III. Анализ вставных эпизодов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Обратим внимание на вставные эпизоды. (Напомним, что вставными называются эпизоды, не относящиеся к движению, развитию сюжета.) Это, например, портретные характеристики, пейзажные зарисовки, сны, внутренние монологи.

Портретные характеристики героев позволяют раскрыть их внутренний мир (приведем примеры). Пейзажные зарисовки передают душевное состояние героев (приведем примеры).

Сны играют символическую роль. Вспомним сон Анны, в котором она видит лохматого старичка, работавшего над железом и приговаривавшего по-французски: «Надо бить железо, ломать его, мять». Этот сон предсказывает гибель Анны и даже прямую причину гибели — «железо».

Внутренние монологи раскрывают движение мысли, душевные переживания персонажей. Эти монологи характерны для «живых» героев, которым Толстой сопереживает: для Ленина с терзавшими его сомнениями, для страдающего Каренина, для Анны (наиболее ярок ее внутренний монолог перед смертью, на пути к железнодорожной станции).

 

I V . Подведение итогов.

Учитель. «Анна Каренина» — роман, который выразил философские воззрения Толстого, его сомнения. Роман, отразивший современное писателю общество, остается актуальным, потому что в нем поставлены вопросы, важные для человека любого времени. В «несомненном смысле добра» заключается одна из любимых мыслей Толстого, оптимизм всего его романа.

 

Дополнительный материал

Сравним мнение об Анне Карениной двух самых знаменитых женщин-поэтов (называться поэтессами они, как известно, не любили).

АННА АХМАТОВА в разговоре с Лидией Чуковской:

«Неужели вы не заметили, что главная мысль этого великого произведения такова: если женщина разошлась с законным мужем и сошлась с другим мужчиной, она неизбежно становится проституткой. Не спорьте! Именно так! И подумайте только: кого же мусорный старик избрал орудием Бога? Кто же совершает обещанное в эпиграфе отмщение? Высший свет: графиня Лидия Ивановна и шарлатан-проповедник. Ведь именно они доводят Анну до самоубийства.

А как сам он гнусно относится к Анне! Сначала он просто в неё влюблён, любуется ею, чёрными завитками на затылке... А потом начинает ненавидеть — даже над мёртвым телом издевается... Помните: «бесстыдно растянутое»?..

Да, да, конечно, множество гениальных страниц. Бормотание мужичка под колёсами — великолепная заумь... Я очень дружна с его внучкой Соней. Она дала мне альбом, чтобы я написала. В этом альбоме спёртый дух — ханжеский дух Ясной Поляны» (Чуковская Л. К. Записки об Анне Ахматовой. Кн. 1. 1938—1941. М., 1989. С. 16).

 

МАРИНА ЦВЕТАЕВА (в статье «Мой Пушкин»)

«Да, да, девушки, признавайтесь — первые, и потом слушайте отповеди, и потом выходите замуж за почётных раненых, и потом слушайте признания и не снисходите до них — и вы будете в тысячу раз счастливее нашей другой героини, той, у которой от исполнения всех желаний ничего другого не осталось, как лечь на рельсы.

Между полнотой желания и исполнением желаний, между полнотой страдания и пустотой счастья мой выбор был сделан отродясь — и дородясь».

 

«Полнота страдания и пустота счастья» — в качестве эпиграфа эти слова тоже подошли бы, наверное, к «Анне Карениной». Но не будем исправлять Толстого, а обратим внимание на подчёркнутую Цветаевой связь толстовского романа с пушкинской традицией.

 

Литература

Бабаев Э. Г. Комментарии к роману Толстого “Анна Каренина”. М., 1982.

Л. Н. Толстой в воспоминаниях современников. Т. 1, 2. М., 1953.

Л. Н. Толстой в русской критике. М., 1952.

 

РАЗДЕЛ XV . Творчество А. П. Чехова

Урок 58 (126). Общественно-политическая жизнь России

В 80-90-е годы ХIХ века и ее отражение в литературе

Цель: дать представление об общественно-политической жизни 80-90-х годов ХIХ века и помочь осознать роль творчества А. П. Чехова.

Метод: лекция с элементами беседы; составление конспекта учащимися.

 

Ход урока

I . Слово учителя.

80-е годы открывают новую эпоху в социально-политическом развитии России. Все явственнее заявляет о себе русский пролетариат. Интенсивно развивается капитализм в России, который характеризуется ростом числа заводов и фабрик, строительством железных дорог, вхождением в быт электричества и вместе с тем — кризисом сельского хозяйства, общим отставанием экономики по сравнению с экономикой развитых западноевропейских государств. Ширится круг студенческих волнений, кульминационный момент которых приходится на весну 1901 г., когда в Петербурге полицейскими была разогнана студенческая демонстрация.

Происходит резкое усиление контроля со стороны правительства: закрыты «Отечественные записки», усиливается влияние «Московских ведомостей» (М. Каткова), «Нового времени» (А. Суворина), утрачивает свое прежнее значение и переходит в сторону либерализма народовольничество.

В начале 80-х годов Александр III последовательно осуществляет новый политический курс, следуя рекомендациям обер-прокурора Синода К. П. Победоносцева, министра внутренних дел графа Д. А. Толстого и министра просвещения И. Д. Делянова.

В 1882 г. введены «Временные правила о печати» для осуществления контроля над периодическими изданиями.

В то же время возрастает роль развлекательной журналистики. Наиболее известные юмористические издания 80-х гг. — журналы «Стрекоза» и «Осколки». В них начинал свою писательскую деятельность А. П. Чехов.

В литературной жизни 80-х гг. видное место занимает творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина, развиваются традиции критического реализма в творчестве Л. Н. Толстого, В. Г. Короленко, Д. Н. Мамина-Сибиряка, в эти годы создает свои лучшие произведения Н. С. Лесков.

В литературе того времени происходит обновление тематики — судьбы крестьянина и дворянина уступают место проблемам «среднего человека», интеллигента. Героями произведений становятся врачи, учителя, представители земства.

Значительное место в литературе этого периода занимает творчество Л. Н. Толстого, в центре внимания которого становится судьба народа. В своих произведениях он проповедует нравственное совершенствование отдельного человека, смирение личной гордыни.

Литературная деятельность А. П. Чехова также началась в начале 80-х гг. 19 века. Чехов остро чувствовал переломное состояние мира и человека. Для их воплощения искал и обрел особые художественные принципы. «Никаких сюжетов не нужно, — сказал он однажды. — В жизни нет сюжета, в ней все смешано — глубокое с мелким, великое с ничтожным, трагическое со смешным... Нужны новые формы, новые формы...».

Чехов пристально вглядывался в обыденное существование рядовых людей. И находил однообразие, отсутствие ярких событий, поступков, порой даже мыслей. Не во внешнем поведении, отношениях, а во внутреннем бытии увидел писатель неоднородные начала жизни. «Новые формы» повествования призваны были выразить потаенные, часто не осознанные героем душевные движения. В каждом конкретном случае освещались, конечно, неповторимые склонности личности. Но всегда — разные, «смешанные», глубинные. Любая вещь Чехова раскрывала сложный, «подтекстовый» смысл происходящего.

 

II. Беседа.

— Назовите основные исторические события 80-90 гг. 19 века;

— Какие журналы, газеты выпускались?

— Назовите произведения созданные в этот период. Кто они герои этих произведений?

— Какое место занимает в этот период творчество Л. Н. Толстого, А. П. Чехова?

 

Домашнее задание.

1. Подготовить рассказ по конспекту.

2. На основе раздела учебника «Особенности художественного мироощущения Чехова» с привлечением собственных примеров из знакомых произведений писателя, ответить на вопрос как повлияла на мироощущение Чехова эпоха 80-х гг.?

3. Индивидуальные задания. Сообщения:

— Детство и юность А. П. Чехова (используя материал учебника и дополнительный материал: Г. П. Бердников «Чехов». Серия «ЖЗЛ». — М., 1978)

Ранний период творчества.

— Творчество 80-90-х гг. 19 века.

— Чехов и театр.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 346.