Понятие способностей и задатков, их взаимосвязь
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Способности – свойства и качества (индивидуальные способности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественно-полезной деятельности. Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, которые составляют природную основу развития способностей. Рубинштейн: задатки являются предпосылками для развития способностей, но не определяют их.

 

Виды способностей.

Способности делятся по числу и характеру деятельности, для которой необходимы: 1) природные – естественные способности в основе своей биолог обусловленные связан с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизм получения типа условно-рефлекторных связей. 2) специфические – способности, имеющие общественно-истор происхождение и обеспечивает жизнь и развитие в социальной среде. Делятся на: общие, которые определяют успехи человек в самых различных видах деятельности и общения, и специальные – в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие. Теоритические, определяющие человека к абстракно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно практическим действиям. Учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Способности к общению, взаимодействию с людьми, а именно речь человека как средство общения, способности восприятия и оценки людей, соц-психол приспособляемости к различной обстановке, вхождения в контакт с различными людьми. По составу, строению: 1) элементарные (ощущение, глазомер, муз слух) 2) сложные (учебные, трудовые, общения) По значимости деятельности: 1) ведущие 2) вспомогательные, подчиненные. По уровню развития: 1) репродуктивные – способность действовать по образцу. 2) творческие – способность создавать новое.

Уровни развития способностей. Одаренность, талант, гениальность.

Талант – высшая степень способностей личности в определенной деятельности. Гений(гениальность) – высшая степень творческих проявлений личности. С уровнем развития способностей связано особое понятие – одаренность – ей обладает человек, способный ко многим и различным видам деятельности.

Понятие эмоций. Роль эмоций в жизни человека.

Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного и неприятного, отношение человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Виды и функции эмоций.

Виды: 1) по интенсивности 2) степени выраженности 3) осознанности. Осознанности бывают: 1) настроение – слабовыраженное неинтенсивное достаточно устойчивое эмоцианальное состояние. 2) Аффект – быстровозникающие, бурнопротекающие, интенсивное, вызванная стимулом, способность адекватно воспринимать мир. Поведение в этом состоянии импульсивное. 3) собственные эмоции – возникают по поводу удовольствия и недовольства, хорошо осознаются. Функции: управляющая – эмоции управляют поведением; отрицательно-оценочная: придает окраску происходящим событиям и помогает оценить прошлое, происходящее и будущее; защитная – связанная с ощущением страха, который предупреждает о реальной опасности; мобилизирующая – страх способствует мобилизации ресурсов организма за счет выброса адреналина; дизорганизующая – чрезмерные эмоции нарушают ход обычных действий; компенсаторная – возникает недостаток информации при встрече с новым объектом и при принятии решений; сигнальная – выражается в эмоцианальном тоне и способствует привлечению внимания.

Понятия и виды чувств.

Чувство – высшая, культурно обусловленная эмоция человека, связанная с некоторым социальным объектом. Виды: 1) моральные – все чувства, которые испытывает человек при восприятии явлений действительности под углом действия зрения нравственного начала. 2) интеллектуальные - связаны с умственной познавательной деятельностью, и постоянно сопровождаются мыслительными процессами, т е выражают свое отношение к мыслям. 3) эстетические – в процессе общественного развития человек приобрел способность воспринимать явления окружающей действительности, руководствуясь не только моральными нормами и понятиями прекрасного, по и эстетическим переживаниями, которые очень многообразны. 4)практические – область чел практики, позволяющая активно взаимодействовать с окр миром.

Воля и волевые качества.

Воля – регулятор человеческого поведения. Является важным элементом психики человека. Волевые действия: 1) простые – человек без колебаний идет к намеченной цели. 2) сложные имеют следующие этапы: 1) осознание цели и стремление достичь её. 2) осознание ряда возможных достижений 3) проявление мотивов 4) борьба мотивов и выбор 5) принятие решений 6) осуществление этого решения. 7) преодоление внешних препятствий. Волевые усилия – особые состояния нервно-психического напряжения, мобилизирующего моральные, физические, интелектуальные силы человека. Необходимости сильной воли возникают при трудных ситуациях и сложном протиречивом внутр мире.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 178.