Античная философия: от мифа к логосу
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Античная философия – это совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом и древнеримском обществе с конца 7 в. д.н.э. по 5 в. н.э.

В развитии античной философии выделяют 4 этапа:

1) Досократическая философия.

2) Классический этап (Сократ, Платон, Аристотель).

3) Эллинистический этап, связанный с упадком греческих городов и установлением господства Македонии.

4) Римская философия.

Фалес впервые в философии выдвинул проблему первоначала в качестве основной проблемы философии. Первоначалом всего он считал воду: из воды все возникает и в воду все возвращается.

Основная проблема философии Сократа – проблема субъекта (человека). Сократ выдвинул лозунг: «Познай самого себя», то есть познай, кто ты есть и будь им.

Учеником Сократа был Платон. Платон (427-347 гг. д.н.э.), являлся основателем первой Академии, т.е. философской школы. В этой школе изучали 4 основные дисциплины:

1) диалектику; 2) математику; 3) астрономию; 4) музыку.

Всю действительность Платон разделил на два мира: • мир идей; • материальный мир.

Платон выделял 3 части души: 1) разум; 2) воля и благородные желания; 3) чувственность.

Учеником Платона был Аристотель (384-322 гг. д.н.э.). По Аристотелю: философия – это учение о всеобщем, знание общего; мудрость – это знание причин всех явлений. Философия делится на 3 части: 1) теоретическая: метафизика, физика, математика. 2) практическая: политика, этика, риторика. 3) изобразительная: поэтика, риторика.

Аристотель заявил: «Платон мне друг, но истина дороже» и подверг критике платоновскую теорию идей. Во-первых, он утверждал, что идеи не находятся в каком-либо потустороннем мире, и во-вторых, что они находятся в самих вещах.

Философия Средневековья.

Средневековая философия охватывает период с 5 по 15 века. Главное отличие средневекового мышления в том, что оно пронизано проблемами религии. Выделяют два основных этапа средневековой философии:

1) Патристика (1-6 вв.) – учение отцов церкви. Вершина патристики – Августин Блаженный.

2) Схоластика (расцвет 11-15 вв.). Вершина схоластики – Фома Аквинский.

Августин Блаженный (354-430 гг. н.э.). Августин был убежден, что многие люди живут, не понимая себя. Каждый человек представляет для себя вопрос, который необходимо решить. Бог сотворил время, находясь вне времени. Человек же неразрывно связан со временем, для него настоящее распадается на 3 составляющие: 1) настоящее прошлого, 2) настоящее настоящего, 3) настоящее будущего. «Разумей, чтобы верить, верь, чтобы разуметь», – девиз философии Августина.

Фома Аквинский (1225-1274) является основателем томизма – учения, использующего рациональные аргументы для обоснования бытия бога. Аквинский утверждал, что человека нужно изучать целиком, то есть в единстве души и тела. Тело – это не человек, также дух – не человек. Человек – это существо промежуточное между животным и ангелом.

Основные идеи средневековой философии:

• Принцип абсолютной личности, то есть Бога.

• Теоцентризм – принцип, согласно которому, источником всякого бытия, блага и красоты является Бог.

• Монотеизм – Бог един и уникален.

• Креационизм – это учение о сотворении мира Богом из ничего.

• Провиденциализм – понимание истории как осуществления плана спасения человечества, заранее предусмотренного Богом.

• Средневековый антропоцентризм – человек не просто микрокосм, а повелитель всего, созданного для него. Человек обладает не двумя, а тремя измерениями: тело, душа, духовность.

Философия Возрождения.

Эпоха Возрождения – это период перехода от средневековья к Новому времени. Она охватывает период с 14 по 16 века. Возрождение связано с новым расцветом античной культуры, науки и философии. Философское творчество разворачивается в форме «осовременивающего воспоминания». Основные идеи философии данной эпохи:

• Антропоцентризм: основное внимание направлено не на Бога, а на человека.

• Гуманизм: стремление к человечности, к созданию условий для достойной человека жизни, признание человека личностью, его права на творчество, свободу и счастье. Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о смысле и цели своего бытия.

• Человек никому не подражает: ни Богу, ни природе. Он сам по себе деятелен.

• Личностно-материальное понимание мира, то есть все существующее понимается в отношении человека, с акцентом на его телесной сущности.

• Идея превосходства эстетического понимания мира над моральным и научным.

• Натурфилософское понимание мира. Это означало естественный подход к познанию законов мироустройства (Николай Кузанский).

• Пантеизм – учение, согласно которому Бог растворен в природе и присутствует в ней, как необходимость (Д. Бруно).

Яркими представителями эпохи Возрождения являются М. Монтень, Т. Мор, Т. Кампанелла, Ф. Петрарка, Р. Бэкон.

Николай Кузанский (1401-1464) – немецкий философ и ученый. Бог – абсолютный максимум (абсолют): он – все, в нем – все, потому что он – «высший предел». Бог есть «все во всем». Он есть причина и сущность всего сущего, содержит мир в себе. Земля не есть центр мира, ибо Бог – центр всего в мире.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 259.