Сознание человека и психика животных. Свойства сознания,виды
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сознание- высший уровень психич. Отражения и регуляции, присущий только человеку, как общественно-историческому существу. Сознание можно рассм как непрерывно меняющийся объект совокупных чувственных и умственных образов.

Характерные черты сознания: активность, направленность на какой-либо предмет, способность к рефлексии, наличие мотивов и ценностей, динамика развития.

Виды сознания человека:

1)житейское сознание(возникает при взаимодействии с вещами)

2)проективное(задачи, связанные с проектированием и реализацией конкретных целей)

3)научное(опирается на научные понятия)

4)эстетическое(связано с эмоц восприятием окружающего мира)

5)этическое(определяет нравственные установки человека)

Различие психики животных и человека:

1. Животное может действовать только в рамках ситуации, которая воспринимается непосредственно, а все осуществляемые им акты ограничены биологическими потребностями.

2. Животные способны использовать предметы в качестве орудия, но ни одно животное не может создать орудие труда. Животные не живут в мире постоянных вещей, не выполняют коллективных действий.

3. Отличие психики животных и человека состоит в чувствах. Животные также способны переживать положительные или отрицательные эмоции, но только человек может сочувствовать в горе и т.д.

4. Условия развития психики животных и человека являются четвертым отличием. Развитие психики в животном мире подчинено биологическим законам, а развитие психики человека детерминируется общественно-историческими условиями.

 

 

Сознание и бессознательное.

Сознание – высший уровень псих отражения действительности человеком. Сознание определяет предварительное мысленное построение действий, контроль и управления поведением человека. Формы сознания:  индивидуальное и групповое (изучаются психологией), общественное – изучается обществ науками. Характерные черты сознания: активность, направленность на какой-либо предмет, наличие мотивов и ценностей, динамика развития, способность к рефлекции (сосредоточенность на себе).

Бессознательное — 1) совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета; 2) форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной рефлексии, составляя нерасчлененное целое. Бессознательное отличается от сознания тем, что отражаемая им реальность сливается с переживаниями субъекта, его отношениями к миру, поэтому в бессознательном невозможны произвольный контроль осуществляемых субъектом действий и оценка их результатов. В бессознательном зачастую прошлое, настоящее и будущее сосуществуют, объединяясь в каком-либо одном психическом акте (например, в сновидении). Бессознательное находит свое выражение в ранних формах познания ребенком действительности и первобытном мышлении, интуиции, аффектах, панике, гипнозе, сновидениях, привычных действиях, подпороговом восприятии (см. Субсенсорное восприятие), непроизвольном запоминании и т. д., а также в стремлениях, чувствах и поступках, причины которых не осознаются личностью.

 

Эволюция психики.

Постепенное, непрерывное, длительное развитие психики во времени. Обычно выделяют три уровня подобной эволюции: - межвидовой (постепенные изменения от простых форм к более сложным по мере развития видов животных от первых рыб к земноводным, рептилиям, птицам, млекопитающим и человеку); - внутривидовой (постепенном изменении психики по мере эволюции человека или животного); - онтогенетический (в процессе жизни человека (животного) от рождения до старости и смерти). Сама психика - как способность ощущения - возникла из раздражимости живых существ и развивалась в связи с образованием и развитием их нервной системы. В своей эволюции психика прошла ряд стадий: от ощущений до интеллекта и формирования сознания. Сознание как особенность психики человека является продуктом общественно-исторического развития общества, возможность существования которого обусловлена использованием и изготовлением орудий труда, элементов языка, знаний, социальных норм и т.п. элементов социального научения.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 264.