Человек как объект философского познания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Современная философская антропология наиболее активно задействована в практику через социал-дарвинистскую, марксистскую, психоаналитическую, экзистенциональную концепции.

Социал-дарвинистская концепция сформировалась на основе эволюционного учения Дарвина о наследственности, борьбе за существование. В работах Шпенглера и Ницше человек трактуется как биосоциальное существо, характеризующееся или стремлением к воле, или довольствующимся аморфными качествами.

Марксистская концепция (Маркс, Энгельс, Ленин) фиксирует в человеке активно-деятельностную сущность преобразующего мир существа.

Психоаналитическая концепция (Фрейд, Юнг, Адлер, Хорни, Лакан) сфокусирована на психике человека, его сознании и утверждает тезис о том, что психоэмоциональная сфера человечества имеет определенную структуру, связанную с наличием инстинктов, архетипов, комплексов, сновидений) и контролируемой в виде Я (индивидуального сознания) и Сверх-Я (норм общественного сознания).

Экзистенциальная концепция (Кьеркегор, Ясперс, Хайдеггер, Сартр, Камю) акцентирована на изучении человека в обычных и экстремальных условиях техногенной действительности. Речь идет о существовании индивида с точки зрения таких категорий как «забота», «страх», «ничто», «пограничная ситуация», «ответственность», «свобода», «гуманизм».

Природа и сущность человека, понятие антропосоциогенеза.

Природа (в широком смысле слова) – это все многообразие движущейся материи, ее свойств и состояний. Природа (в узком смысле слова) – это материальный мир, исключая социальную форму движения материи.

В философии древнего Китая человек рассматривается как микрокосм, который соединен с Космосом тысячью незримых связей, и они постоянно влияют друг на друга. Отсюда – неизменное чувство ответственности за свои действия на высшем «космическом» уровне.

Античная Греция – родоначальница европейского рационализма. Один из первых греческих мудрецов Фалес провозгласил: «Познай себя», а Сократ сделал человека предметом своей философии. А лозунг «Познай себя» он объяснил так: «Познай, кто ты есть, и будь им».

По мнению основоположника классической немецкой философии И. Канта, человек – это существо, предназначенное для общества.

В марксистской философии человек рассматривается как совокупность всех общественных отношений, как целостное единство биологического, психического и социального уровней (биосоциальное существо). В неклассической философии С. Кьеркегора человек – это единство конечного и бесконечного. В своем становлении человек проходит три стадии: 1) эстетическая; 2) этическая; 3) религиозная.

З. Фрейд рассматривал три основных уровня в структуре личности: 1) бессознательное – Оно (Ид) 2) предсознательное - Я (Эго); 3) сознательное – Сверх-Я (Супер – Эго).

Антропосоциогенез – это процесс становления человека и общества. Начало антропогенеза было одновременно началом социогенеза. Антропосоциогенез длился в течение 3,5 млн. лет, а 40 тыс. лет назад появился кроманьонец (современный человек). Антропосоциогенез зависит от характера взаимодействия природы и общества.

Современные учения об антропогенезе основаны на следующих теориях: - Теория происхождения жизни на земле на основе углеродных соединений (Опарин); - Теория развития живых организмов на основе естественного отбора (Дарвин); - Концепция направленного мутирования, т.е. закрепления определенных изменений в генах (Берг,Алексеев).

Все они доказывают естественное происхождение человека, т.е. то, что «человек– это детище природы».

Философию ХХ-XXI вв. интересует живой конкретный человек с его чувствами, поисками самого себя и своего смысла в жизни. «Как само общество производит человека как человека, так и он производит общество» (К. Маркс).

Дата: 2019-02-19, просмотров: 253.