Исторические типы мировоззрения. Мировоззрение на рубеже 20-ого-21-ого веков.
Различают 4 исторических типа мировоззрения:
1) Мифология – исторически первая нерасчлененная форма духовной культуры человечества, содержащая в себе зачатки религии, науки, искусства, морали и других форм общественного сознания. Мифологическое мировоззрение дает образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции.
2) Религиозное мировоззрение основано на вере в существование сверхъестественных сил и их определяющей роли в мироздании и деятельности человека.
3) Житейско-обыденное – существует в форме здравого смысла, рассудка и ориентировано на практические вопросы.
4) Философское мировоззрение – это исторически первая форма теоретического мировоззрения. Философия – это теоретически сформулированное мировоззрение, совокупность самых общих теоретических взглядов на мир, место человека в нем и уяснение различных форм отношения человека к миру.
Философия Древнего Востока.
Восточная философия создает непосредственное восприятие мира, не вводя мысль в жесткие логические формы, в которые вводит философская мысль Запада. Восточные мыслители рассматривают цель жизни и жизнь, не отрывая друг от друга. Они не просто провозглашают истину, но одновременно стремятся указать путь к ней.
Колыбелью цивилизации был Древний Восток, и прежде всего три региона:
Ближний Восток; Индия; Китай.
Первые доказательства существования письменности на рубеже 4 – 3 тысячелетий д.н.э. были получены на территории Месопотамии и Египта. Первоначально человек выражал свое отношение к миру в мифах (образная картина мира, сочетающая в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции). В них он пытался дать ответ на вопросы о предназначении индивидуального человеческого существования. Так в «Эпосе о Гильгамеше» рассматриваются проблемы бессмертия, жизни и смерти, смысла жизни.
Однако в Месопотамии и других областях Ближнего Востока не произошло отделения науки и философии от мифологического понимания мира.
Философия Древней Индии возникла в середине 1 тысячелетия д.н.э., когда на территории современной Индии стали формироваться государства. Древнейший памятник индийской философии – это Веды.
Философские традиции Индии.
Философия Древней Индии возникла в середине 1 тысячелетия д.н.э., когда на территории современной Индии стали формироваться государства. Древнейший памятник индийской философии – это Веды, включавшие в себя 4 сборника:
1) Ригведы 2) Брахманы 3) Араньяки 4) Упанишады
Ригведы – это знание гимнов, Брахманы – религиозные тексты, Араньяки –
нравственный кодекс для отшельников, Упанишады развивали идеи брахмана как высшей духовной субстанции мира. Согласно концепции круговорота жизни, человеческая жизнь рассматривается как определенная форма бесконечной цепи перерождений. Закон кармы диктует постоянные включение в круговорот перерождений и детерминирует будущее рождение, которое является результатом всех деяний, предшествующих жизни. Только тот, кто совершал благие действия, жил в согласии с действующей моралью, родится в будущей жизни как представитель высшего сословия.
Различают три основных варны (касты, сословия): 1) брахманы; 2) кшатрии; 3) вайшья. Те люди, чьи действия не были правильными, могут в будущей жизни родиться как члены низшей варны.
Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем, делящихся на две большие группы:
1) ортодоксальные школы, признающие авторитет Вед: веданта, йога, санхья, вайшешика;
2) неортодоксальные школы, не признающие авторитет Вед: джайнизм, буддизм.
Философская школа «йога» возникла во 2 в. н.э. Основатель–Патанджами, являющийся автором Трактата «Йога-сутра». В йоге рассматриваются необходимые этапы для совершенствования души человека и перехода его к брахме. В человеке выделяют 3 составляющие:
• физическое тело; • тонкое тело (чувство, разум, самосознание); • чистое сознание (душа).
Философия йоги исходит из признания необходимости медитаций, то есть размышлений, цель которых приведение психики человека в состояние углубленности и сосредоточения, что сопровождается телесной расслабленностью и отсутствием эмоциональных проявлений, отрешенностью. Правила психологически ориентированной тренировки включают:
1) самообладание (яма), т.е. дисциплина тела;
2) овладение дыханием при определенных положениях тела, т.е. дисциплина дыхания;
3) изоляция чувств от внешних влияний, т.е. дисциплина чувств;
4) концентрация мысли;
5) медитация;
Буддизм возник в 6 в. д.н.э. в Северной Индии. Основатель – Гаутама, которого впоследствии прозвали Буддой. Правильный жизненный путь, согласно Гаутаме, отвергает крайности. Центром его учения являются 4 благородные истины:
1) существование человека неразрывно связано со страданием;
2) причиной страдания является «жажда», т.е. сильные желания и страсти;
3) устранение причин страдания связано с устранением этой «жажды»;
4) путь, ведущий к устранению этой «жажды» – это благой восьмеричный путь,
заключающийся в следующем: • правильное суждение; • правильное решение; • правильная речь; • правильная жизнь; • правильное стремление; • правильное внимание; • правильное сосредоточение; • избавление от страданий через правильное познание и достижение нирваны.
Нирвана – это состояние полной невозмутимости, освобождение от всего, что приносит боль, отвлечение от внешнего мира (буквально – угасание).
Философские традиции Китая.
Источниками древнекитайской философии являются 5 книг: 1) книга песен 2) книга истории Шудзын 3) книга порядка Лишу 4) книга весны и осени 5) книга перемен.
Согласно китайской философии человек возникает тогда, когда изначальный Ци делится на два противоположных начала Инь и Ян (свет и тьму). Мужской дух Ян стал управлять небом, а женский Инь – землей. Человек призван преодолеть эту «расколотость» мира, ибо объединяет в себе темное и светлое, мужское и женское, покой и движение. Вместе с небом и землей человечество составляет великую триаду, каждый член которой порождает свой особый мир. Меж небом и землей человек драгоценнее всего, но мир создан не ради человека. Человек лишь предпоследнее звено развития мира. Человек– это микрокосм, который связан с космосом тысячей незримых связей, и они постоянно влияют друг на друга. Отсюда неизменное чувство ответственности за свои действия на высшем космическом уровне.
В философии Древнего Китая выделяют 3 фундаментальных числа:
2 – Инь и Ян, 3 – небо, человек, земля, 5 – огонь, земля, вода, дерево, металл.
В пространстве времени человек обращен к прошлому, а к будущему повернут спиной. Будущее не привлекает особого внимания, ведь время движется по кругу, и все возвращается к своему первоистоку. Возвращается к своим истокам и каждый отдельно взятый человек. Отсюда смерть – это лишь возвращение и одновременное превращение. Жизнь – это лишь сон и не нужно бояться великого «пробуждения».
Конфуций (551 - 479 гг. д.н.э.) В центре его философии находятся проблемы человека и воспитания. Его занимала проблема умственного и нравственного облика человека. Он первым разработал концепцию идеального человека – Цзюнь-цзы – «благородного мужа» не по происхождению, а благодаря воспитанию в себе высоких нравственных качеств. Он должен обладать человечностью (любовью к людям). «Для того чтобы познать новое, необходимо изучать старое. Учение без размышления бесполезно, размышление без учения опасно».
Философия Средневековья.
Средневековая философия охватывает период с 5 по 15 века. Главное отличие средневекового мышления в том, что оно пронизано проблемами религии. Выделяют два основных этапа средневековой философии:
1) Патристика (1-6 вв.) – учение отцов церкви. Вершина патристики – Августин Блаженный.
2) Схоластика (расцвет 11-15 вв.). Вершина схоластики – Фома Аквинский.
Августин Блаженный (354-430 гг. н.э.). Августин был убежден, что многие люди живут, не понимая себя. Каждый человек представляет для себя вопрос, который необходимо решить. Бог сотворил время, находясь вне времени. Человек же неразрывно связан со временем, для него настоящее распадается на 3 составляющие: 1) настоящее прошлого, 2) настоящее настоящего, 3) настоящее будущего. «Разумей, чтобы верить, верь, чтобы разуметь», – девиз философии Августина.
Фома Аквинский (1225-1274) является основателем томизма – учения, использующего рациональные аргументы для обоснования бытия бога. Аквинский утверждал, что человека нужно изучать целиком, то есть в единстве души и тела. Тело – это не человек, также дух – не человек. Человек – это существо промежуточное между животным и ангелом.
Основные идеи средневековой философии:
• Принцип абсолютной личности, то есть Бога.
• Теоцентризм – принцип, согласно которому, источником всякого бытия, блага и красоты является Бог.
• Монотеизм – Бог един и уникален.
• Креационизм – это учение о сотворении мира Богом из ничего.
• Провиденциализм – понимание истории как осуществления плана спасения человечества, заранее предусмотренного Богом.
• Средневековый антропоцентризм – человек не просто микрокосм, а повелитель всего, созданного для него. Человек обладает не двумя, а тремя измерениями: тело, душа, духовность.
Философия Возрождения.
Эпоха Возрождения – это период перехода от средневековья к Новому времени. Она охватывает период с 14 по 16 века. Возрождение связано с новым расцветом античной культуры, науки и философии. Философское творчество разворачивается в форме «осовременивающего воспоминания». Основные идеи философии данной эпохи:
• Антропоцентризм: основное внимание направлено не на Бога, а на человека.
• Гуманизм: стремление к человечности, к созданию условий для достойной человека жизни, признание человека личностью, его права на творчество, свободу и счастье. Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о смысле и цели своего бытия.
• Человек никому не подражает: ни Богу, ни природе. Он сам по себе деятелен.
• Личностно-материальное понимание мира, то есть все существующее понимается в отношении человека, с акцентом на его телесной сущности.
• Идея превосходства эстетического понимания мира над моральным и научным.
• Натурфилософское понимание мира. Это означало естественный подход к познанию законов мироустройства (Николай Кузанский).
• Пантеизм – учение, согласно которому Бог растворен в природе и присутствует в ней, как необходимость (Д. Бруно).
Яркими представителями эпохи Возрождения являются М. Монтень, Т. Мор, Т. Кампанелла, Ф. Петрарка, Р. Бэкон.
Николай Кузанский (1401-1464) – немецкий философ и ученый. Бог – абсолютный максимум (абсолют): он – все, в нем – все, потому что он – «высший предел». Бог есть «все во всем». Он есть причина и сущность всего сущего, содержит мир в себе. Земля не есть центр мира, ибо Бог – центр всего в мире.
Аналитическая философия.
Одна из отличительных черт интеллектуальной культуры XX столетия - развитие и нарастающее влияние аналитической философии. У ее истоков стояли английские философы Джордж Эдвард Мур и Бертран Рассел, а также немецкий логик и математик Готлоб Фреге. Общая характерная черта аналитической философии - детальное исследование языка с целью решения философских проблем. Внутри аналитической философии выделяют два направления: философию логического анализа (интересуются философией и логикой науки) и философию лингвистического анализа (считают такую ориентацию искусственной и слишком узкой).
Развивать аналитическую философию начали Мур и Рассел. Внимание Рассела сосредоточилось на аналитических возможностях символической логики и исследовании основ математики. Мура же занимал анализ философских понятий и проблем средствами обычного языка и здравого смысла. Мур - английский философ. В решении проблем теории познания он выступил как убежденный реалист, а по методам исследования - как аналитик. Мур дал талчок аналитическому движению в философии. Вслед за ним пришел Б.Рассел. Его интересы были связаны с математикой и логикой. Важнейшие открытия Рассела - теория описаний и теория логических типов. Главный предмет теории описаний - выражения, обеспечивающие связь языка с реальностью. В теории типов Рассел предложил четко разграничить классы понятий по степени их общности.
В аналитической философии XX века есть важные философские достижения: осмысление тесной связи человеческого опыта с речевой коммуникацией, схемами языка, новое понимание философской мысли, философских проблем.
Синергетика.
Синергетика — наука, занимающаяся изучением процессов самоорганизации (процесс упорядочения элементов одного уровня в системе за счёт внутренних факторов) и возникновения, поддержания, устойчивости и распада структур самой различной природы. Синергетика - универсальная теория эволюции, дающая единую основу для описания механизмов возникновения любых новаций.
Область исследования синергетики распространяется на все отрасли естествознания. Общим признаком является рассмотрение динамики любых необратимых процессов.
В рамках синергетического подхода исследуются сложные системы в неравновесном состоянии. Самоорганизация в таких системах выступает как процесс, приводящий к образованию новых структур, свойств и качеств. В стабильном состоянии система действует на основе принципа детерминизма, ее элементы подчиняются факторам порядка. Постепенно возрастают отклонения величин в функционировании системы. Усиление их ведет к нарушению равновесия, разрушению системы. Система оказывается в переломной ситуации, требующей от нее выбора. В процессе выбора система приобретает новые свойства.
Культура и цивилизация.
Ж. П. Сартр: «Культура – это зеркало, в которое смотрится человек».
Культура – это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженных в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в созданных ими материальных и духовных ценностях.
Т. е в узком смысле слова, культура – это сфера духовной жизни людей.
Структура культуры включает в себя: 1) деятельность по созданию ценностей; 2) материальные и духовные ценности; 3) саморазвитие человека, которое происходит как в процессе создания ценностей, так и в процессе их освоения.
Особенности культуры:
1) Культура – это небиологическая деятельность человека, выражающая его
сущностные силы. Не может быть прогресс построен «на хотя бы одной слезинке ребенка» (Достоевский, Соловьев). 2) Культура – мера развития человечности. 3) Культура выполняет важнейшую адаптационную функцию. Эта функция возникла с первыми наскальными рисунками, с первыми религиозными обрядами. 4) Культура выполняет образовательную, воспитательную, познавательную и регулирующие функции.
Можно выделить три этапа развития общества: 1) дикость, 2) варварство,3) цивилизация.
Определения цивилизации:
1. Синоним культуры. 2. Общество на определённой стадии развития. 3. Уровень развития общества в целом. 4. Совокупность технологических достижений человечества.
Этап цивилизации включает в себя:
а) рабовладельческое общество, б) аграрно-феодальная цивилизация, в) цивилизация буржуазного типа.
Шпенглер говорил, что бессмысленно говорить о человечестве в целом, надо изучать отдельные культуры. Шпенглер выделял восемь культур:
1. Египетская. 2. Индийская. 3. Вавилонская. 4. Китайская. 5. Греко-римская.
6. Византийско-арабская. 7. Майя. 8. Русско-сибирская.
Этапы развития цивилизации связаны с социотехническими революциями:
1) Этап перехода от общества собирательного типа, ведущего полудикий
образ жизни, к аграрной цивилизации. Этот этап связывают с неолитической революцией, т.е. переходом к «производящему» обществу. Он включает в себя первобытное, рабовладельческое, феодальное общество.
2) Промышленная революция 18 века и становление буржуазного общества привели к индустриальной цивилизации.
3) 40–50-е гг. ХХ века связаны с научно-технической революцией и переходом к постиндустриальной цивилизации («обществу знания»). На смену постиндустриальному обществу идет информационное общество.
Философия безопасности.
Философия безопасности – это комплексное направление, связанное с разработкой: 1) определений рисков, угроз современного мира, 2) методологии мониторинга, 3) комплексных мероприятий имеющих целью минимизацию последствий природных и техногенных катастроф, 4) моделей и практик выживания человека в экстремальных условиях, агрессивной среде, 5) моделей и практик мобилизации внутренних ресурсов организма, 6) психологии стресса, 7) методологии управления специальными структурами в нештатных ситуациях, 8) концепций устойчивого развития, 9) методологии автоматизированных систем безопасности.
Безопасность ассоциируется с национальными интересами, конфиденциальностью информации, гарантиями личной защищенности, охранными функциями и системами, методиками жизнедеятельности в экстремальных условиях, санэпидемиологическими гарантиями качества окружающей среды, воды, продуктов питания, изделий. Существует ряд инженерных специальностей связанных с разработкой систем безопасности. Речь идет о системах, которые используются в транспортных средствах, на энергетических объектах, в промышленности, строительстве, горнодобывающей отрасли, в офисах, в местах, где осуществляется пропускной режим, в информационных структурах, научных лабораториях, в спортивной инженерии, шоу-индустрии, культовых сооружениях для охраны духовных реликвий и прихожан, культурных ценностей. В связи с этим говорят о биологической, химической, геофизической, сейсмической, военной, техногенной, ядерной безопасности.
Государственная значимость философии безопасности проявляется в формировании мировоззрения национальной безопасности.
Исторические типы мировоззрения. Мировоззрение на рубеже 20-ого-21-ого веков.
Различают 4 исторических типа мировоззрения:
1) Мифология – исторически первая нерасчлененная форма духовной культуры человечества, содержащая в себе зачатки религии, науки, искусства, морали и других форм общественного сознания. Мифологическое мировоззрение дает образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции.
2) Религиозное мировоззрение основано на вере в существование сверхъестественных сил и их определяющей роли в мироздании и деятельности человека.
3) Житейско-обыденное – существует в форме здравого смысла, рассудка и ориентировано на практические вопросы.
4) Философское мировоззрение – это исторически первая форма теоретического мировоззрения. Философия – это теоретически сформулированное мировоззрение, совокупность самых общих теоретических взглядов на мир, место человека в нем и уяснение различных форм отношения человека к миру.
Философия Древнего Востока.
Восточная философия создает непосредственное восприятие мира, не вводя мысль в жесткие логические формы, в которые вводит философская мысль Запада. Восточные мыслители рассматривают цель жизни и жизнь, не отрывая друг от друга. Они не просто провозглашают истину, но одновременно стремятся указать путь к ней.
Колыбелью цивилизации был Древний Восток, и прежде всего три региона:
Ближний Восток; Индия; Китай.
Первые доказательства существования письменности на рубеже 4 – 3 тысячелетий д.н.э. были получены на территории Месопотамии и Египта. Первоначально человек выражал свое отношение к миру в мифах (образная картина мира, сочетающая в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции). В них он пытался дать ответ на вопросы о предназначении индивидуального человеческого существования. Так в «Эпосе о Гильгамеше» рассматриваются проблемы бессмертия, жизни и смерти, смысла жизни.
Однако в Месопотамии и других областях Ближнего Востока не произошло отделения науки и философии от мифологического понимания мира.
Философия Древней Индии возникла в середине 1 тысячелетия д.н.э., когда на территории современной Индии стали формироваться государства. Древнейший памятник индийской философии – это Веды.
Философские традиции Индии.
Философия Древней Индии возникла в середине 1 тысячелетия д.н.э., когда на территории современной Индии стали формироваться государства. Древнейший памятник индийской философии – это Веды, включавшие в себя 4 сборника:
1) Ригведы 2) Брахманы 3) Араньяки 4) Упанишады
Ригведы – это знание гимнов, Брахманы – религиозные тексты, Араньяки –
нравственный кодекс для отшельников, Упанишады развивали идеи брахмана как высшей духовной субстанции мира. Согласно концепции круговорота жизни, человеческая жизнь рассматривается как определенная форма бесконечной цепи перерождений. Закон кармы диктует постоянные включение в круговорот перерождений и детерминирует будущее рождение, которое является результатом всех деяний, предшествующих жизни. Только тот, кто совершал благие действия, жил в согласии с действующей моралью, родится в будущей жизни как представитель высшего сословия.
Различают три основных варны (касты, сословия): 1) брахманы; 2) кшатрии; 3) вайшья. Те люди, чьи действия не были правильными, могут в будущей жизни родиться как члены низшей варны.
Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем, делящихся на две большие группы:
1) ортодоксальные школы, признающие авторитет Вед: веданта, йога, санхья, вайшешика;
2) неортодоксальные школы, не признающие авторитет Вед: джайнизм, буддизм.
Философская школа «йога» возникла во 2 в. н.э. Основатель–Патанджами, являющийся автором Трактата «Йога-сутра». В йоге рассматриваются необходимые этапы для совершенствования души человека и перехода его к брахме. В человеке выделяют 3 составляющие:
• физическое тело; • тонкое тело (чувство, разум, самосознание); • чистое сознание (душа).
Философия йоги исходит из признания необходимости медитаций, то есть размышлений, цель которых приведение психики человека в состояние углубленности и сосредоточения, что сопровождается телесной расслабленностью и отсутствием эмоциональных проявлений, отрешенностью. Правила психологически ориентированной тренировки включают:
1) самообладание (яма), т.е. дисциплина тела;
2) овладение дыханием при определенных положениях тела, т.е. дисциплина дыхания;
3) изоляция чувств от внешних влияний, т.е. дисциплина чувств;
4) концентрация мысли;
5) медитация;
Буддизм возник в 6 в. д.н.э. в Северной Индии. Основатель – Гаутама, которого впоследствии прозвали Буддой. Правильный жизненный путь, согласно Гаутаме, отвергает крайности. Центром его учения являются 4 благородные истины:
1) существование человека неразрывно связано со страданием;
2) причиной страдания является «жажда», т.е. сильные желания и страсти;
3) устранение причин страдания связано с устранением этой «жажды»;
4) путь, ведущий к устранению этой «жажды» – это благой восьмеричный путь,
заключающийся в следующем: • правильное суждение; • правильное решение; • правильная речь; • правильная жизнь; • правильное стремление; • правильное внимание; • правильное сосредоточение; • избавление от страданий через правильное познание и достижение нирваны.
Нирвана – это состояние полной невозмутимости, освобождение от всего, что приносит боль, отвлечение от внешнего мира (буквально – угасание).
Философские традиции Китая.
Источниками древнекитайской философии являются 5 книг: 1) книга песен 2) книга истории Шудзын 3) книга порядка Лишу 4) книга весны и осени 5) книга перемен.
Согласно китайской философии человек возникает тогда, когда изначальный Ци делится на два противоположных начала Инь и Ян (свет и тьму). Мужской дух Ян стал управлять небом, а женский Инь – землей. Человек призван преодолеть эту «расколотость» мира, ибо объединяет в себе темное и светлое, мужское и женское, покой и движение. Вместе с небом и землей человечество составляет великую триаду, каждый член которой порождает свой особый мир. Меж небом и землей человек драгоценнее всего, но мир создан не ради человека. Человек лишь предпоследнее звено развития мира. Человек– это микрокосм, который связан с космосом тысячей незримых связей, и они постоянно влияют друг на друга. Отсюда неизменное чувство ответственности за свои действия на высшем космическом уровне.
В философии Древнего Китая выделяют 3 фундаментальных числа:
2 – Инь и Ян, 3 – небо, человек, земля, 5 – огонь, земля, вода, дерево, металл.
В пространстве времени человек обращен к прошлому, а к будущему повернут спиной. Будущее не привлекает особого внимания, ведь время движется по кругу, и все возвращается к своему первоистоку. Возвращается к своим истокам и каждый отдельно взятый человек. Отсюда смерть – это лишь возвращение и одновременное превращение. Жизнь – это лишь сон и не нужно бояться великого «пробуждения».
Конфуций (551 - 479 гг. д.н.э.) В центре его философии находятся проблемы человека и воспитания. Его занимала проблема умственного и нравственного облика человека. Он первым разработал концепцию идеального человека – Цзюнь-цзы – «благородного мужа» не по происхождению, а благодаря воспитанию в себе высоких нравственных качеств. Он должен обладать человечностью (любовью к людям). «Для того чтобы познать новое, необходимо изучать старое. Учение без размышления бесполезно, размышление без учения опасно».
Дата: 2019-02-19, просмотров: 294.