Связь психологии с другими науками
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Предмет и задачи психологии

Психология , как наука изучает факты, закономерности и механизмы психики.

Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исторического развития общества.

Поведение человека с нормальной психикой всегда обусловлено воздействия объективного мира. Отражая внешний мир, человек не только познают законы развития природы и общества, но и оказывает на них определенное воздействие , чтобы приспособить окружающий мир к наилучшему удовлетворению своих материальных и духовных потребностей.

Задачи психологии:

1. Изучение качественных (структурных) особенностей психических процессов, как отражений объективной действительности.

2. Анализ становления и развития психических явлений в связи с обусловленностью психики объективными условиями жизни и деятельности человека.

3. Изучение физиологических механизмов, лежащих в основе психических процессов.

 

Связь психологии с другими науками

Между психологией и другими науками существует двусторонняя связь: в одних случаях психология использует достижения других наук для решения своих проблем, а в других - науки используют психологические знания для объяснения или решения определенных вопросов. Межпредметные связи психологии и других наук способствуют их взаимному развитию и применению на практике. Психология в разработке вопросов опирается на данные биологии, в частности анатомии и физиологии, на учение о высшей нервной деятельности. В свою очередь, данные психологии широко используются в медицине, в частности в психиатрии. С одной стороны, философия, социология и другие общественные науки предоставляют психологии возможность методологически точно и теоретически правильно подходить к пониманию психики и сознания человека, их происхождения и роли в жизни и деятельности людей. Исторические науки показывают психологии, как осуществлялось развитие психики и сознания людей на различных этапах становления общества и человеческих отношений. Педагогические науки предоставляют психологии информацию об основных направлениях обучения и воспитания людей, позволяющую ей вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов.

 

Характеристика отраслей психологии

Отрасли психологии разделяются на общие (фундаментальные) и прикладные (специальные). Общие отрасли ставят и решают проблемы, одинаково важные для развития всех без исключения научных направлений, а специальные – выделяют вопросы, представляющие особый интерес для познания какой-либо одной или нескольких групп явлений. В общей психологии выделяют психологию познавательных процессов и психологию личности Специальные отрасли подразделяются на генетическую психологию, психофизиологию, дифференциальную, возрастную, социальную, педагогическую, медицинскую, юридическую психологии, патопсихологию, психодиагностику, психотерапию.

Возрастная психология исследует психику в онтогенезе, т.е. ее развитие от зачатия человека до его смерти..

Педагогическая психология имеет своим предметом психику (учащегося и преподавателя) в условиях образовательного процесса (обучение и воспитание).

Психолингвистика занимается изучением речи как вида психики, использующей языковые системы в качестве внутреннего средства.

Медицинская психология исследует психику в условиях болезни: душевной или телесной.

Функции психологии.

Диагностическая функция означает анализ социально-психологических проблем клиентов, выявление их психологических особенностей в связи с их социальной средой. Основная цель такого анализа – установление диагноза.

Социализаторская (социально-терапевтическая) функция – это функция социальной терапии в широком смысле, выражающая разрешение установленных социально-психологических проблем на основе использования психолого-терапевтических методов и процедур.

Прогностическая функция выражается в установлении прогноза поведения личности, ее изменений и изменений социальной среды на основе выявленных закономерностей, особенностей их взаимодействия.

Профилактическая функция предполагает использование психопрофилактических методов по предотвращению негативных изменений поведения и деятельности клиентов, проведение своего рода профилактических прививок с целью закрепления социально - психологического иммунитета на будущее.

Сознание и бессознательное.

Сознание – высший уровень псих отражения действительности человеком. Сознание определяет предварительное мысленное построение действий, контроль и управления поведением человека. Формы сознания:  индивидуальное и групповое (изучаются психологией), общественное – изучается обществ науками. Характерные черты сознания: активность, направленность на какой-либо предмет, наличие мотивов и ценностей, динамика развития, способность к рефлекции (сосредоточенность на себе).

Бессознательное — 1) совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета; 2) форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной рефлексии, составляя нерасчлененное целое. Бессознательное отличается от сознания тем, что отражаемая им реальность сливается с переживаниями субъекта, его отношениями к миру, поэтому в бессознательном невозможны произвольный контроль осуществляемых субъектом действий и оценка их результатов. В бессознательном зачастую прошлое, настоящее и будущее сосуществуют, объединяясь в каком-либо одном психическом акте (например, в сновидении). Бессознательное находит свое выражение в ранних формах познания ребенком действительности и первобытном мышлении, интуиции, аффектах, панике, гипнозе, сновидениях, привычных действиях, подпороговом восприятии (см. Субсенсорное восприятие), непроизвольном запоминании и т. д., а также в стремлениях, чувствах и поступках, причины которых не осознаются личностью.

 

Эволюция психики.

Постепенное, непрерывное, длительное развитие психики во времени. Обычно выделяют три уровня подобной эволюции: - межвидовой (постепенные изменения от простых форм к более сложным по мере развития видов животных от первых рыб к земноводным, рептилиям, птицам, млекопитающим и человеку); - внутривидовой (постепенном изменении психики по мере эволюции человека или животного); - онтогенетический (в процессе жизни человека (животного) от рождения до старости и смерти). Сама психика - как способность ощущения - возникла из раздражимости живых существ и развивалась в связи с образованием и развитием их нервной системы. В своей эволюции психика прошла ряд стадий: от ощущений до интеллекта и формирования сознания. Сознание как особенность психики человека является продуктом общественно-исторического развития общества, возможность существования которого обусловлена использованием и изготовлением орудий труда, элементов языка, знаний, социальных норм и т.п. элементов социального научения.

Самосознание. Я-концепция.

САМОСОЗНАНИЕ — свойство личности. Это осознание человеком самого себя, своих взаимоотношений с другими людьми, мотивов поведения своих действий и поступков, своих личностных качеств. Самосознание тесно связано с самооценкой, с анализом результатов своей деятельности, с учетом оценки себя окружающими. Наиболее типичные недостатки в самосознании человека — субъективизм, предвзятость, снисходительность, недостаточная самокритичность. Большую роль играет самосознание в профессиональном становлении личности. «Я-концепция» — это динамическая система представлений человека о самом себе. Одна из первых теорий, описывающих «Я-концепцию», была теория У. Джеймса. В структуре личности этот автор выделил четыре составляющие и расположил их в порядке значимости: от низшей — к высшей, от физической — к духовной. Представление о «Я-концепции» У. Джеймса «Духовное Я» - Внутреннее и субъективное бытие человека. Набор его религиозных, политических, философских и нравственных установок. «Материальное Я» - То, что человек отождествляет с собой (его дом, частная собственность, семья, друзья и пр.). «Социальное Я» -Признание и уважение, которое получает человек в обществе, его социальная роль. «Физическое Я» - Тело человека, его первичные биологические потребности.

 

Виды тестов.

- тест-опросник – основан на анализе ответов испытуемых на вопрос, который позволяет получить достоверную и надежную информацию о наличии или выраженности определенной психологической характеристики.

- тест-задание – предполагает получение информации по психологическим характеристикам человека, на основании анализа, успешности выполнения определенного задания.

- проективные тесты – считаются наиболее объективными, так как испытывают самоотчеты, предполагая свободную интерпретацию полученных знаний.

 

Типология личности

При выделении типов личности учитываются ее устойчивые индивидные или социально сформированные характеристики, такие как особенности телесной конституции, свойства нервной системы, акцентуации и т.д. Однако наряду с психофизиологическими и психиатрическими критериями оценки, могут быть выделены наиболее общие основания, позволяющие типизировать личность в ее целостности и специфике психической деятельности.

Типы личности:

* Теоретическая. Человек, придающий приоритетное значение этой ценности, прежде всего, заинтересован в раскрытии истины.
* Экономическая. «Экономический» человек, в первую очередь, ценит то, что полезно и выгодно,

 * Эстетическая. Такой человек преимущественно ориентирован на совершенную форму и гармонию.

* Социальная. Наивысшей ценностью для «социального» человека является любовь и признание людей.

* Политическая. Доминирующий интерес политического типа - власть. Ему соответствует «человек силы».

* Религиозная. Люди этого типа, главным образом, заинтересованы в понимании мира как единого целого, управляемого высшими силами, Богом, абсолютом или первопринципом.


Типология темперамента.

1) Гуморальная – определяет темперамент по соотношению жидкостей в организме. Если преобладает кровь – сангвиник; желчь – холерик; лимфа – флегматик; черная желчь – меланхолик. 2) Типология Павлова – связывает типы темперамента с деятельностью нервной системы и оценивают по показателям: сила – способность нервной системы выдерживать сильных раздражителей; уравновешенность – соотношение процесса возбуждения и торможения нервной системы; подвижность – быстрота смены процессов возбуждения, торможения.

Ощущения: понятия и виды.

Ощущения – это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при соответствующем воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы. Ученые разделяют все виды ощущения на три класса: 1)экстероцептивные, возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела; 2) интероцептивные (органические) ощущения, сигнализирующие об изменениях во внутренней среде организма;
3) проприоцептивные (кинестетические), отражающие движение и относительное положение тела в пространстве. В зависимости от модальности выделяют зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и другие виды ощущений. Зрительные ощущения могут быть: ахроматическими (отражают переход от белого к черному, через массу оттенков серого цвета); хроматическими (отражают цветовую гамму с многочисленными оттенками и переходами цветов). Слуховые ощущения могут быть: речевыми, музыкальными, ощущения шумов и шорохов. Вибрационные ощущения примыкают к слуховым ощущения и отражают колебания упругой среды. Обонятельные ощущения относятся к дистантным ощущениям. Вкусовые ощущения возникают при соприкосновении органа чувств с самим предметом. Выделяют 4 основных качества вкусовых раздражителей: кислое, сладкое, горькое, соленое.


Виды мышления

Теоритическое – познание законов и правил, разработка гипотез и концепций. Практическое – использование на практике законов и правил. Нагляднодейственное – решение проблемы в процессе практич. деятельности. Словесно-логическое - решение проблемы в словесной форме. Наглядно-образное – решение проблемы в образной форме. Аналитическое – продолжительна по времени, осознанно, основано на логике и анализе.

Виды способностей.

Способности делятся по числу и характеру деятельности, для которой необходимы: 1) природные – естественные способности в основе своей биолог обусловленные связан с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизм получения типа условно-рефлекторных связей. 2) специфические – способности, имеющие общественно-истор происхождение и обеспечивает жизнь и развитие в социальной среде. Делятся на: общие, которые определяют успехи человек в самых различных видах деятельности и общения, и специальные – в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие. Теоритические, определяющие человека к абстракно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно практическим действиям. Учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Способности к общению, взаимодействию с людьми, а именно речь человека как средство общения, способности восприятия и оценки людей, соц-психол приспособляемости к различной обстановке, вхождения в контакт с различными людьми. По составу, строению: 1) элементарные (ощущение, глазомер, муз слух) 2) сложные (учебные, трудовые, общения) По значимости деятельности: 1) ведущие 2) вспомогательные, подчиненные. По уровню развития: 1) репродуктивные – способность действовать по образцу. 2) творческие – способность создавать новое.

Виды и функции эмоций.

Виды: 1) по интенсивности 2) степени выраженности 3) осознанности. Осознанности бывают: 1) настроение – слабовыраженное неинтенсивное достаточно устойчивое эмоцианальное состояние. 2) Аффект – быстровозникающие, бурнопротекающие, интенсивное, вызванная стимулом, способность адекватно воспринимать мир. Поведение в этом состоянии импульсивное. 3) собственные эмоции – возникают по поводу удовольствия и недовольства, хорошо осознаются. Функции: управляющая – эмоции управляют поведением; отрицательно-оценочная: придает окраску происходящим событиям и помогает оценить прошлое, происходящее и будущее; защитная – связанная с ощущением страха, который предупреждает о реальной опасности; мобилизирующая – страх способствует мобилизации ресурсов организма за счет выброса адреналина; дизорганизующая – чрезмерные эмоции нарушают ход обычных действий; компенсаторная – возникает недостаток информации при встрече с новым объектом и при принятии решений; сигнальная – выражается в эмоцианальном тоне и способствует привлечению внимания.

Понятия и виды чувств.

Чувство – высшая, культурно обусловленная эмоция человека, связанная с некоторым социальным объектом. Виды: 1) моральные – все чувства, которые испытывает человек при восприятии явлений действительности под углом действия зрения нравственного начала. 2) интеллектуальные - связаны с умственной познавательной деятельностью, и постоянно сопровождаются мыслительными процессами, т е выражают свое отношение к мыслям. 3) эстетические – в процессе общественного развития человек приобрел способность воспринимать явления окружающей действительности, руководствуясь не только моральными нормами и понятиями прекрасного, по и эстетическим переживаниями, которые очень многообразны. 4)практические – область чел практики, позволяющая активно взаимодействовать с окр миром.

Воля и волевые качества.

Воля – регулятор человеческого поведения. Является важным элементом психики человека. Волевые действия: 1) простые – человек без колебаний идет к намеченной цели. 2) сложные имеют следующие этапы: 1) осознание цели и стремление достичь её. 2) осознание ряда возможных достижений 3) проявление мотивов 4) борьба мотивов и выбор 5) принятие решений 6) осуществление этого решения. 7) преодоление внешних препятствий. Волевые усилия – особые состояния нервно-психического напряжения, мобилизирующего моральные, физические, интелектуальные силы человека. Необходимости сильной воли возникают при трудных ситуациях и сложном протиречивом внутр мире.

Предмет и задачи психологии

Психология , как наука изучает факты, закономерности и механизмы психики.

Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исторического развития общества.

Поведение человека с нормальной психикой всегда обусловлено воздействия объективного мира. Отражая внешний мир, человек не только познают законы развития природы и общества, но и оказывает на них определенное воздействие , чтобы приспособить окружающий мир к наилучшему удовлетворению своих материальных и духовных потребностей.

Задачи психологии:

1. Изучение качественных (структурных) особенностей психических процессов, как отражений объективной действительности.

2. Анализ становления и развития психических явлений в связи с обусловленностью психики объективными условиями жизни и деятельности человека.

3. Изучение физиологических механизмов, лежащих в основе психических процессов.

 

Связь психологии с другими науками

Между психологией и другими науками существует двусторонняя связь: в одних случаях психология использует достижения других наук для решения своих проблем, а в других - науки используют психологические знания для объяснения или решения определенных вопросов. Межпредметные связи психологии и других наук способствуют их взаимному развитию и применению на практике. Психология в разработке вопросов опирается на данные биологии, в частности анатомии и физиологии, на учение о высшей нервной деятельности. В свою очередь, данные психологии широко используются в медицине, в частности в психиатрии. С одной стороны, философия, социология и другие общественные науки предоставляют психологии возможность методологически точно и теоретически правильно подходить к пониманию психики и сознания человека, их происхождения и роли в жизни и деятельности людей. Исторические науки показывают психологии, как осуществлялось развитие психики и сознания людей на различных этапах становления общества и человеческих отношений. Педагогические науки предоставляют психологии информацию об основных направлениях обучения и воспитания людей, позволяющую ей вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 219.