Эпоха Возрождения передала 17 веку нерешенные проблемы теории познания и метода.
17 век называют веком великих систем, веком философии, эпохой рационализма.
Фрэнсис Бэкон (эмпиризм - опыт). Бэкон писал, что философия – это наука о реальном мире, основанная на опытном познании. Сам философ был приверженцем теории двойственной истины, различая истины откровения (теологии) и истины философии. Исходный момент познавательной деятельности – чувства.
Рене Декарт (Рационализм – мышление). Философия, по Декарту – это познание истины по ее первопричинам («Вся философия подобна дереву…»). Основной тезис: «Мыслю – значит, существую».
Джон Локк (Сенсуализм). Сенсуализм – это учение, согласно которому, чувства и ощущения являются основой познания. Основной тезис Локка: «Нет ничего в разуме, чего не было бы в ощущениях». Душа человека – это чистый лист бумаги, на который опыт наносит свои письмена. Не существует ни практических, ни теоретических врожденных идей. Все идеи возникают из опыта, который может быть двух видов: внешний и внутренний. Внешний опыт (ощущения) дает нам простые идеи. Внутренний опыт (рефлексия) – дает нам идеи о наших собственных состояниях, таких как мышление, волнение, тревога и т.д.
Томас Гоббс (1588-1679) в своем сочинении «Левиафан» развивал учение о государстве. «Все люди одинаковы от природы и стремятся к хорошей жизни, но так как от природы люди равны, то ни один не хочет уступить другому». До возникновения государства в «естественном состоянии» идет «война всех против всех».
Немецкая классическая философия: Кант, Гегель, Фейербах.
Кант, в отличие от своих предшественников, которые делали предметом исследования объект, т.е. природу, Кант сделал предметом философии – познание субъекта. Главным предметом философии, по Канту, является человек, «ибо он для себя есть своя последняя цель». Теоретическая деятельность Канта делится на два периода:
1) Докритический период (до70-х гг. 18 века). В этот период он развивал идею саморазвития природы.
2) Критический период (после70-х гг. 18 века) характеризуется созданием системы критического идеализма.
Кант делит все знание на:
1) априорное (доопытное);
2) апостериорное (послеопытное).
Познание человека начинается с ощущения, но с помощью ощущений человек познает лишь явления, а сущность вещей остается непознаваемой. В «Метафизике нравов» содержится комплекс главных нравственных обязанностей человека, по Канту: 1) обязанность по отношению к самому себе – это долг человека заботится о сохранении своей жизни и здоровья. 2) Две главных обязанности человека по отношению друг к другу – это любовь и уважение.
Гегель. Основное сочинение – «Феноменология духа». Философия – есть эпоха, схваченная в мыслях. Задача философии – изучить мир как целое, во всех его многообразных связях и развитии. Его философская система строится на понятии «абсолютная идея». Абсолютная идея есть результат логического процесса самореализации Мирового Духа (Разума), выраженного через систему философских категорий. Мировой Дух – является субстанцией мира, его основой и сущностью. Гегель открыл 3 закона диалектики:
• Закон единства и борьбы противоположностей, раскрывающий источник движущей силы развития.
• Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные, раскрывающий механизм развития.
• Закон отрицания, раскрывающий направление развития.
Фейербах. Основной вопрос философии – вопрос о соотношении тела и души человека. В центре философии – человек, но как родовое понятие, т.е. человек абстрактный. «Человек – единственный, универсальный и высший предмет философии». Природа человека не социальная, а чисто биологическая. Люди связаны между собой только природными, естественными отношениями.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 237.