Личность состоит из индивида и индивидуала. Индивид – отдельный живой организм, особь, человек как отдельная личность в среде других людей. Индивидуал – сочетание психологических свойств человека определяет его уникальность и отличие от других людей. Личность – человек овладевает минимально необходимыми качествами, навыками, а также соц опытом включенным в решение социальных проблем и относящихся к другому человеку как к высшей ценности. Структура личности – три подхода: 1)дистимический – в нем личность состоит из 4 подструктур : биолог, психологич., структура социального опыта, структура направленности личности; 2) гуманистич – включает в себя осн характер личности и характер как целеустремленность, стремление к самосовершенствованию и самореализации, активная жизненная позиция, развитие творческих способностей, стремление к устойчивым доброжел отношениям между людьми, чувство вины, озабоченность благополучием др людей; 3) психологический характер – составляющие: темперамент, характер, способность, воля, эмоции, мотивы и потребности.
21. Основные концепции развития личности
Развитие личности - процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества. Складывающиеся в ходе этого процесса способности и функции воспроизводят в личности исторически сформировавшиеся человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых: тем самым процесс воспитания является ведущим в развитии его личности.
Развитие личности осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущих данной личности. Деятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, который складывается у человека с наиболее референтной группой (или лицом), является определяющим (ведущим) фактором развития личности. По А.В. Петровскому, в качестве предпосылки и результата Р. л. выступают потребности. При этом постоянно возникает внутреннее противоречие между растущими потребностями и реальными возможностями их удовлетворения.
Система межличностных отношений в группах, в свою очередь, порождает противоречие между потребностью индивида в персонализации и объективной заинтересованностью группы принимать лишь те проявления его индивидуальности, которые соответствуют ценностям, задачам и нормам функционирования и совместной деятельности.
В самом общем виде Развитие личности может быть представлено как процесс вхождения человека в новую социальную среду и интеграцию в ней в результате этого процесса. В случае, если индивид входит в относительно стабильную социальную общность, он при благоприятно складывающихся обстоятельствах проходит три фазы своего становления как личности.
1. Первая фаза (адаптация) предполагает усвоение действующих ценностей и норм и овладение соответствующими средствами и формами деятельности и тем самым до некоторой степени уподобление индивида другим членам той же общности.
2. Вторая фаза (индивидуализация) порождается обостряющимися противоречиями между необходимостью «быть таким как все» и стремлением индивида к максимальной персонализации, что характеризуется поиском средств и способов обозначения своей индивидуальности.
3. Третья фаза (интеграция) детерминируется противоречием между стремлением индивида быть идеально представленным своими особенностями и отличиями в общности (см. Персонализация), с одной стороны, и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те его индивидуальные особенности, которые способствуют ее развитию и тем самым развитию его самого как личности - с другой стороны.
Типология личности
При выделении типов личности учитываются ее устойчивые индивидные или социально сформированные характеристики, такие как особенности телесной конституции, свойства нервной системы, акцентуации и т.д. Однако наряду с психофизиологическими и психиатрическими критериями оценки, могут быть выделены наиболее общие основания, позволяющие типизировать личность в ее целостности и специфике психической деятельности.
Типы личности:
* Теоретическая. Человек, придающий приоритетное значение этой ценности, прежде всего, заинтересован в раскрытии истины.
* Экономическая. «Экономический» человек, в первую очередь, ценит то, что полезно и выгодно,
* Эстетическая. Такой человек преимущественно ориентирован на совершенную форму и гармонию.
* Социальная. Наивысшей ценностью для «социального» человека является любовь и признание людей.
* Политическая. Доминирующий интерес политического типа - власть. Ему соответствует «человек силы».
* Религиозная. Люди этого типа, главным образом, заинтересованы в понимании мира как единого целого, управляемого высшими силами, Богом, абсолютом или первопринципом.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 246.