Тема: Логические операции с понятиями: ограничение и обобщение. Род и вид. Основные формально-логические законы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Занятие 2.

Контрольные вопросы.

1. Содержание понятия и его объем.

2. Закон соотношения объема и содержания.

3. Виды понятий по содержанию и по объему.

4. Понятие о логическом законе.

5. Закон тождества.

6. Закон противоречия.

7. Закон исключенного третьего.

8. Закон достаточного основания.

Задания.

1. Среди перечисленных понятий укажите общие, единичные и пустые: журнал «Юность» за декабрь 1989 г.; имя существительное; высшая школа МВД; автор комедии «Ревизор»; круглый квадрат; наименьшее натуральное число; наибольшее натуральное число; участковый инспектор; космический комплекс «Союз-Аполлон»; храбрость; спутник земли; ангел; луноход; столица России.

 

2. Какие из перечисленных ниже понятий являются:

а) собирательными: число, бригада грузчиков, библиотека, тень, мужество, кооператив, взвод, невежество, деревня, поэзия, свидетель, путешествие, журнал, халатность;

б) абстрактными: деепричастие, отвага, электрон, молния, президент компании, грамотность, стоимость, метро, инициатива, преступность, ускорение, опера.

 

3.Сохранят ли тождество суждения, если выделенное понятие заменить понятием (понятиями), заключенным в скобках?

- Стороны, передавая спор на рассмотрение третейского суда, принимают на себя обязательство подчиниться решению последнего (арбитраж);

- Преступление признается совершенным с косвенным умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своего деяния, предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично (непрямой умысел);

- Это преступление совершено по неосторожности ( по легкомыслию, по небрежности);

- С. совершил преступление (общественно опасное деяние, противоправное деяние, уголовно наказуемое деяние);

- Денисов и Кузнецов заключили договор (сделку);

- В поселке Щербинка преступник был задержан (арестован, взят).

 

4. Будут ли нарушены требования принципа тождества при отождествлении содержания приведенных ниже пар суждений?

- Неверно, что если человек совершил преступление, то он не должен быть наказан. Если человек совершил преступление, то он должен быть наказан.

- Не все сделки являются многосторонними. Некоторые сделки являются односторонними.

- Некоторые деяния можно отнести к проступкам. Некоторые деяния можно отнести к деликтам.

 

5. Укажите вид отношения, в котором находятся понятия в каждой из этих пар: 1) слово – имя существительное; 2) понятие – слово; 3) книга – учебник; 4) курсант – учащийся; 5) учитель – мужчина; 6) хирург – терапевт; 7) добросовестность – халатность; 8) Луна – естественный спутник Земли; 9) герой – милиционер; 10) преступление – взятка.

6. Определите отношение между понятиями и изобразите их с помощью круговых схем:

1) населенный пункт, город, станица, деревня, поселок, районный центр;

2) литературное произведение, драма, стихотворение, роман, поэтическое произведение, комедия;

3) мужчина, сын, отец, дедушка;

4) хозяйственное преступление, обман покупателей, незаконное изготовление спиртных напитков;

5) адвокат, юрист, прокурор, следователь, офицер, полковник МВД, капитан I ранга;

6) республика, федеративная республика, государство, монархия, парламетарная монархия;

7) наказуемое деяние, преступление, оскорбление, хулиганство, оскорбление словом, избиение.

 

Занятие 3.

Задания.

1. Применяя принцип тождества, разрешите следующие затруднения:

- Того, чего у вас нет, вы лишились. У вас нет рогов. Следовательно, вы лишились рогов.

- Трое путников заплатили за обед 30 рублей и ушли. После их ухода хозяйка обнаружила, что обед стоит 25 рублей, и послала 5 рублей с мальчиком вдогонку. Путники взяли по рублю, а два оставили мальчику. Получается, что они заплатили по 10рублей, затем получили обратно по 1 рублю, следовательно, заплатили по 9 рублей: 9 х 3 = 27, да два рубля – у мальчика (27 + 2 = 29). Куда делся 1 рубль?

 

2. Могут ли быть одновременно истинными следующие пары суждений?

- В этой группе много преступников. В этой группе всего два типа преступников.

- Иванов учится хорошо. Иванов учится хуже всех в группе.

- Это преступление против собственности. Это преступление является кражей.

- Все равны перед законом и судом. Неверно, что некоторые не равны перед законом и судом.

- М. был организатором преступления. М. – участник преступления.

- Петров не был на месте совершения преступления. Петров не был на месте совершения убийства.

 

3. Определите, к каким из следующих пар понятий применяется принцип исключенного третьего?

- прямой умысел – косвенный умысел;

- преступление по неосторожности – преступление по небрежности;

- преступление по неосторожности – мошенничество;

- проступок – уголовно наказуемое деяние.

 

4. Есть ли нарушение принципа исключенного третьего в следующих примерах?

- Савинов и начальник кафедры выходили молча, о чем-то переговариваясь.

- День начинался прекрасно, как в то трагическое утро.

- Все заметно волнуются, Невозмутимы только бывалые оперативники, а их среди нас – не так уж и мало.

- Оптимист – человек, верящий в счастливый конец света.

- Все наши глупости – доказательство, что все-таки думаешь своей головой.

- Сеньор, немой явился и хочет с вами поговорить.

 

5. Подготовиться к самостоятельной работе по теме «Основы теории аргументации. Основные формально-логические законы».

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 1096.