение студентами общих законов и принципов логики, формирование непротиворечивого мышления, выработка аналитического, критического отношения к дальнейшему изучению отраслевых и прикладных юридических дисциплин, а также применение этих знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности.

 

Задачи освоения курса:

- проявление структуры мышления, освоение основных законов и форм правильного мышления;

- моделирование мысли на основе признанных правил;

- придание рассуждению строгости и результативности;

- приобретение навыков использования освоенных логических структур в профессиональной деятельности;

- освоение основных логических механизмов и использование их в профессиональной деятельности.

Воспитательная роль данной учебной дисциплины определяется тем, что она способствует выработке непротиворечивого, критического мышления, способствует формированию общей и логической культуры студента, чем повышает уровень образованности и компетентности будущего выпускника. Преподавание данного курса призвано развить практические навыки студентов в работе с юридическими документами, умение анализировать и находить в них противоречия.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ ЛОГИКА В ЮРИСПРУДЕЦИИ

В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Дисциплина «Логика в юриспруденции» является частью профильного модуля М 5 учебного плана по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) – Б1. В. ОД.1 – Вариативная часть.

Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате обучения в средней общеобразовательной школе по таким дисциплинам, как «Математика» и «Информатика», «Русский язык». В рамках обучения в вузе данная учебная дисциплина входит в систему дисциплин гуманитарного цикла (философия, история, экономическая теория, русский язык и культура речи), что обусловливает ее значимость как общетеоретической, методологической базы дальнейшего обучения.

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

Из курса «Математика»:

Знания: теории множеств, степенной функции, закона непротиворечия, закона двойного отрицания.

Умения: при помощи современных средств коммуникаций и информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, преобразовывать и передавать необходимую информацию, представлять результаты собственной учебной и иной деятельности в виде информационного продукта.

Владения: культурой мышления; способности к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей её достижения.

Из курса «Информатика»:

Знания: классов предметов и явлений, их логического отношения, основных понятий рода и вида понятий.

Умения: осуществлять анализ и редактирование юридических текстов, пользоваться современной техникой и программным обеспечением.

Владения: оптимальными познавательными навыками, в умении понимать терминологию и мыслительные конструкции, относящиеся к данной профессиональной сфере, в освоении используемых в ней технологических принципов и технических средств, в умении планировать и прогнозировать соответствующую деятельность, в способностях осуществлять информационный обмен с внешней средой и управление элементарными процессами, а также в навыках самообучения по специальности и др.

 

Из курса «Русский язык»:

Знания: частей речи, понятий «простое» и «сложное» предложение, видов предложений (повествовательное, вопросительное, побудительное).

Умения: осуществлять структурирование простых и сложных предложений, толковать синонимы, антонимы, омонимы и т.д.

Владения: культурой речи, обладать навыками преобразований частей речи, способностью экстраполяции знаний русского языка в понятийное поле логики.

Знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной, в силу ее универсальности, необходимы при изучении всех последующих учебных дисциплин.

 

3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ лОГИКА В ЮРИСПРЕДЕНЦИИ

В результате освоения дисциплины «Логика в юриспруденции» обучающийся должен:

 

Знать:

- основные логические понятия, логические законы и принципы;

- основные логические структуры и механизмы;

- различные виды доказательства в рамках формальной и математической логики;

- историю и современное состояние логической науки, перспективы ее развития.

Уметь:

- применять полученные знания при освоении других дисциплин;

-  моделировать мысли на основе признанных логических правил;

-  использовать освоенные логические структуры в педагогической и юридической деятельности;

-  анализировать нормативно-правовые акты и иные юридические документы с точки зрения их логической истинности или ложности;

-  самостоятельно давать определения понятиям и совершать деление понятий по разным основаниям;

-  формализовать тексты разного содержания и доказывать их разнообразными рациональными методами.

 

Результатами освоения дисциплины «Логика в юриспруденции» являются следующие компетенции:

 

Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:

ОК-1 способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения;

ОК-7 способностью использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности;

ОПК- 6 способностью к когнитивной деятельности;

ОПК-10 владением системой эвристических методов и приемов;

ПСК-2 готовностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры;

ПСК-9 способностью толковать различные правовые нормы.

 

4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной работы

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, (180 часов), из них аудиторных 52часа по 3 часа в неделю в 1 семестре, самостоятельная работа 128 часов; их распределение по видам работ представлено в таблице 1

 

 

Таблица 1.

 

 

Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ

Вид работы

Форма обучения

Очная

Заочная форма обучения (3г.6мес.)

Заочная форма обучения

(4г. 7мес.)

Семестр обучения

1

1

1,2

Кол-во часов

Кол-во часов

Кол-во часов

Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану 180

180

180
Контактная работа, в том числе:

52

10

4 / 10

лекции

18

4

4 / 2

практические занятия

 

 

 

семинарские занятия

34

6

0 / 8

другие виды аудиторных занятий (текущие консультации)

-

-

-

Самостоятельная работа:

128

170

164

Изучение теоретического курса

26

36

34

Самоподготовка к текущему контролю знаний

48

54

50

контрольная работа

-

50

50

домашние задания

40

-

-

подготовка к экзамену

14

30

30

                 

 

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины Логика в юриспруденции

Тематический план дисциплины

Таблица 2

 

 Наименование разделов и тем дисциплины

Семестр

Всего часов

Вид контактной работы, час.

Формы текущего контроля успеваемости.

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции

Практ. занятия Самостоятельная работа
Предмет и специфика логики. Основные логические структуры: понятие, суждение, умозаключение. 1

4

2

2 2 Входной контроль. Собеседование. Участие в практ. занятии.
Логические операции с понятиями: ограничение и обобщение. Род и вид. Основные формально-логические законы. 1

6

2

4 8 Решение задач. Участие в практ. занятии. Терминологический диктант.
Силлогистика: виды и структура простых суждений. 1

6

2

2 15 Самостоятельная работа. Решение задач. Участие в практ. занятии. 
Силлогистика: непосредственное умозаключение. 1

6

2

4 15 Решение задач. Участие в практ. занятии.   
Силлогистика: опосредственное умозаключение. 1

8

2

6 20 Самостоятельная работа. Решение задач. Участие в практ. занятии.
Энтимема, полисиллогизм. 1

6

2

4 12 Самостоятельная работа. Решение задач. Участие в практ. занятии.
Сложное суждение: структура, проблема разрешимости. 1

12

4

10 28 Решение задач. Участие в практ. занятии. Самостоятельная работа.
Логика и юриспруденция: обзор применимости 1

4

2

2 28 Решение задач. Участие в практ. занятии.  Дидактический тест.
Итого по дисциплине

1

52 18

34

128  
                 

 

 Содержание тем дисциплины

 

Тема 1. Предмет и специфика логики.Основные логические структуры: понятие,  суждение,   умозаключение

 

Логика и ее значение в жизни и профессиональной деятельности. Мышление и логика. Форма мысли как предмет логических исследований. Понятие « логос» и логичность мысли. Понятие логической формы. Мышление и язык. Логическая формализация и текст.

Основные формы бытия и их взаимосвязь: онтологическая, практическая, лингвистическая, логическая. Освоение человеческой культуры как приобщение человеческого поведения. Логика как основа социализации.

Логика и психология. Логика и педагогика. Логика в юриспруденции (введение в общее и особенное).

Понятие как форма мышления. Понимание и событие. Связь понятия с практикой жизни. Основы формирования понятия: ощущение, восприятие, представление как его основные этапы. Связь понятия с культурной традицией. Различие понимания одного и того же предмета. Понятие и слово.

Суждение (высказывание) как форма мышления. Суд суждения: вынесение приговора – основной смысл двузначной логики. Суждение как связь понятий и как логическая операция. Основные типы суждений: а) осмысленные и бессмысленные; б) простые и сложные; в) атрибутивные и релятивные. суждение и предложение: двусмысленность, несовпадение субъектов, различие по сложности. Предложения, суждениями не являющиеся.

Суждение и вопрос. Логическая структура вопросов. Правомерная и неправомерная постановка вопросов.

Умозаключение как форма мышления. Понятие логического следования. Виды умозаключений (дедуктивные и не дедуктивные, простые и сложные, опосредованные и не посредственные). Индукция и дедукция. Умозаключение как сложное суждение. Основные виды индуктивных умозаключений. доказательство умозаключений и проблема разрешения суждений.

Проблема истинности и лжи в логике.

 

Тема 2. Логические операции с понятиями:ограничение и обобщение. Род и вид. Основные формально-логические законы.

 

Содержание понятия и его объем. Закон соотношения объема и содержания. Виды понятий по содержанию и по объему. Логическая характеристика понятий. Типы соотношений объемов понятий.

Понятие логической операции. Связь логических операций с соотношением объемов понятий. Формальность операций и их основные виды: отрицание, обобщение, ограничение, сложение, умножение, вычитание, деление и классификация.

Логическая операция определения понятий. Смысл определения: ясное содержание и резкий объем понятий. Превращение понятия в категорию: их общность и различие. Типы и виды определений. Основные правила определения понятий и ошибки, ведущие к их нарушении. Операции, похожие на определения, но таковыми не являющиеся.

Понятие о логическом законе. Сфера действия законов формальной логики.

Закон тождества.

Закон противоречия.

Закон исключительного третьего.

Закон достаточного основания.

 

Задания и методические указания по организации и проведению практических занятий

Тема: Предмет и специфика логики. Основные логические структуры: понятие, суждение, умозаключение.

Занятие 1.

Контрольные вопросы.

1. Какова связь понятия с практикой жизни?

2. Дайте определение суждению как форме мышления.

3. В чем особенность суждения как связи понятий и как логическая операция?

4. Назовите основные типы суждений и выявите их общие и особенные черты:

а.) простые и сложные;

б) атрибутивные и реляционные.

 

Задания.

1. Укажите, какие группы слов выражают понятия, а какие – нет:

студент, светает, человек смеется; человек, который смеется, действие или бездействие; деяние есть действие или бездействие.

2. Выделите из приведенных контекстов определяемое понятие, родовое понятие, видовое отличие и составляющие его признаки:

- Если похищение совершено открыто, то мы называем это грабежом.

- Нормативный акт – это правовой акт государства, в котором содержатся предписания – нормы права, регулирующие общественные отношения определенного вида.

- Орган государства, рассматривающий гражданские и уголовные дела в соответствии с установленными процессуальными правилами, называется судом.

- В точном смысле слова, ум обозначает исключительно рассудок, состоящий на службе у воли (Шопенгауэр).

- Республика – это форма правления, при которой все высшие органы государственной власти избираются народом или формируются общенациональными представительными органами.

- Догма – утверждение, принимаемое без обоснования на основе религиозной веры или слепого подчинения авторитету.

- В философии знание, имеющее доопытное происхождение и характеризующее универсальные принципы бытия и познания, обычно называют врожденным.

- Всенощная – богослужение православной церкви, совершаемое накануне воскресных дней или отдельных праздников.

 

3. Определите вид и проанализируйте структуру следующих суждений:

а) Великобритания является парламентарной монархией.

б) Форма правления определяется статусом главы государства.

в) Сейчас уже нет Дон-Кихотов.

г) Уральские горы отделяют Европу от Азии.

д) Это суждение является простым или сложным.

е) На миру и смерть красна.

ж) Не все коту масленица.

з) Свой дурак дороже чужого умника.

 

Занятие 2.

Контрольные вопросы.

1. Содержание понятия и его объем.

2. Закон соотношения объема и содержания.

3. Виды понятий по содержанию и по объему.

4. Понятие о логическом законе.

5. Закон тождества.

6. Закон противоречия.

7. Закон исключенного третьего.

8. Закон достаточного основания.

Задания.

1. Среди перечисленных понятий укажите общие, единичные и пустые: журнал «Юность» за декабрь 1989 г.; имя существительное; высшая школа МВД; автор комедии «Ревизор»; круглый квадрат; наименьшее натуральное число; наибольшее натуральное число; участковый инспектор; космический комплекс «Союз-Аполлон»; храбрость; спутник земли; ангел; луноход; столица России.

 

2. Какие из перечисленных ниже понятий являются:

а) собирательными: число, бригада грузчиков, библиотека, тень, мужество, кооператив, взвод, невежество, деревня, поэзия, свидетель, путешествие, журнал, халатность;

б) абстрактными: деепричастие, отвага, электрон, молния, президент компании, грамотность, стоимость, метро, инициатива, преступность, ускорение, опера.

 

3.Сохранят ли тождество суждения, если выделенное понятие заменить понятием (понятиями), заключенным в скобках?

- Стороны, передавая спор на рассмотрение третейского суда, принимают на себя обязательство подчиниться решению последнего (арбитраж);

- Преступление признается совершенным с косвенным умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своего деяния, предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично (непрямой умысел);

- Это преступление совершено по неосторожности ( по легкомыслию, по небрежности);

- С. совершил преступление (общественно опасное деяние, противоправное деяние, уголовно наказуемое деяние);

- Денисов и Кузнецов заключили договор (сделку);

- В поселке Щербинка преступник был задержан (арестован, взят).

 

4. Будут ли нарушены требования принципа тождества при отождествлении содержания приведенных ниже пар суждений?

- Неверно, что если человек совершил преступление, то он не должен быть наказан. Если человек совершил преступление, то он должен быть наказан.

- Не все сделки являются многосторонними. Некоторые сделки являются односторонними.

- Некоторые деяния можно отнести к проступкам. Некоторые деяния можно отнести к деликтам.

 

5. Укажите вид отношения, в котором находятся понятия в каждой из этих пар: 1) слово – имя существительное; 2) понятие – слово; 3) книга – учебник; 4) курсант – учащийся; 5) учитель – мужчина; 6) хирург – терапевт; 7) добросовестность – халатность; 8) Луна – естественный спутник Земли; 9) герой – милиционер; 10) преступление – взятка.

6. Определите отношение между понятиями и изобразите их с помощью круговых схем:

1) населенный пункт, город, станица, деревня, поселок, районный центр;

2) литературное произведение, драма, стихотворение, роман, поэтическое произведение, комедия;

3) мужчина, сын, отец, дедушка;

4) хозяйственное преступление, обман покупателей, незаконное изготовление спиртных напитков;

5) адвокат, юрист, прокурор, следователь, офицер, полковник МВД, капитан I ранга;

6) республика, федеративная республика, государство, монархия, парламетарная монархия;

7) наказуемое деяние, преступление, оскорбление, хулиганство, оскорбление словом, избиение.

 

Занятие 3.

Задания.

1. Применяя принцип тождества, разрешите следующие затруднения:

- Того, чего у вас нет, вы лишились. У вас нет рогов. Следовательно, вы лишились рогов.

- Трое путников заплатили за обед 30 рублей и ушли. После их ухода хозяйка обнаружила, что обед стоит 25 рублей, и послала 5 рублей с мальчиком вдогонку. Путники взяли по рублю, а два оставили мальчику. Получается, что они заплатили по 10рублей, затем получили обратно по 1 рублю, следовательно, заплатили по 9 рублей: 9 х 3 = 27, да два рубля – у мальчика (27 + 2 = 29). Куда делся 1 рубль?

 

2. Могут ли быть одновременно истинными следующие пары суждений?

- В этой группе много преступников. В этой группе всего два типа преступников.

- Иванов учится хорошо. Иванов учится хуже всех в группе.

- Это преступление против собственности. Это преступление является кражей.

- Все равны перед законом и судом. Неверно, что некоторые не равны перед законом и судом.

- М. был организатором преступления. М. – участник преступления.

- Петров не был на месте совершения преступления. Петров не был на месте совершения убийства.

 

3. Определите, к каким из следующих пар понятий применяется принцип исключенного третьего?

- прямой умысел – косвенный умысел;

- преступление по неосторожности – преступление по небрежности;

- преступление по неосторожности – мошенничество;

- проступок – уголовно наказуемое деяние.

 

4. Есть ли нарушение принципа исключенного третьего в следующих примерах?

- Савинов и начальник кафедры выходили молча, о чем-то переговариваясь.

- День начинался прекрасно, как в то трагическое утро.

- Все заметно волнуются, Невозмутимы только бывалые оперативники, а их среди нас – не так уж и мало.

- Оптимист – человек, верящий в счастливый конец света.

- Все наши глупости – доказательство, что все-таки думаешь своей головой.

- Сеньор, немой явился и хочет с вами поговорить.

 

5. Подготовиться к самостоятельной работе по теме «Основы теории аргументации. Основные формально-логические законы».

 

Занятие 4.

Контрольные вопросы.

1. Деление простых категорических суждений по качеству: утвердительное и отрицательное; по количеству: единичные, частные и общие.

2. Понятие и виды простых категорических суждений: общеутвердительные и частноутвердительные; общеотрицательные и частноотрицательные.

3. Атрибутивные суждения и реляционные суждения.

4. Структура простых суждений: субъект, предикат, логическая связка, квантор.

 

Задания.

Установите, какие из приведенных ниже предложений являются суждениями:

1) Рукописи не торят.

2) Граждане, переходите улицу только на зеленый свет светофора!

3) Здравствуйте, дети! Сегодня у нас очень важное дело!

4) Нет такого лабиринта, из которого бы не было выхода.

5) Что вниз вершиной растет?

6) Сумма чисел «а» и «в» равна 12.

7) Сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит.

 

Тема: Силлогистика: непосредственное умозаключение.

Занятие 5.

Контрольные вопросы.

1. Смысл логического квадрата и основных выводов по его свойствам.

2. Операция обращения. Логические выводы из суждения с помощью операции обращения.

3. Смысл операции превращения. Логические выводы из суждения с помощью операции превращения.

Задания.

1. Произвести обращение суждений:

а) Некоторые ошибки дают жизненный опыт.

б) Ни один человек не может быть вполне беспристрастным.

в) Некоторые преступники не вменяемы.

г) Всякий честолюбивый человек – завистлив.

д) Некоторые хорошо образованные люди суеверны.

е) Каждый человек желает счастья.

ж) Каждый добродетельный человек – счастлив.

 

2. Произвести превращение суждений:

а) Все граждане России имеют равные с другими права перед законом.

б) Ни одна демократическая страна не одобряет терроризма.

в) Некоторые студенты любят логику.

г) Ни одна революция не является законным действием.

д) Все, дающее жизненный опыт, полезно.

е) Отказ от права обращения в суд не действителен.

 

3. Сделайте выводы из простых категорических суждений с помощью логического квадрата:

а) Все религиозные объединения в Российской Федерации отделены от государства.

б) Ни один обвиняемый не является лицом, обязанным доказывать свою невиновность.

в) Некоторые браки заключаются по договору.

г) Некоторые граждане не могут быть признаны виновными в совершении преступления …иначе как по приговору суда и в соответствии с законом.

д) Ни один судья Российской Федерации не является гражданином США.

е) Некоторые преступления не являются умышленными.

Занятие 6.

Контрольные вопросы:

1. Операция противопоставления субъекту.

2. Операции противопоставления предикату

 

Задания.

1. Сделать выводы из простых категорических суждений путем противопоставления субъекту:

а) Некоторые произведения современной литературы лишены чувства меры.

б) Все невменяемые подлежат изоляции.

в) Ни один из тех, кто не занимается благотворительностью, не является бизнесменом.

г) Ни один невиновный не должен быть осужден.

д) Некоторые правонарушения – проступки.

е) Не все сделки являются односторонними.

 

2. Сделать выводы из простых категорических суждений путем противопоставления предикату:

а) Взяточник никогда не бывает честным.

б) Каждый юрист – человек.

в) Некоторые ученые не верят в Бога.

г) Среди соучастников преступления есть подстрекатели.

д) Загрязнение окружающей среды – экологическое преступление.

е) Люди не бессмертны.

ж) Судьи несменяемы.

 

3. Подготовиться к самостоятельной работе по теме «Силлогистика: непосредственное умозаключение».

Занятие 7, 8.

Контрольные вопросы.

1.Логическая характеристика простого категорического суждения.

2. Понятие распределенности терминов суждения.

3. Понятие силлогизма.

4. Простой категорический силлогизм: определение и структура.

5. Правила терминов и посылок силлогизма.

Задания.

1. Дайте логическую характеристику суждению.

1). Великобритания является парламентарной монархией.

2). Всякое преступление должно быть наказуемо.

3). Ни один человек не рождается преступником.

4). Некоторые инспектора уголовного розыска – спортсмены.

5). Не все птицы летают.

 

Занятие 9.

Контрольные вопросы.

1. Основные фигуры силлогизма и его модусы.

2. Алгоритм решения силлогизмов и их проверок.

Задания.

 

1. Сделайте выводы из следующих посылок:

а) Все дети гениальны.

 Некоторые школьники являются детьми.

 

б) Все невменяемые подлежат изоляции.

Некоторые студенты – вменяемы

 

в) Некоторые студенты любят говорить на лекциях.

Ни один доцент не является студентом

 

г) Все настоящие учителя любят детей.

Ни один сторонник физических наказаний не любит детей

 

д) Все философы стремятся к истине

Некоторые философы ищут успеха у женщин

 

3. Укажите структуру, фигуру, модусы силлогизмов и определите, являются ли они правильными:

а) Ни один человек не может быть вполне беспристрастным

Каждый юрист – человек

Ни один юрист не может быть вполне беспристрастным

 

б) Некоторые романы поучительны

Все романы суть вымышленные рассказы

Некоторые вымышленные рассказы поучительны

 

в) Все невежественные люди тщеславны

Ни один профессор не является невежественным

 


Ни один профессор не является тщеславным


Занятие 10, 11.

Контрольные вопросы.

1.Энтимема. Восстановление силлогизма из энтимемы.

2.Полисиллогизм. Понятие соритов.

3.Понятие эпихейрем и алгоритм их решения

Задания.

1. Образуйте энтимемы из следующих силлогизмов:

а) Всякий порок заслуживает порицания

Всякая скупость есть порок

 


Всякая скупость заслуживает порицания

 

б) Ни один невменяемый не наказуем

Некоторые преступники невменяемы

 


Некоторые преступники не наказуемы

2. Восстановите энтимемы до полных силлогизмов:

а) Каждый человек желает добродетели, потому что каждый человек желает счастья.

б) Раб – человек, потому его не следует держать в неволе.

в) Некоторые привычки заслуживают упрека, так как они превращаются во всепоглощающую страсть.

 

3. Выражают ли следующие силлогизмы энтимемы:

а) Тут раздался легкий свист, и Дубровский умолк.

б) Поскольку сопротивление было бесполезно, гарнизон крепости сдался.

в) Ввиду того, что войска Кутузова преградили путь на юг, армии Наполеона пришлось отступить по Смоленской дороге.

 

4. Восстановите, если возможно, полисиллогизмы:

 

а) Все пудинги вкусны.

Это блюдо – пудинг.

Ни одно вкусное блюдо не полезно.

 

б) Всякий, кто находится в здравом уме, может заниматься логикой.

Ни один лунатик не может быть присяжным заседателем.

Ни один из ваших сыновей не может заниматься логикой.

 

в) Все мои сыновья стройные.

Никто из моих детей не здоров, если он не делает зарядки.

Все обжоры среди моих детей страдают ожирением.

Ни одна из моих дочерей не делает зарядки.

 

5.Произведите логический анализ следующих соритов, восстановив входящие в них силлогизмы:

- Гражданин К., являясь лицом, которому преступлением причинен имущественный вред, признается потерпевшим.

- Лицо, которому преступлением причинен имущественный вред, признается потерпевшим.

Потерпевший вправе давать показания по делу.

Гражданин К. вправе давать показания по делу.

 

- Ответчик имеет право участвовать в исследовании доказательств в гражданском процессе.

- Ответчик признается стороной в гражданском процессе.

- Николаев – ответчик.

-Николаев причинил вред имуществу гражданина Сидорова.

Николаев имеет право участвовать в исследовании доказательств в данном гражданском процессе.

6.Сделайте заключение и проверьте состоятельность силлогизмов.

а) Все гусеницы едят капусту. Иванов ест капусту. Следовательно?

б) Учебные аудитории нуждаются в проветривании.
Эта комната не является учебной аудиторией. Следовательно?

в) Некоторые жидкости обладают приятным запахом.
Некоторые металлы - жидкости. Значит?

г) Ни один негр не был президентом США. Марк Твен не был негром. Значит?

д) Некоторые студенты любят петь. Сидоров - студент. Значит?

е) Картошка - не ананас. Все ананасы приятны на вкус. Значит?

ж) Супруги должны материально поддерживать друг друга.
М. и Н. материально поддерживают друг друга. Значит?

 






Занятие 12, 13.

Контрольные вопросы

1. Сложное суждение и его структура.

2. Алгоритм формализации суждений и таблица истинности.

Виды сложных суждений по типу логической связи.

 

Задания.

 1. Формализуйте тексты:

а) Жарко, и идет дождь.

б) Идет дождь, но нельзя сказать, что жарко.

в) Дождь не идет, но не жарко.

г) Или я тебя не понимаю, или ты не хочешь меня понять.

д) Подальше положишь, поближе возьмешь.

е) То и полезно, что в рот полезло.

 

Занятие 14, 15

Контрольные вопросы:

1. Применимость логической формализации при анализе юридического текста.

2. Определение формулы логики высказываний. Тождественно-истинное, тождественно-ложное и логически нейтральные и выполнимые формулы.

3. Равносильность формул логики высказывания.

 

Задания:

1. Опровергните или докажите истинность суждения с помощью нормальной формы и подстановок:

1). Если «А» является участником преступления, то он знал потерпевшего. «А» не знал потерпевшего «В», но знал его жену –«С». «В» знал « А». Следовательно, «А» – не участник преступления.

2). С помощью нормальных форм определить, является ли формула А гипотезой для формулы В:

          _                                              _

А= ((а \/ в) \/ с)                В=(а ↔ (в \/ с) \/ с)

 

3). С помощью нормальных форм определить, является ли формула В логическим следствием множества формул А:

                                                       _       ____

В= (((а ↓ а) | а) ↓ а)          А= {а, (с → а), (с /\ а ).}

 

4). Табличным способом обосновать или опровергнуть вывод:

а) Если мой приятель не выполняет обещаний, то я злюсь и вспоминаю о вреде курения. Обычно я курю с удовольствием. Значит, я вспоминаю о вреде курения, когда мой приятель не выполняет обещаний.

 

б) Федя съел медведя, если Кузя спал на заборе.

Либо Кузя спал на заборе, либо Федя съел медведя.

Значит, Федя съел медведя.

 

2. Установите, являются ли суждения равносильными (попарно):

а) Неверно, что Иван IV был зол по природе и не заботился об интересах государства, тогда и только тогда, когда Иван IV не был зол по природе или заботился об интересах государства.

б) Каждый студент этого факультета способен и трудолюбив.

Неверно, что на этом факультете имеются неспособные и нетрудолюбивые студенты.

 

Занятие 16.

1. Докажите или опровергните методом "от противного":

 

а) Уголовное дело может быть возбуждено только в тех случаях, когда имеются достаточные данные, указывающие на наличие состава преступления. Действия Х содержат такие признаки. Следовательно, уголовное дело против Х может быть возбуждено.

 

б) Если части предмета являются частями одного и того же предмета, то их рельеф совпадает. Рельеф данных частей предмета совпадает. Следова­тельно, они являются частями одного и того же предмета.

 

в) Если бухта замерзает, то корабли не могут входить в нее. Корабли не могут входить в нее. Следовательно, бухта замерзла.

 

г) Если приговор не обоснован, то он будет отменен. Данный приговор отменен. Следовательно, он не обоснован.

 

д) Если обвиняемый был у себя дома, то он не был на месте преступле­ния. Но обвиняемый не был дома. Значит, он был на месте преступления.

 

е). Если «А» незаконно получил кредит, то он наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или лишением свободы на срок от двух до пяти месяцев. «А» получил кредит законно. Следовательно, он не будет лишен свободы на указанный срок.

 

Занятие 17.

Контрольные вопросы.

1. Логика в юриспруденции (введение в общее и особенное).

2. Привести примеры из нормативных правовых актов и иных юридических документов связь юриспруденции с логикой, выявить логические ошибки и противоречия в доказательстве. Указать вид доказательства, с помощью которого произведено опровержение или подтверждение приведенных норм и положений.

6.2. Задания и методические указания по организации самостоятельной работы студента и выполнению контрольной работы

 

Контрольная  работа по дисциплине «Логика в юриспруденции» является составной частью учебного процесса подготовки бакалавров в соответствии с требованиями ФГОС 3+.

Целью контрольной работы является закрепление полученных знаний и формирование навыков теоретического анализа изученного материала,  необходимых для дальнейшего освоения юридических дисциплин.

Выполнение контрольной работы является одним из видов самостоятельной работы студентов, направленной на закрепление, углубление и обобщение знаний по изучаемой дисциплине, овладение методами научных исследований, формирование навыков работы с научной литературой и нормативно-правовым материалом.

При выполнении контрольной работы студент должен:

- составить план раскрытия темы контрольной работы;

- собрать и изучить необходимую научную литературу по выбранной теме;

- творчески и критически проанализировать полученные материалы;

- систематизировать и обобщить имеющуюся информацию;

- решить задачи, поставленные перед исследованием;

- логически обосновать и сформулировать выводы и предложения.

Задания к контрольной работе представлены в 30 вариантах, каждый из которых состоит из 5 задач. Перед выполнением работы студентам необходимо внимательно ознакомиться с методическими указаниями, изучить теоретический материал, представленный в учебной и научной литературе, рекомендуемой для освоения данной дисциплины.

Тема контрольной работы выбирается студентом согласно порядковому номеру его фамилии в списке академической группы. Руководитель оказывает необходимую помощь студенту в работе над контрольной работой (в подборе литературы, выборе методов решения задач и др.).

Контрольная работа должна соответствовать требованиям стандарта по оформлению, структуре и содержанию. Работа должна быть сдана на кафедру в установленные сроки. Студенты, не сдавшие контрольную работу своевременно, не допускаются к сдаче семестрового экзамена.

 

Варианты контрольных работ

Вариант № 1.

1. Дать логическую характеристику простого суждения:

Ряд важнейших проблем развивающихся стран связан с переустройством их экономики.

2. Произвести противопоставление предикату в следующем суждении:

иногда и мед не сладок.

 

Вариант № 2

1. Дать логическую характеристику простого суждения:

В случаях, предусмотренных законодательством, юридическая помощь гражданам оказывается бесплатно.

 

2. Произвести противопоставление субъекту в следующем суждении:

Иногда и мед не сладок.

 

Вариант № 3

 

1. Дать логическую характеристику простого суждения:

Каждая страна имеет свой гимн.

 

2. Произвести противопоставление субъекту в следующем суждении:

Вариант № 4

 

1. Дать логическую характеристику простого суждения:

Никаких прямых доказательств, подтверждающих точку зрения обвинения, предоставлено не было.

 

2. Произвести противопоставление субъекту в следующем суждении:

Курить запрещено.

 

Вариант № 5

1. Дать логическую характеристику простого суждения:

Не все выдающиеся музыканты имели абсолютный слух.

 

2. Произвести противопоставление субъекту в следующем суждении:

Укатали Сивку крутые горки.

 

Вариант № 6

1. Дать логическую характеристику простого суждения:

Маршал Жуков - выдающийся полководец второй мировой войны.

 

2. Произвести противопоставление субъекту в следующем суждении:

На обиженных воду возят

 

Вариант № 7

 

1. Дать логическую характеристику простого суждения:

Лицо, впервые совершившее в возрасте до 16 лет преступление, не представляющее большой общественной опасности, не подлежит уголовной ответственности.

 

2. Произвести противопоставление субъекту в следующем суждении:

Не все коту масленица.

 

Вариант № 8

 

1. Дать логическую характеристику простого суждения:

Арест состоит в содержании лица в условиях строгой изоляции.

 

2. Произвести противопоставление субъекту в следующем суждении:

Гусь свинье не товарищ.

 

Правильный ли вывод?

Все дворяне, к которым Чичиков обращался с предложением купить у них «мертвые души», были удивлены этим предложением, но все они надеялись совершить выгодную сделку. Следовательно, все те, кто был удивлен предложением Чичикова, надеялись совершить выгодную сделку.

Вариант № 9

 

1. Дать логическую характеристику простого суждения:

Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на льготы.

 

2. Произвести противопоставление субъекту в следующем суждении:

На всякого мудреца довольно простоты.

 

Правильный ли вывод?

Если вы будете говорить правду, люди проклянут вас, а если будете лгать, то вас проклянут боги. Но вы можете только говорить правду или лгать. Значит, вас проклянут боги или люди.

Вариант № 10

 

1. Дать логическую характеристику простого суждения:

Не существует абсолютной повторяемости явлений.

2. Произвести противопоставление субъекту в следующем суждении:

Не все то золото, что блестит.

 

Правильный ли вывод?

Некоторые американские фильмы сентиментальны и все они имеют счастливый конец. Значит, некоторые сентиментальные фильмы имеют счастливый конец.

Вариант № 11

 

1. Дать логическую характеристику простого суждения:

Севернее островов Новой Земли находятся острова, носящие название Земля Франца Иосифа.

2. Произвести противопоставление субъекту в следующем суждении:

На миру и смерть красна

 

Правильный ли вывод?

Всякое знание не является бесполезным, и никакое знание не приносит вреда. Значит, все приносящее вред бесполезно.

Вариант № 12

 

1. Дать логическую характеристику простого суждения:

Многие следственные действия имеют своей целью профилактику правонарушений.

 

2. Произвести противопоставление предикату в следующем суждении:

Правильный ли вывод?

Некоторые из людей Шелленберга работали на Мюллера. Некоторые, работавшие на Мюллера, не доверяли друг другу. Значит, некоторые люди Шелленберга не доверяли друг другу.

Баба Яга

 

Вариант № 13

 

1. Дать логическую характеристику простого суждения:

Ряд важнейших проблем развивающихся стран связан с переустройством их экономики.

 

2. Произвести противопоставление предикату в следующем суждении:

Курить запрещено.

Вариант № 14

 

1. Дать логическую характеристику простого суждения:

В случаях, предусмотренных законодательством, юридическая помощь гражданам оказывается бесплатно.

 

2. Произвести противопоставление предикату в следующем суждении:

На обиженных воду возят

 

Вариант № 15

 

1. Дать логическую характеристику простого суждения:

Каждая страна имеет свой гимн.

 

2. Произвести противопоставление предикату в следующем суждении:

Не все коту масленица

 

Вариант № 16

 

1. Дать логическую характеристику простого суждения:

Никаких прямых доказательств, подтверждающих точку зрения обвинения, предоставлено не было.

 

2. Произвести противопоставление предикату в следующем суждении:

Гусь свинье не товарищ

 

Вариант № 17

 

1. Дать логическую характеристику простого суждения:

Не все выдающиеся музыканты имели абсолютный слух.

 

2. Произвести противопоставление предикату в следующем суждении:

На всякого мудреца довольно простоты

 

Вариант № 18

 

1. Дать логическую характеристику простого суждения:

Маршал Жуков - выдающийся полководец второй мировой войны.

 

2. Произвести противопоставление предикату в следующем суждении:

Не все то золото, что блестит

 

Вариант № 19

 

1. Дать логическую характеристику простого суждения:

Лицо, впервые совершившее в возрасте до 16 лет преступление, не представляющее большой общественной опасности, не подлежит уголовной ответственности.

 

2. Произвести противопоставление предикату в следующем суждении:

На миру и смерть красна

 

Вариант № 20

 

1. Дать логическую характеристику простого суждения:

Арест состоит в содержании лица в условиях строгой изоляции.

 

2. Получить правильный вывод несколькими способами:

Некоторые высказывания являются правильными.

 

Правильный ли вывод?

Все дворяне, к которым Чичиков обращался с предложением купить у них «мертвые души», были удивлены этим предложением, но все они надеялись совершить выгодную сделку. Следовательно, все те, кто был удивлен предложением Чичикова, надеялись совершить выгодную сделку.

 

Вариант № 21

 

1. Дать логическую характеристику простого суждения:

Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на льготы.

 

2. Получите правильный вывод несколькими способами:

Ни один дефицит не является излишком.

 

Правильный ли вывод?

Если вы будете говорить правду, люди проклянут вас, а если будете лгать, то вас проклянут боги. Но вы можете только говорить правду или лгать. Значит, вас проклянут боги или люди.

 

Вариант № 22

 

1. Дать логическую характеристику простого суждения:

Не существует абсолютной повторяемости явлений.

 

2. Получите правильный вывод несколькими способами:

Не все талантливые люди - ученые.

 

Правильный ли вывод?

Некоторые американские фильмы сентиментальны и все они имеют счастливый конец. Значит, некоторые сентиментальные фильмы имеют счастливый конец.

5. Представьте в схеме отношения между понятиями:

1. Ученый

2. Политик

3. Диссидент

4. Холерик

5. Умный

6. Эрудит

Вариант № 23

 

1. Дать логическую характеристику простого суждения:

Севернее островов Новой Земли находятся острова, носящие название Земля Франца Иосифа.

 

2. Произвести обращение суждений:

а) Всякая торговля есть операция с товарами.

б) Не монархи были деспотами.

 

Правильный ли вывод?

Всякое знание не является бесполезным, и никакое знание не приносит вреда. Значит, все приносящее вред бесполезно.

 

 

5. Представьте в схеме отношения между понятиями:

1. Математика

2. Алгебра

3. Геометрия

4. Натуральное число

5. Точные науки

6. Лингвистика

7. Логика

Вариант № 24

 

1. Дать логическую характеристику простого суждения:

Многие следственные действия имеют своей целью профилактику правонарушений.

 

2. Произвести обращение суждений:

1. Некоторые держатели акций не являются менеджерами.

2. Некоторые политики не являются либералами.

 

Правильный ли вывод?

Некоторые из людей Шелленберга работали на Мюллера. Некоторые, работавшие на Мюллера, не доверяли друг другу. Значит, некоторые люди Шелленберга не доверяли друг другу.

 

5. Представьте в схеме отношения между понятиями:

1. Пищевые продукты

2. Не пищевые продукты

3. Мороженое

4. Холодные предметы

5. Кофе

6. Кофе глясе

 

Вариант № 25

1. Дать логическую характеристику простого суждения:

Некоторые высказывания являются правильными.

 

2. Произвести обращение суждений:

а) Некоторые государства являются городами.

б) Всякое ограничение есть лимит.

 

Вариант № 26

 

1. Дать логическую характеристику простого суждения:

Ни один дефицит не является излишком.

2. Произвести превращение суждений:

· Ни одна революция не является законным действием.

· Все, дающее жизненный опыт, полезно.

 

Вариант № 27

1. Дать логическую характеристику простого суждения:

Не все монархи были деспотами.

2. Произвести превращение суждений:

· Не вся информация является новостью.

· Некоторые расчеты являются бартерными.

3. Восстановите всеми возможными способами пропущенную часть силлогизма:

Все, дающее жизненный опыт, полезно.

Некоторые ошибки дают жизненный опыт.

4. Сделать вывод из посылок, если это возможно:

1. Ни одна из представленных здесь картин, кроме батальных, не представляет ценности.

2. Ни одна из картин, вывешенных без рам, не покрыта лаком.

3. Все батальные картины написаны маслом.

4. Все распроданные картины представляют ценность.

5. Все картины английских мастеров покрыты лаком.

6. Все картины, которые были вывешены в рамах, проданы.


5. Найдите понятия, отношения между которыми представлены в схеме:

                              А          B       C            E

                                                                                           F

                                                     D


Вариант № 28

1. Дать логическую характеристику простого суждения:

Не вся информация является новостью.

2. Произвести превращение суждений:

· Ни одна любовь не является ненавистью.

· Всякое ограничение есть лимит.

3. Получите правильный вывод, если это возможно:

Всякий порок заслуживает порицания.

Всякая скупость есть порок.

4. Сделать вывод из посылок, если это возможно:

1. Любая мысль, которую нельзя выразить в виде силлогизма, поистине смешна.

2. Моя мечта о сдобных булочках не стоит того, чтобы ее записывать на бумаге.

3. Ни одну мою несбыточную мечту нельзя выразить в виде силло­гизма.

4. Мне не приходило в голову ни одной действительно смешной мысли, о которой бы я не сообщил своему поверенному.

5. Я только и мечтаю, что о сдобных булочках.

6. Всякая моя мысль, высказанная поверенному, стоит того, чтобы ее написать на бумаге.        

5. Представьте в схеме отношения между понятиями:

1. Экономика

2. Микроэкономика

3. Макроэкономика

4. Экономика России

5. Микроэкономика России

Вариант № 29

 

1. Дать логическую характеристику простого суждения:

Ничто беспредельное не является конечным.

 

Вариант № 30

1. Дать логическую характеристику простого суждения:

Не все талантливые люди - ученые.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Основная литература:

Ивлев Ю.В. Логика: учебник для студентов вузов. [Гриф Министерства образования России]. М.: Проспект, 2015. 304 с.

Сковиков А.К. Логика: учебник и практикум. [Гриф Министерства образования России]. М.: Юрайт, 2015. 575с.

Хоменко И.В. Логика. Теория и практика аргументации: учебник для бакалавров. [Гриф Министерства образования России]. М.: Юрайт, 2016. 327с.

 

Дополнительная литература:

Аристотель. Сочинения. Т.2. М.: Мысль, 1978. 688 с.

Брюшинкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев: учебник. М.: Интерпракс, 1994. 360с.

Васильченко Е.А., Толпегин А.В. Логика: учебно-методическое пособие. Екатеринбург: Изд-во УрГИ, 1998. 62 с.

Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика: учебник для студентов вузов. М.: Владос, 2010. 528с.

Гетманова А.Д.Логика со сборником задач:  учебник для вузов. М.: КноРус, 2011. 365 с.

Гетманова А.Д. Логика для юристов: учебное пособие для бакалавров. М.: Омега-Л, 2015.

Дегтярев М.Г., Хмелевская С.А. Логика: учебник для студентов юридических вузов. М.: ПЕРСЭ, 2003. 288с.

Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов ): учебное пособие для вузов. М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2011. 591 с.

Ивлев Ю.В. Логика для юристов: учебник. М.: Проспект, 2010. 272с.

Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: Эксмо, 2000. 864 с.

Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика : учебник для вузов. М. : Проспект, 2010.  233 с.

Кобзарь В. И. Логика в вопросах и ответах : учебное пособие / В. И. Кобзарь. М. : Проспект, 2010. 160 с.

Логика: учебник для юридических вузов / под ред. В.П. Сальникова. СПб.: Лексикон, 2001. 320с.

Михалкин Н.В.Логика и аргументация для юристов. Учебник для вузов. [Гриф Министерства образования РФ. М.: Юрай, 2011. 363с.

Ронжина Н.В. Логика для учителя права: учебно-методическое пособие. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2004. 63с.

Свинцов В.И. Логика: учебник. М.: ИНФРА-М, 1998. 190 с.

Символическая логика: учебник / под ред. Я. А. Слинина, Э. Ф. Караваева, А.И.Мигунова. СПб.: СПбГУ, 2005. 506 с.

Яшин Б.Л. Задачи и упражнения по логике. М.: ВЛАДОС, 1996. 224с.

 

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Не предусмотрено.


 

 

Рабочая программа

«Логика в юриспруденции»

 

 

Подписано в печать _________. Формат 60´84/16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл. печ. л. ___. Уч.-изд. л.____. Тираж ____ экз. Заказ № ____.

ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.


СОДЕРЖАНИЕ

1. Цели освоения дисциплины Логика в юриспруденции….…………………………………………………………….4

2. Место дисциплины Логика в юриспруденции в структуре образовательой программы…………………………………………………4

3. Результаты освоения дисциплиы Логика в юриспруденции …. 6

4. Структура и содержание дисциплины Логика в юриспруденции..7

4.1. Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной работы7

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины Логика в юриспруденции………………………………………………………………..9

5. Образовательные технологии……………………………………..13

6.Учебно-методические материалы………………………………….13

6.1. Задания и методические указания по организации и проведению практических занятий………………………………………………………..13

6.2. Задания и методические указания по организации самостоятельной работы студента и выполнению контрольной работы……………………………...…………………………………………25

6.3. Вопросы для подготовки к экзамену……………………...........44

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение…………46

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины Логика в юриспруденции …………………………………………                         46

 

   

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

ЛОГИКА В ЮРИСПРУДЕЦИИ

Целью освоения дисциплины «Логика в юриспруденции» является изучение студентами общих законов и принципов логики, формирование непротиворечивого мышления, выработка аналитического, критического отношения к дальнейшему изучению отраслевых и прикладных юридических дисциплин, а также применение этих знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности.

 

Задачи освоения курса:

- проявление структуры мышления, освоение основных законов и форм правильного мышления;

- моделирование мысли на основе признанных правил;

- придание рассуждению строгости и результативности;

- приобретение навыков использования освоенных логических структур в профессиональной деятельности;

- освоение основных логических механизмов и использование их в профессиональной деятельности.

Воспитательная роль данной учебной дисциплины определяется тем, что она способствует выработке непротиворечивого, критического мышления, способствует формированию общей и логической культуры студента, чем повышает уровень образованности и компетентности будущего выпускника. Преподавание данного курса призвано развить практические навыки студентов в работе с юридическими документами, умение анализировать и находить в них противоречия.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ ЛОГИКА В ЮРИСПРУДЕЦИИ

В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Дисциплина «Логика в юриспруденции» является частью профильного модуля М 5 учебного плана по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) – Б1. В. ОД.1 – Вариативная часть.

Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате обучения в средней общеобразовательной школе по таким дисциплинам, как «Математика» и «Информатика», «Русский язык». В рамках обучения в вузе данная учебная дисциплина входит в систему дисциплин гуманитарного цикла (философия, история, экономическая теория, русский язык и культура речи), что обусловливает ее значимость как общетеоретической, методологической базы дальнейшего обучения.

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

Из курса «Математика»:

Знания: теории множеств, степенной функции, закона непротиворечия, закона двойного отрицания.

Умения: при помощи современных средств коммуникаций и информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, преобразовывать и передавать необходимую информацию, представлять результаты собственной учебной и иной деятельности в виде информационного продукта.

Владения: культурой мышления; способности к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей её достижения.

Из курса «Информатика»:

Знания: классов предметов и явлений, их логического отношения, основных понятий рода и вида понятий.

Умения: осуществлять анализ и редактирование юридических текстов, пользоваться современной техникой и программным обеспечением.

Владения: оптимальными познавательными навыками, в умении понимать терминологию и мыслительные конструкции, относящиеся к данной профессиональной сфере, в освоении используемых в ней технологических принципов и технических средств, в умении планировать и прогнозировать соответствующую деятельность, в способностях осуществлять информационный обмен с внешней средой и управление элементарными процессами, а также в навыках самообучения по специальности и др.

 

Из курса «Русский язык»:

Знания: частей речи, понятий «простое» и «сложное» предложение, видов предложений (повествовательное, вопросительное, побудительное).

Умения: осуществлять структурирование простых и сложных предложений, толковать синонимы, антонимы, омонимы и т.д.

Владения: культурой речи, обладать навыками преобразований частей речи, способностью экстраполяции знаний русского языка в понятийное поле логики.

Знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной, в силу ее универсальности, необходимы при изучении всех последующих учебных дисциплин.

 

3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ лОГИКА В ЮРИСПРЕДЕНЦИИ

В результате освоения дисциплины «Логика в юриспруденции» обучающийся должен:

 

Знать:

- основные логические понятия, логические законы и принципы;

- основные логические структуры и механизмы;

- различные виды доказательства в рамках формальной и математической логики;

- историю и современное состояние логической науки, перспективы ее развития.

Уметь:

- применять полученные знания при освоении других дисциплин;

-  моделировать мысли на основе признанных логических правил;

-  использовать освоенные логические структуры в педагогической и юридической деятельности;

-  анализировать нормативно-правовые акты и иные юридические документы с точки зрения их логической истинности или ложности;

-  самостоятельно давать определения понятиям и совершать деление понятий по разным основаниям;

-  формализовать тексты разного содержания и доказывать их разнообразными рациональными методами.

 

Результатами освоения дисциплины «Логика в юриспруденции» являются следующие компетенции:

 

Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:

ОК-1 способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения;

ОК-7 способностью использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности;

ОПК- 6 способностью к когнитивной деятельности;

ОПК-10 владением системой эвристических методов и приемов;

ПСК-2 готовностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры;

ПСК-9 способностью толковать различные правовые нормы.

 

4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной работы

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, (180 часов), из них аудиторных 52часа по 3 часа в неделю в 1 семестре, самостоятельная работа 128 часов; их распределение по видам работ представлено в таблице 1

 

 

Таблица 1.

 

 

Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ

Вид работы

Форма обучения

Очная

Заочная форма обучения (3г.6мес.)

Заочная форма обучения

(4г. 7мес.)

Семестр обучения

1

1

1,2

Кол-во часов

Кол-во часов

Кол-во часов

Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану 180

180

180
Контактная работа, в том числе:

52

10

4 / 10

лекции

18

4

4 / 2

практические занятия

 

 

 

семинарские занятия

34

6

0 / 8

другие виды аудиторных занятий (текущие консультации)

-

-

-

Самостоятельная работа:

128

170

164

Изучение теоретического курса

26

36

34

Самоподготовка к текущему контролю знаний

48

54

50

контрольная работа

-

50

50

домашние задания

40

-

-

подготовка к экзамену

14

30

30

                 

 

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины Логика в юриспруденции

Тематический план дисциплины

Таблица 2

 

 Наименование разделов и тем дисциплины

Семестр

Всего часов

Вид контактной работы, час.

Формы текущего контроля успеваемости.

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции

Практ. занятия Самостоятельная работа
Предмет и специфика логики. Основные логические структуры: понятие, суждение, умозаключение. 1

4

2

2 2 Входной контроль. Собеседование. Участие в практ. занятии.
Логические операции с понятиями: ограничение и обобщение. Род и вид. Основные формально-логические законы. 1

6

2

4 8 Решение задач. Участие в практ. занятии. Терминологический диктант.
Силлогистика: виды и структура простых суждений. 1

6

2

2 15 Самостоятельная работа. Решение задач. Участие в практ. занятии. 
Силлогистика: непосредственное умозаключение. 1

6

2

4 15 Решение задач. Участие в практ. занятии.   
Силлогистика: опосредственное умозаключение. 1

8

2

6 20 Самостоятельная работа. Решение задач. Участие в практ. занятии.
Энтимема, полисиллогизм. 1

6

2

4 12 Самостоятельная работа. Решение задач. Участие в практ. занятии.
Сложное суждение: структура, проблема разрешимости. 1

12

4

10 28 Решение задач. Участие в практ. занятии. Самостоятельная работа.
Логика и юриспруденция: обзор применимости 1

4

2

2 28 Решение задач. Участие в практ. занятии.  Дидактический тест.
Итого по дисциплине

1

52 18

34

128  
                 

 

 Содержание тем дисциплины

 

Тема 1. Предмет и специфика логики.Основные логические структуры: понятие,  суждение,   умозаключение

 

Логика и ее значение в жизни и профессиональной деятельности. Мышление и логика. Форма мысли как предмет логических исследований. Понятие « логос» и логичность мысли. Понятие логической формы. Мышление и язык. Логическая формализация и текст.

Основные формы бытия и их взаимосвязь: онтологическая, практическая, лингвистическая, логическая. Освоение человеческой культуры как приобщение человеческого поведения. Логика как основа социализации.

Логика и психология. Логика и педагогика. Логика в юриспруденции (введение в общее и особенное).

Понятие как форма мышления. Понимание и событие. Связь понятия с практикой жизни. Основы формирования понятия: ощущение, восприятие, представление как его основные этапы. Связь понятия с культурной традицией. Различие понимания одного и того же предмета. Понятие и слово.

Суждение (высказывание) как форма мышления. Суд суждения: вынесение приговора – основной смысл двузначной логики. Суждение как связь понятий и как логическая операция. Основные типы суждений: а) осмысленные и бессмысленные; б) простые и сложные; в) атрибутивные и релятивные. суждение и предложение: двусмысленность, несовпадение субъектов, различие по сложности. Предложения, суждениями не являющиеся.

Суждение и вопрос. Логическая структура вопросов. Правомерная и неправомерная постановка вопросов.

Умозаключение как форма мышления. Понятие логического следования. Виды умозаключений (дедуктивные и не дедуктивные, простые и сложные, опосредованные и не посредственные). Индукция и дедукция. Умозаключение как сложное суждение. Основные виды индуктивных умозаключений. доказательство умозаключений и проблема разрешения суждений.

Проблема истинности и лжи в логике.

 

Тема 2. Логические операции с понятиями:ограничение и обобщение. Род и вид. Основные формально-логические законы.

 

Содержание понятия и его объем. Закон соотношения объема и содержания. Виды понятий по содержанию и по объему. Логическая характеристика понятий. Типы соотношений объемов понятий.

Понятие логической операции. Связь логических операций с соотношением объемов понятий. Формальность операций и их основные виды: отрицание, обобщение, ограничение, сложение, умножение, вычитание, деление и классификация.

Логическая операция определения понятий. Смысл определения: ясное содержание и резкий объем понятий. Превращение понятия в категорию: их общность и различие. Типы и виды определений. Основные правила определения понятий и ошибки, ведущие к их нарушении. Операции, похожие на определения, но таковыми не являющиеся.

Понятие о логическом законе. Сфера действия законов формальной логики.

Закон тождества.

Закон противоречия.

Закон исключительного третьего.

Закон достаточного основания.

 

Тема 3. Силлогистика: виды и структура простых суждений

 

Атрибутивные суждения и суждения с отношениями. Деление суждений по модальности.

Простые категорические суждения.

Основная структура суждения: субъект, предикат, квантор и логическая связка. Типы логических связок.

Понятие распределенности терминов суждения.

 

Тема 4. Силлогистика: непосредственное умозаключение

 

Смысл логического квадрата и основных выводов по его свойствам.

Превращение.

Обращение.

Противопоставление субъекту.

Противопоставление предикату.

Применимость результатов операций в юридической теории и практике.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 641.