Истина – это знание соответствующее действительности. В самой природе как таковой нет ни истин, ни заблуждений. Истина обладает двумя характеристиками: объективность и конкретность. Объективность истины означает, что содержание истинного знания не зависит ни от человека, ни от человечества. Конкретность истины проявляется в том, что она содержит конкретный объект. Истинное знание отражает конкретный фрагмент реальности, либо конкретную познавательную ситуацию. Противоположностью истине является заблуждение. Заблуждение – знание не соответствующее реальности, но принимаемое за действительность.
Для объяснения «движения» истины используют понятие абсолютной и относительной истины.
Абсолютная истина – это полное, точное, исчерпывающее знание об объекте. Относительная истина – не полное, не точное, не исчерпывающее знание об объекте. Абсолютная истина складывается из бесконечного числа истин относительных. Всякая относительная истина содержит в себе элемент, частичку абсолютной истины.
Во взглядах на истину существует 2 крайности:
Догматизм – философское направление, которое считает главным абсолютную истину, т.е. рассматривает истину только как абсолютную. Несостоятельность его в том, что он рассматривает истину вне ее развития. Релятивизм – напротив, считает всякую истину относительной и не учитывает в ней элементов абсолютного. Релятивисты сводят процесс познания к смене одного заблуждения другим.
Философия науки, её структура и функции.
Как своеобразная форма познания и специфический тип духовного производства наука возникла в Новое время (17 век). Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании. По предмету и методу познания можно выделить:
1. науки о природе, 2. науки об обществе, 3. науки о познании и мышлении.
Отдельную группу составляют технические науки.
По удалённости от практики различают: фундаментальные и прикладные науки. Фундаментальные науки не имеют непосредственной ориентации на практику. Прикладные науки связаны с непосредственным применением результатов научного познания для решения производственных проблем.
Основные этапы развития науки. Наука проходит в своем развитии ряд этапов. Доклассический этап – этап преднауки, т.е. этап зарождения элементов науки в рамках философии. Наука возникает в Новое время, вследствие отпочкования от философии и проходит в своем развитии3 основных этапа:
1) классический (17 – 19вв.),
2) неклассический (первая половина 20 века),
3) постклассический (вторая половина 20 века).
Структура научного познания:
1) факты, 2) результаты их теоретического обобщения, 3) проблемы и гипотезы, 4) законы, проблемы и теории, 5) философские установки, 6) социокультурные основания, 7) методы, идеалы и нормы научного знания, 8) стиль мышления.
Структура научной теории:
1) исходные основания – фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы,
2) идеализированный объект, т.е. абстрактная модель изучаемого явления (идеальный газ),
3) логика теории, нацеленная на прояснение структуры и изменение знания.
4) совокупность законов и универсалий, выведенных из основоположений теории.
Функции научной теории:
1) Синтетическая функция – объединение отдельных достоверных знаний в
единую, целостную систему.
2) Объяснительная функция, выявляющая причинные связи явления.
3) Методологическая функция (на базе теории формируются многообразные
методы, способы и приемы исследовательской деятельности).
4) Предсказательная функция – предвидение будущего состояния явления.
5) Практическая функция. Конечное предназначение теории – быть воплощенной в практику.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 240.