Запоминание - процесс, обеспечивающий удержание запечатленного материала в памяти. Условия: постановка цели, интерес и личная значимость информации, систематизация и переработка информации, личная установка на запоминание, повторение, мотивация.
Сохранение - процесс активной переработки, а также систематизация, обобщение и овладение информацией. Условия сохранения: установка личности на информацию, условия организации заучивания, влияние последней информации на новую, личностная переработка информации.
Узнавание – осознание того, что существует сходство между воспринятым и сохраненным в памяти. Виды: неопределенное (связано с чувством значимости), полное узнавание.
Воспроизведение – извлечение из памяти ранее сохраненной информации.
Забывание – невозможность восстановить ранее воспринятую информацию.
Механизмы развития и тренировки памяти.
Мы часто тренируем нашу память и внимание, используя различные бытовые ситуации в повседневной жизни. Мы запоминаем, что хотим купить в магазине, стараемся помнить дни рождения родственников, друзей и знакомых, пересказываем содержание недавно прочитанной книги или учебника – все это и многое другое является хорошей тренировкой памяти. Однако использование специальных упражнений дает нам возможность сконцентрироваться на конкретной цели развития определенной способности нашей памяти. Напрямую тренировать конкретную способность заучивать материал практически невозможно. Память всегда развивается в тесной связи с нашим вниманием, восприятием, мышлением, органами чувств и другими явлениями человеческой природы. Зрительные образы запоминаются большинством людей гораздо лучше, чем слуховые или тактильные, так как нервы, ведущие от глаза к мозгу, в двадцать раз толще, чем нервы, ведущие от уха к мозгу. Поэтому развитие визуального запоминания является важнейшей составляющей тренировки памяти. Без слуховой памяти трудно добиться успехов музыкантам, актерам, политикам и даже разведчикам. Чтобы понять, насколько важна слуховая память, можно вспомнить, что лекция запоминается лучше, чем просто прочитанный учебник или просмотренные слайды. Особенности слуховой памяти, заключается в том, что в отличие от зрительных впечатлений, которые воспринимаются быстрее, память часто лучше удерживает хорошо запомненные слуховые впечатления.
Роль мышления в познании мира человеком.
Мышление – процесс активного отражения действительности. Активность характеризует весь процесс познания в целом, но прежде всего – мышление. Применяя обобщение, абстрагирование и другие мыслительные приемы, человек преобразует знания о предметах действительности, выражая их не только средствами естественного языка, но и в символах языка формализованного, играющего важную роль в современной науке. Обобщенный и опосредствованный характер отражения действительности, неразрывная связь с языком, активный характер отражения – таковы основные особенности мышления. Отвлекаясь от конкретного в вещах и явлениях, мышление способно обобщать множество однородных предметов, выделять наиболее важные свойства, раскрывать существенные связи. Благодаря этим особенностям мышление является высшей по сравнению с чувственным познанием формой отражения действительности. Неправильно рассматривать мышление в отрыве от чувственного познания. В реальном познавательном процессе они находятся в неразрывном единстве, составляют стороны, моменты единого процесса познания.
Виды мышления
Теоритическое – познание законов и правил, разработка гипотез и концепций. Практическое – использование на практике законов и правил. Нагляднодейственное – решение проблемы в процессе практич. деятельности. Словесно-логическое - решение проблемы в словесной форме. Наглядно-образное – решение проблемы в образной форме. Аналитическое – продолжительна по времени, осознанно, основано на логике и анализе.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 222.