III. Диспут по теме семинара
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

— Каковы представления Вронского о семейной жизни?

(Вронский появляется в романе как предполагаемый жених Кити. Однако сам он так не считает. Ему нравится ухаживать за Кити, однако он не строит планов жениться на ней. «Вронский никогда не знал семейной жизни». Мать его была в молодости «блестящей светской женщиной», имела «много романов, известных всему свету», отца он почти не помнил, «был воспитан в Пажеском корпусе». Для Толстого важно показать истоки краха Вронского в попытке устроить семью, пусть и «незаконную» с Анной.)

— Как открывается Анна в эпизодах примирения Долли с мужем, в эпизодах с Кити, с детьми Долли?

(Анна тактично содействует примирению Долли со своим братом, Стивой Облонским. Влюбчивая натура брата, очевидно, была сходной с натурой Анны, которая до встречи с Вронским не предполагала этого в себе. Искренним сочувствием, состраданием Анна добивается того, что Долли прощает своего неверного мужа, причинившего ей столько горя. Стива изображен славным, веселым, общительным, влюбчивым человеком, который всем нравится, но который ни за что не отвечает. Он полон жизни, которая заключается для него в приятном времяпрепровождении и в полном безразличии к службе.

Анна располагает к себе Кити, сестру Долли своей простотой и открытостью: Кити «чувствовала себя не только под ее влиянием, но чувствовала себя влюбленной в нее, как способны влюбляться молодые девушки в замужних и старших дам». Дети Долли, племянники Анны, буквально ходят за ней по пятам, льнут к ней. Все это говорит об особой притягательности, обаянии Анны, ее естественности: ведь дети легко могут распознать фальшь.)

— Как меняется отношение Кити к Анне на балу?

(Кити видит Анну в разгаре бала «совершенно новою». «Она видела, что Анна пьяна вином возбуждаемого ею восхищения». Состояние Анны Толстой описывает через обостренные ощущения Кити. Девушка поняла тайную, едва начавшуюся, но уже неразрывную связь Вронского, в которого была влюблена, и Анны, которой восторгалась: она испытывала «отчаяние и ужас». «Да, что-то чуждое, бесовское и прелестное есть в ней» — сказала себе Кити. Анна открывается с новой и для нее самой стороны. На первый план выступает «чуждое», «бесовское». Толстой подчеркивает состояние опьянения успехом, которое захватывает героиню и подавляет все остальные чувства.)

— Какова история замужества Анны?

(Анна вышла замуж за человека, который на двадцать лет был старше нее, без любви. Алексей Александрович «по долгу чести» сделал предложение: брак Анны устроила ее тетка, внушившая Каренину, что он обязан это сделать. Каренин «отдал невесте и жене все то чувство, на которое был способен». Анна жила спокойной, размеренной жизнью. Чувства дремали в ней. Свою потребность в любви она полностью перенесла на сына. После встречи с Вронским Анна старается сосредоточиться на своей семейной жизни, думать о муже, о сыне. Каренин, встретивший ее на вокзале в Петербурге, вызвал в ней «какое-то неприятное чувство». Она как будто впервые взглянула на мужа и на всю свою жизнь с ним: «Ах, боже мой! Отчего у него стали такие уши?» Толстой останавливается на этой детали: Анна глядит на «поразившие ее теперь хрящи ушей, подпиравшие поля круглой шляпы». Эта деталь — уши, существующие как бы сами по себе, — показывает перемену, произошедшую в Анне, в ее восприятии жизни.

Анна испытывает чувство, похожее на состояние притворства, которое она испытывала в отношениях к мужу; но прежде она не замечала этого чувства, теперь она ясно и больно сознала его».)

— Пытается ли Анна бороться со своим чувством? Что мешает ей в этом?

(Анне чужды ложь и притворство. Новое чувство захватывает ее все больше, но она пытается сопротивляться ему. После бала она пытается объяснить свое состояние Долли, пытается уверить себя, что не сомневается в себе (часть первая, глава ХХ V III). Но тут же проявляется истинное чувство: «она не только сомневалась в себе, она чувствовала волнение при мысли о Вронском и уезжала скорее, чем хотела, только для того, чтобы больше не встречаться с ним». На пути в Петербург она пытается читать, но ей неприятно было следить за отражением жизни других людей. Ей слишком самой хотелось жить».

Колеблющийся полумрак сопровождает ее смятенное состояние, беспричинную радость. Она сомневается, «вперед ли едет вагон, или назад, или вовсе стоит». Она словно теряет ориентиры в пространстве и в жизни, теряет свое «я»: «И что сама я тут? Я сама или другая? Ей мерещится какой-то мужик, который грызет что-то в стене, старушка, превратившаяся в черное облако, красный огонь, ослепивший глаза. «И потом все это закрылось стеной. Анна почувствовала, что она провалилась». Все эти кошмары должны были бы напугать, предостеречь ее, но все это было не страшно, а весело». Ею словно овладела колдовская сила. Внутренне Анна уже переменилась, перестала принадлежать себе, потеряла власть над собой.

Вронский неотступно следует за Анной. Их встреча на станции сопровождается страшной бурей, которая «рвалась и свистела между колесами вагонов и по столбам из-за угла станции». «Казалось, нельзя было противостоять ей». Все эти символические образы — предвестия беды и ее неотвратимости.

Вернувшись из Москвы в Петербург, в привычные условия жизни, она «чувствовала себя опять твердою и безупречною». Она весь вечер проводит с сыном, ей становится легко и спокойно и ей кажется то, что случилось на железной дороге, «лишь один из обычных ничтожных случаев светской жизни». Она пытается уверить себя в том, что ее муж — «все-таки хороший человек, правдивый, добрый и замечательный в своей сфере». Однако тут же вновь бросается в глаза неприятно поразившее ее: «Но что это уши у него так странно выдаются!»

У Каренина была одна дурная привычка — «трещание пальцев». Этой деталью Толстой подчеркивает сухость, «машинность» Каренина, противопоставляет ему полную жизни Анну.)

— Какие еще детали доказывают несовместимость Анны и ее мужа?

(Во внешности Анны Толстой постоянно подчеркивает внутренний огонь, который одухотворяет ее красоту, делает ее притягательной: «Огонек замигал в ее глазах»; «В глазах ее вспыхивал радостный блеск»; «неудержимый дрожащий блеск глаз и улыбки обжег его». Этот внутренний огонь дремал в ней, «но пришло время, и Анна поняла, что она живая, что ей нужно любить и жить» Для Анны становится понятно, что муж восемь лет душил ее жизнь, «душил все, что было в ней живого». И поняв это, она не может больше мириться с таким положением.

Каренин же изображен автором рациональным, расчетливым, холодным; словно он был не человеком, а машиной. Его девизом было «Без поспешности и без отдыха». Он отчетливо выговаривает каждое слово, живет размеренно и однообразно, как заведенный: «Каждая минута жизни Алексея Александровича была занята и распределена». Толстой подчеркивает его «холодную самоуверенность», холодность в разговоре.

«Холодный», расчетливый Каренин таким образом противопоставлен живой и полной внутреннего огня Анне.)

— Была ли любовь единственным талантом Анны?

(Анна — умный, тонкий, деликатный, проницательный человек. Толстой описывает круг ее чтения, ее интересы: она свободно разговаривала и об искусстве (живописи, архитектуре), и об агрономических, даже коннозаводческих проблемах.)

— Как складывались отношения Анны с Вронским в начале их любви?

(Когда «обворожительная мечта счастья осуществилась», Анна совсем не чувствует себя счастливой. Напротив, она «чувствовала себя преступною и виноватою», «физически чувствовала свое унижение». Вронский же, осуществив «исключительно одно желанье жизни», «чувствовал то, что должен чувствовать убийца, когда видит тело, лишенное им жизни». Он еще не понимает, почему Анна говорит «Все кончено». Ее внутренний огонь гасит «холодное отчаянье». Противоречивые чувства разрывают ее. Она чувствует «стыд, радость и ужас перед этим вступлением в новую жизнь».

Анна не способна лгать, скрывать свои чувства. Вронский понимает, что невозможно «лгать, обманывать, хитрить тогда, когда страсть, связывавшая их, была так сильна, что они оба забывали обо всем другом, кроме своей любви». Кризис наступает, когда Анна говорит Вронскому о своей беременности (часть вторая, глава ХХII).)

— Проанализируем эпизод красносельских скачек. Какое место в романе занимает этот эпизод?

(Этот эпизод — одна из кульминаций романа. В день красносельских скачек (часть вторая, глава ХХ VIII - XXIX ) Анна «ничего и никого не видела, кроме одного», поглощенная зрелищем скакавшего Вронского. Когда Вронский упал, Анна «совершенно потерялась. Она стала биться, как пойманная птица», «не могла удержать рыданий». В отчаянии Анна признается мужу в своей измене: «Я люблю его, я его любовница, я не могу переносить, я боюсь, я ненавижу вас... Делайте со мной, что хотите». Каренин же требует «соблюдений внешних условий приличия».

Толстой показывает душевное смятение, раскаяние Анны. Ее мучит чувство вины: «Она не могла решиться взглянуть в глаза тем, с кем она жила». «Жить как прежде», как предлагал Каренин, Анна не могла. Положение ее было безвыходным: она не могла жить с мужем, и не могла оставить сына. «Она не могла представить себе даже, чем это кончится».)

— Обратимся к эпизоду родов Анны. Почему Анна раскаивается перед Карениным и просит у него прощения? Какие чувства испытывает Анна после выздоровления?

(Во время родов у Анны наступает еще один кризис. Она чувствует, что ей «осталось жить немного», что теперь она «все понимает, все видит». Анна опять чувствует раздвоение, когда говорит мужу: «Я все та же... Но во мне есть другая, я ее боюсь — она полюбила того, и я хотела возненавидеть тебя и не могла забыть про ту, которая была прежде. Та не я. Теперь я настоящая, я вся». Близкая смерть высвечивает все события ее жизни совсем по-другому. В горячечном бреду, перед лицом смерти Анна просит Каренина о прощении, и он прощает ее. Впервые, пожалуй, Каренин оживает, испытывает «счастье прощения», его «светлый, спокойный взгляд» поразил Вронского. Вронский «не понимал чувства Алексея Александровича, но чувствовал, что это было что-то высшее и даже недоступное ему в его мировоззрении».

Но Анна выжила, и прежние чувства вернулись к ней. Она понимает, что не может жить с Карениным, что она ненавидит его, ненавидит даже за его великодушие. В этом она сознается в разговоре с братом, Стивой Облонским. Опять возникает мотив конца. Анна сбивчиво говорит Стиве: «Я погибла, погибла! Хуже чем погибла. Я еще не погибла, я не могу сказать, что все кончено, напротив, я чувствую, что не кончено. Я — как натянутая струна, которая должна лопнуть. Но еще не кончено... и кончится страшно». Это ее предчувствие сбудется.

Сложности, которые возникли с разводом, уже перестали занимать Анну. Начался новый виток в ее жизни. Она оставляет мужа и сына и уезжает с Вронским в Италию, отказавшись от развода, надеясь на то, что, наконец, они с Вронским будут одни, «как муж с женой и в то же время думая: «Ах, зачем я не умерла, лучше бы было!»)

— Как и почему меняются взгляды Вронского на его отношения с Анной?

(Вронский, потрясенный болезнью Анны, объяснением с Карениным, сделал попытку самоубийства. Его взгляды переменились: свое счастье он теперь видел в любви к Анне.)

— Какую роль играет описание путешествия Анны и Вронского в Италию (часть пятая)?

(Первое время, проведенное в Италии, было, пожалуй, действительно счастливым для Анны и Вронского. Потребность жизни, свойственная ее натуре, была так сальна, что «Анна чувствовала себя непростительно счастливою». Но это была не жизнь, а лишь временная передышка. Вронский «не был вполне счастлив», «он скоро почувствовал, что в душе его поднялись желания желаний, тоска». Вронский ради Анны оставил карьеру, привычную жизнь, она ради него оставила сына. Отношения их неизбежно шли к кризису, судьба лишь дала им отсрочку. Путешествие вдруг утратило свое очарование, представило все в обыденном свете. Нужно было возвращаться в Россию.)

— Какова была главная цель Анны вернуться в Россию?

(Анна страдала от разлуки с сыном и мечтала повидать его.)

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 356.