III. Анализ сцен стихии природы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Учитель. Левин находит ответы на вопросы и «закон добра» в своей душе. «Ну-ка, — размышляет Левин, — пустите нас с нашими страстями, мыслями… без понятия того, что есть добро, без объяснения зла нравственного... Ну-ка, без этих понятий постройте что-нибудь!» (часть восьмая, глава ХIII) Левин думает о разрушительной силе страстей, не имея в виду Анну Каренину. Но в романе Толстого все мысли «сообщаются» между собой.

— Какую роль играет описание грозы в последней части романа?

(Роман завершается картиной мощной весенней грозы, когда Левин вдруг увидел звездное небо над своей головой. При каждой вспышке молнии яркие звезды исчезали, а потом, «как будто брошенные какой-то метко рукой, опять появлялись на тех же местах». И Левин почувствовал, что «разрешение его сомнений... уже готово в его душе». Гроза символизирует очищение, прозрение, разрешение сложных жизненных вопросов.)

— Вспомните похожие эпизоды в романе «Война и мир». Какова роль этих эпизодов?

(Описание грозы, звездного неба над головой Левина напоминает образ неба в сцене ранения князя Андрея под Аустерлицем; звезду 1812 года, которая была предвестием перемен в судьбе Пьера Безухова. Эти эпизоды являются ключевыми в романе «Война и мир», они обозначают поворотные моменты в мировоззрении героев.)

Учитель. Роман заканчивается размышлениями Левина. «Жизнь моя теперь, — думает Левин, — вся моя жизнь, независимо от всего, что может случиться со мной, каждая минута ее — не только не бессмысленна, какою была прежде, но имеет несомненный смысл добра, который я властен вложить в нее!»

В этом «несомненном смысле добра» заключается одна из любимых мыслей Толстого, в этом оптимизм всего его романа.

 

Домашнее задание.

Выбрать и проанализировать эпизоды, связанные с образом Анны Карениной.

 

Уроки 5-6. Семинар. Трагическая судьба Анны Карениной.

Цель урока: развивать умение анализировать текст; выяснить, как развивается образ главной героини.

Методические приемы: беседа по вопросам.

Оборудование урока: портрет Л. Н. Толстого работы Крамского; издания романа «Анна Каренина»; репродукция картины М. А. Врубеля «Свидание Анны с сыном».

 

Ход урока

I . Проверка домашнего задания

— Каково значение образа Анны Карениной в системе образов романа?

(Анна Каренина — заглавная героиня романа. Как мы помним, замысел писателя родился из этого образа: «тип женщины, замужней, из высшего общества, но потерявшей себя». Толстой словно следует за Пушкиным, размышляя, что сталось бы с пушкинской Татьяной, если бы она нарушила свой долг. В этом смысле Толстой развивает традиции русской классической литературы. Анну приводит к гибели ее страсть. Размышления Левина о разрушительной силе страстей — это размышления и самого Толстого. Мысль автора связывает таким образом главных героев романа.)

— Как начинается история Анны и Вронского?

(Герои впервые появляется на страницах романа в главе Х VIII первой части. Мы видим ее глазами Вронского, который приехал на вокзал встретить свою мать. Анна ехала с ней в одном вагоне. Вронский «почувствовал необходимость еще раз взглянуть на нее — не потому что она была очень красива, не по тому изяществу и скромной грации, которые видны были во всей ее фигуре, но потому что в выражении миловидного лица... было что-то особенно ласковое и нежное... Как будто избыток чего-то так переполнял ее существо, что мимо ее воли выражался то в блеске взгляда, то в улыбке». В этом описании можно разглядеть зачаток будущих отношений Анны и Вронского, ее внутреннюю силу, ее жажду жизни.

Катастрофичность этих отношений предсказана несчастьем, случившимся на железнодорожной станции: поездом раздавило сторожа. Анна чувствует, что это дурное предзнаменование». Оно действительно оправдывается — Анна погибла, бросившись под поезд.)

 

I I . Объяснение учителя.

Надо сказать, что Толстым образ железной дороги понимался как враждебный человеку. Крушения и несчастные случаи на железных дорогах производили ужасное впечатление, вызывали страх перед «чугункой»: «Что ни дорога, то душегубка», — говорилось во «Внутреннем обозрении» «Отечественных записок» (1875, VI). «Железные дороги — душегубки», — писал Некрасов в поэме «Современники».

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 342.