Особенности этрусского храма
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Два метода исследования архитектуры: последовательный хронологический/ типологический. Архитектура этрусков рассматривается типологическим методом. Этруские города, как правило, оказывались сооруженными на тех местах и территориях, которые до этого были обжитыми местными автохтонными племенами. На территории обитания этрусков найдены 2 основные культуры: 1. Бронза, 2тыс – культура Терра Мара (в долине реки По, север Италии). Любое жилище – образ космоса, образ мироздания. Каменные жилища. 2. Железо – культура Вело Нова. Памятники связаны с тем, что после будет у этрусков. Характерны иные памятники, чем в Терра Мара. Один из древнейших – поселение на Палатинском холме (датируется примерно 8в, тогда же, когда по письменным источникам Ромул основывал Рим). Прямоугольник с закругленными углами, в центре столб, вход на короткой торцовой стороне. Не столь вытянуты, возможно имеют осевую ориентацию и фасадную ориентацию. Связана с погребениями типа трупосожжения, урна имела облик жилища, в котором жил сожженный. Дверь – трапециевидная форма, 2скатная форма, стропила вынесены на конек, возможно, были украшены с наружу. Интерес к декоративному звучанию, а не к тектонике и архитектурным особенностям. Этруская культура, как и римская, была очень традиционна. Верность прошлому, заветам предков, поэтому, скорее всего, этруски продолжали традиции культуры Вело Ново. Однако в самой этруской архитектуре много восточного влияния. Витрувий говорит, что в каждом этруском города должны были быть: 3 ворот, 3 дороги, 3 храма (Тине-Юпитер, Минвра-Минерва, Юна-Юнона). Идеальный этруский храм: книга 4, гл6-7, книга 3, главы 3-5 – но на самом деле это не так. Храм в Вольсинии (Больсена), тут один из старейших храмов. Он был религиозным центром, объединявшим все города. Сакральный участок – прямоугольный, окружен стеной, выгорожен от остальной среды. Система расположения отличается от греческой традиции (по центру), здесь храм у дальней стены сакрального участка. Продуманная структура участка и храма, фасадная ориентация, на эту точку зрения направлены все характеристики храма (объемные, декоративные). У храма целла тоже придвинута к дальней стене, отсюда, глубокий пронаос (повторена структура всего сакрального участка). Получается, продуманная система всей композиции, фасадная ориентация, подчеркнуто-декоративна. Урна из некрополя Монте Абатоне (рядом с Церой), 7в до н.э. Подчеркнута прямоугольная форма плана, подчеркнута фасадная ориентация и осевая композиция, подчеркнут конек кровли, понимание архитектурного объема – декоративный характер. Материал – на высоком подиуме, он сложен из грубых глыб камня. Ордер имеет не каменное происхождение (колонны деревянные, интерколумний широкий), лестница находится по центру подиума, центральный интерколумний шире боковых. Глубина пронаоса почти совпадает с глубиной целы. Объем низкий. Могли быть 1 целовыми или 3х целовыми, но центральная цела всегда выделяется. Перекрытия и антаблемент тоже из дерева. Стрела подъема невысокая, откосы сильно выступают на пределы храма. Главное здесь декоративный подход. Кровля, конек – все украшено скульптурой. Принцип украшения и декоративности – господствующий. Пропорционирование – глубина пронаоса и глубина целы соотносятся как 6:5. Подиум – прямоугольник, стремящийся к квадрату. Модель храма из города Сатрикума, 7в. Модель храма из местечка Теано, 7в. Типология простиля, где колонны по центральному фасаду, здесь хорошо видно соотношение глубин пронаоса и целы. Интерес к тем типам, которые имеют фасадную ориентацию и осевую композицию. Гробница Ил Дебранта в городе Савана, 2в до н.э. По архитектуре воспроизводит облик храма. Называется италийской типологией. Цела сдвинута к задней чести подиума, по ее боковым частям возникают крылья (свободные пространства, которые могут заполняться ордером). Крылья решаются по разному.
 

6 к 5 — глубина пронаоса и целлы. Прямоугольник не вытянутый, а стремящийся к квадрату.

Простиль- самая распатроненная типология. Интерес не к периптеру, а к фасадной ориентации.

Этруская — италийская типология.

Целла сдвинута, появляются крылья по боковым частям целлы.

Выделяется передняя часть фасада и наос.

 

Храм в Фьезоле

Подиум высокий, центральный пронаос широкий, боковые крылья ограничены стеной и без бортика. Храм как бы отгорожен со всех сторон, имеет гладкую стену.

6к 5 -глубина пронаоса к целле

 

Алла делла Реджина в Тарквинии. 2в до н.э.

Храм в Картаначе — 6 в до н.э. 1 целла и бок крылья по сторонам. 2 ряда колонн в пронаосе. Выс подиум. Скульптурная декорация не в тимпане фронтонов, а по коньку кровли. Сложный рассказ события, изображаемого в скульптуре на коньке, тк нам тяжело видить фигуры, мы вид их с фасада в сил ракурсе. Подчеркнуто-декоративный, а не ясный нарративный характер

 

Типология трехцеллового храма.

Хр Юп Капит, самая распостраненная и получившая самое шир распостр типология

 

Храм в Валерии. 4-3 в до н.э. Может иметь 4-6колон. Центральная целла больше остальных.

Храм Бельведер в Орвието. 5В до н.э. Храм не просто примыкает к задней стенке сакрального участка, а вых за его границу. Фасадная композа и осевая ориентация.

 

Храм Юпитера (Капитолийского), Юноны и Минервы.

509г — освещен. Год изгнания этруских царей

 

Гробница в Вьенванелле. Тосканская колонна

Гробница в некрополе Бандитачча в городе Цера. Этруский столб

Гробница дорической колонны. 6В до н.э.

Гр-а принцессы Маргариты Датской в Сант-Джулиано. Дорическая колонна.

 

Фронтон

Все ордерные моменты декоративны. Скульптура украшает тимпан не вдоль всей его поверхности, а атектонически усиливает, нагружает верхнюю часть здания.

Некрополь Крачефисе дель Туффо

 

Декорация — терракота + раскраска.

 

Основные элементы:

подиум. Регулярная и нерег кладка. Стук + покраска. Деревянный ордер, лестница с одной стороны

Ордер: свое собственное — тосканский ордер! Изобретали компромиссные формы, шли в сторону пышных ордерных систем.

Фронтон

 

Градостроительство этрусков

Урбанизация, все дела

Именно этруски зафиксировали систему того, как надо основывать город. «Дисциплина этруска» - были закреплены правила

 

Правильный прямоугольник

Обряды: полет птиц, соблюдение дней, бык и корова нужного возраста

ориентация по сторонам света

по периметру города — борозда

позднее возникает регулярная планировка города (докатилась от греков) — новые колонии ее получали. (Веи). Подчинение рельефу местности.

Есть главные ворота, гл улицы, идущие в центр города

развитая инфраструктура

 

Город Миза.

Ось идет с С на Ю — ось кардо. И с З на В — ось декуман. Оси выходят к главным воротам. Регулярная сетка кварталов. Гипподамова система заимствуется этрусками и передается Риму.

 

Город СпИна.

 

Жилая архитектура

Таберны.

Прямоугольник. Напротив входа — ложе хозяина дома. Двускатная кровля, что еще сильнее подчеркивало осевую композу. Стены декорированы. Типы перекрытия — помимо двускатных

 

Фасад: осевая композа. Дверные проемы прямоуг или трапецевидные. Фасады как главные, так и бок, имеют развитую сложную пластическую декорацию ордерного хар-а.

 

погребальная урна кьюзи

Соотношение большого и малого ордера

 

Гробница в Сан-Дженнаро. Этруский атриумный дом:

вестебюль

главный зал

Таблинум (парадная супружеская спальня)

атриум — большое свободное пр-во с имплювий с водой. Крыша с 4 самыми сильными центр балками. В центре крыши вырезан комплювий.

4 колонный атриум — тетрастион.

Коринфский атрий.

Иногда комплювий оформлен пирамидкой. Влага идет не внутрь а на внешние стены дома

Полностью крытый атрий

Таблинум в этруской арх завершался закрытой стеночкой, в Риме — окошко.

 

Гробницы

Тумулусные, камерные, скальные.

Тумулусные — огромные насыпные холмы со стеной в ниж части холма. Внутри могли быть одна или неск гробниц разной конфигурации. Гробницы в Тарквинии. От самой крептиды — коридор дромос.

 

Гроб-а Реголини-Галасси в Цере. Дромос большой, протяженный + еще дромос + камеры. Ни арки, ни свода, есть ложный свод. Нет конструктивных больших достижений.

 

Гробница Казари-Моретиммо. Ложный свод.

Гр-ца Талао Маньомо (?)

Трупополжение, а не трупосожжение.

Камерные гробницы.

Копия жилого дома в люб случае.

 

Инженерные сооружения.

Гор ворота Новые Фалерии

Клинчатая (!) арка. Эл-ты арх декорации — импост и архивольт.

Появление Юпитера — в замковом камне

Сложная развитая трактовка под влиянием Рима

 

Город Волотеры

Пяты арки выделены скульптурой — Юпитер в замк камне и диоскуры у пят арки.

 

Порто Марции

Сложная декорация в верхней части ворот. Ограда за пилястрами. За ней возникает скульптуры — Юпитер, диоскуры + их лошади. Декоративность формы

 

Арка Августа в Перуджии. Сложная пространственная композы — две фланкирующие башни. Под влияниям римлян арх под них подстраивается.

 

Этруски создали оч важные типологии.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 280.