Тема 5. Силлогистика: силлогизма и его виды
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Понятие силлогизма. Аристотель и его роль в дальнейших логических изысканиях. Аксиома силлогизма и ее смысл.

Простой категорический силлогизм (ПКС): определение и основная структура. Правила терминов и посылок силлогизма.

Основные фигуры силлогизма и его модусы. Специальные правила фигур. Правильные модусы.

Алгоритм решения силлогизмов и их проверок.

Тема6.Энтимема , полисиллогизм

Понятие доказательства в логике. Основная структура доказательства (тезис, аргументы, форма доказательства). Виды доказательства (прямые и косвенные, дедуктивные и индуктивные).

Доказательство и опровержение. Опровержение тезиса и опровержение доказательства.

Основные правила доказательства и опровержения, ошибки, ведущие к их нарушению. Паралогизмы, софизмы, парадоксы. Энтимема. Восстановление силлогизма из энтимемы.

Полисиллогизмы. Понятие соритов. Алгоритм их решения. Понятие эпихейрем и алгоритмы их решения. Полисиллогизмы и сложные суждения.

Условные, условно-категорические, разделительно-категорические, условно-разделительные умозаключения.

Проблема правильности и истинности в доказательствах.

 

Тема 7. Сложное суждение: структура, проблема разрешимости

Алгоритм формализации суждений и таблица истинности. Отрицание, конъюнкция, слабая дизъюнкция, импликация, эквивалентность, строгая дизъюнкция, штрих Шеффера и стрелка Пирса. Виды сложных суждений по типу логической связки.

Применимость логической формализации при анализе юридического текста.

Определение формулы логики высказываний. Тождественно-истинные, тождественно-ложные, логически нейтральные и выполнимые формулы.

Равносильность формул логики высказываний. Основные логические равносильности. Основные законы логики высказываний (идемпотентности, коммунитативности, ассоциативности, дистрибутивности).

Понятие нормальной формы сложных суждений. Алгоритм приведения суждений к нормальной форме.

Разрешение суждений и его основные процедуры:

а) построение таблицы истинности суждения;

б) с помощью метода «от противного»;

в) приведение к нормальной форме и подстановки;

Особенности логической импликации.

Процедуры разрешения суждений в юридической теории и практике.

 

Тема 8. Логика и юриспруденция: обзор применимости

 

Классическая формальная логика, пределы ее применимости в юриспруденции.

Право и неклассические формально-логические исчисления.

Логически нейтральные формулы суждения и смысл их выполнимости.

Понятие возможных и простых следствий из формализованной ситуации.

Логический поиск причин (гипотез).

Поиск причин и следствий в юридической деятельности.

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Рекомендуемые образовательные технологии: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов, контрольная работа.

При проведении занятий рекомендуется использование активных и интерактивных форм занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, проектных методик, мозгового штурма, разбора конкретных ситуаций, коммуникативного эксперимента, коммуникативного тренинга, иных форм) в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 30 % аудиторных занятий.

 

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Задания и методические указания по организации и проведению практических занятий

Тема: Предмет и специфика логики. Основные логические структуры: понятие, суждение, умозаключение.

Занятие 1.

Контрольные вопросы.

1. Какова связь понятия с практикой жизни?

2. Дайте определение суждению как форме мышления.

3. В чем особенность суждения как связи понятий и как логическая операция?

4. Назовите основные типы суждений и выявите их общие и особенные черты:

а.) простые и сложные;

б) атрибутивные и реляционные.

 

Задания.

1. Укажите, какие группы слов выражают понятия, а какие – нет:

студент, светает, человек смеется; человек, который смеется, действие или бездействие; деяние есть действие или бездействие.

2. Выделите из приведенных контекстов определяемое понятие, родовое понятие, видовое отличие и составляющие его признаки:

- Если похищение совершено открыто, то мы называем это грабежом.

- Нормативный акт – это правовой акт государства, в котором содержатся предписания – нормы права, регулирующие общественные отношения определенного вида.

- Орган государства, рассматривающий гражданские и уголовные дела в соответствии с установленными процессуальными правилами, называется судом.

- В точном смысле слова, ум обозначает исключительно рассудок, состоящий на службе у воли (Шопенгауэр).

- Республика – это форма правления, при которой все высшие органы государственной власти избираются народом или формируются общенациональными представительными органами.

- Догма – утверждение, принимаемое без обоснования на основе религиозной веры или слепого подчинения авторитету.

- В философии знание, имеющее доопытное происхождение и характеризующее универсальные принципы бытия и познания, обычно называют врожденным.

- Всенощная – богослужение православной церкви, совершаемое накануне воскресных дней или отдельных праздников.

 

3. Определите вид и проанализируйте структуру следующих суждений:

а) Великобритания является парламентарной монархией.

б) Форма правления определяется статусом главы государства.

в) Сейчас уже нет Дон-Кихотов.

г) Уральские горы отделяют Европу от Азии.

д) Это суждение является простым или сложным.

е) На миру и смерть красна.

ж) Не все коту масленица.

з) Свой дурак дороже чужого умника.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 318.