Цель урока: определить значение образа Ленина в романе.
Методические приемы: беседа по вопросам.
Оборудование урока: портрет Л. Н. Толстого работы Крамского; издания романа “Анна Каренина”.
Ход урока
I . Проверка домашнего задания
— Каково место образа Ленина в общей структуре романа?
(Образ Левина занимает в романе одно из ведущих мест. Он раньше, чем Анна Каренина, появляется на страницах романа, и заканчивается роман мыслями Левина о смысле жизни.
В «Анне Карениной», в отличие от «Войны и мира», нет лирических, философских или публицистических отступлений. В этом романе выразителем авторской позиции чаще всего является Левин.)
— Что мы узнаем о герое при его первом появлении в романе? Какова цель приезда Левина в Москву?
(Левин впервые появляется на страницах романа в пятой главе первой части. Ленин приходит на службу к своему старому приятелю Стиве Облонскому. Первое впечатление о нем мы получаем из уст сторожа, который не пустил Левина в залу присутствия до окончания заседания: «Какой-то... без упроса влез, только я отвернулся». И в самом деле, Левин кажется человеком из народа: широкоплечий, с курчавой бородой, не снимая бараньей шапки, быстро и легко взбегал наверх...»
Мы узнаем, что Стива Облонский и Левин любили друг друга, «несмотря на различие характеров и вкусов, как любят друг друга приятели, сошедшиеся в первой молодости». Эти два героя оказываются сразу противопоставленными автором во всем, начиная с внешности и заканчивая взглядами на жизнь. Левин живет в деревне, он помещик. Облонский родился в среде тех людей, «которые были и стали сильными мира сего», и занимает место начальника одного из присутственных мест в Москве. Облонский посмеивался над образом жизни своего друга. «Точно так же и Левин в душе презирал и городской образ жизни своего приятеля, и его службу, которую считал пустяками, и смеялся над этим».
Облонский представляет Левина своим сослуживцам: «Земский деятель, новый земский человек, гимнаст, поднимающий одною рукой пять пудов, скотовод и охотник и мой друг Константин Дмитрич Левин». Для Левина невозможно равнодушное отношение к делу. Перестав верить в эффективность и необходимость земских собраний, он перестает заниматься земской деятельностью. В дальнейшем мы видим героя в постоянном поиске, в сомнениях, на жизненном распутье.
Кроме того, нам становится известна причина приезда Левина в Москву: он решился сделать предложение Кити Щербацкой, свояченице Стивы Облонского. Ленин получает отказ: Кити думает, что она влюблена во Вронского, который уже увлечен Анной Карениной. Так судьбы главных героев оказываются переплетенными.)
— Как Левин воспринимает отказ Кити?
(Левину кажется, что он не достоин этой девушки. Причину отказа он видит в своем несовершенстве: «Да, что-то есть во мне противное, отталкивающее... Кто я? И что я? Ничтожный человек, никому и ни для кого не нужный». Левин склонен к самоанализу, он постоянно находится в сомнении, в поисках жизненного пути.)
II. Переход к теме урока.
Учитель. Герои Толстого всегда идут неизведанными путями, но смысл толстовского психологического анализа заключается в выборе единственных решений из множества вариантов. Единственно возможный путь оказывается и наиболее характерным.
— Какие пути, какие возможности изменить жизнь видел для себя Левин?
(У Левина есть свои искушения. Он готов круто изменить жизнь. И тут он задумывается о различных возможностях: «Иметь жену? Иметь работу и необходимость работы? Оставить Покровское? Купить землю? Приписаться в общество? Жениться на крестьянке? Как же я сделаю это? — опять спрашивал он себя и не находил ответа».)
Учитель. В. своей «Исповеди» Толстой сказал «Я жил дурно». Он имел в виду, что, живя “как все”, не думая об “общем благе”, заботился об «улучшении своей жизни», был погружен в привычный мир помещичьего усадебного быта. И вдруг ему открылась историческая и нравственная несправедливость этой жизни. Несправедливость “избытка” по сравнению с “бедностью народа”.
И тогда у него возникло желание избавиться от жизни «в исключительных условиях эпикурейства», «удовлетворения похоти и страстей”. «Я всеми силами стремился прочь от жизни, — пишет Толстой в “Исповеди”. — Мысль о самоубийстве пришла мне так же естественно, как приходили мысли об улучшении жизни».
— Как эти переживания Толстого отражены в романе «Анна Каренина»?
(Похожее беспокойство испытывает и герой Толстого, Левин: «И счастливый семьянин, здоровый человек, Левин был несколько раз так близок к самоубийству, что спрятал шнурок, чтобы не повеситься на нем, и боялся ходить с ружьем, чтобы не застрелиться». Эта фраза кажется парадоксальной. Счастливая семейная жизнь — все-таки жизнь, а не исключительное состояние счастья. Свадьбой, о которой мечтал Левин, не заканчивается линия этого героя, она получает новое, более сложное развитие.)
— Какое место в романе занимает описание женитьбы Левина?
(Описывая сватовство, приготовления Левина к свадьбе, Толстой показывает как раз то самое исключительное состояние счастья. Герой находится «в состоянии сумасшествия, в котором ему казалось, что он и его счастье составляют главную и единственную цель всего существующего». Левин не имеет планов и целей для будущей жизни, он предоставляет решение этого другим, «зная, что все будет прекрасно» (часть пятая, глава I).
Вспомним, что состояние Каренина в несчастье было примерно таким же — он «не мог ничего сам решить, не знал сам, чего он хотел теперь, и, отдавшись в руки тех, которые с таким удовольствием занимались его делами, на все отвечал согласием». Конечно, состояния Левина и Каренина полярны: счастье-несчастье, — но сходство в той «несамостоятельности», которая присуща человеку в исключительных положениях.
Толстой высказывает в сцене говения Левина (часть пятая, гл. I) свои сомнения по отношению к Богу: «Мой главный грех есть сомнение. Я во всем сомневаюсь и большей частью нахожусь в сомнении». Здесь же высказывается ключевая мысль о выборе пути, столь важная для Левина. Священник говорит: «Вы вступаете в пору жизни, когда надо избрать путь и держаться его».
В следующей, второй главе взгляды на брак и семью высказывают приятели Левина, убежденные холостяки. Крайние мысли по этому поводу принадлежат Катавасову: «Люди, которые делать ничего не могут, должны делать людей, а остальные — содействовать их просвещению и счастью».
Во время венчания Левина поражают слова священника о Божьей помощи. «Как они догадались, что помощи, именно помощи? — думает Левин. — Что я знаю? Что я могу в этом страшном деле… без помощи? Именно помощи мне нужно теперь».
Чувство безоблачного счастья покидает Левина, он думает, что «все это было ребячество и что это что-то такое, чего он не понимал до сих пор и теперь еще менее понимает».
Гости, собравшиеся в церкви, вспоминают свои молодые годы, полные надежд на счастье, и каждый думает о своих разочарованиях и крушении надежд.
Первые пять глав пятой части противопоставлены следующему за ними описанию начала совместной жизни Анны Карениной и Вронского.)
— Как и под воздействием чего меняются взгляды Левина в конце романа?
(Левину иногда кажется, что «от него зависит переменить ту столь тягостную праздную, искусственную и личную жизнь, которою он жил, на эту трудовую, чистую и общую прелестную жизнь». Левин был уверен, что перемена зависит от него. Но жизнь распорядилась иначе.
В последней части романа Толстой рассказывает о встрече Левина с простым крестьянином Федором во время уборки урожая. «Было самое спешное рабочее время, когда во всем народе проявляется такое необыкновенное напряжение самопожертвования в труде, какое не появляется ни в каких других условиях жизни и которое высоко ценимо бы было, если бы люди, проявляющие эти качества, сами ценили бы их, если б оно не повторялось каждый год и если бы последствия этого напряжения не были так просты».
«Необыкновенное напряжение самопожертвования», которое Левин увидел и почувствовал в народе, совершенно изменило образ его мыслей)
Учитель. Примерно то же пишет о себе Толстой в “Исповеди”: «Простой трудовой народ вокруг меня был русский народ, и я обратился к нему и к тому смыслу, который он придает жизни».
Мечта Левина об опрощении сливается с идеалом «трудовой и прелестной жизни». «Левин часто любовался на эту жизнь, часто испытывал чувство зависти к людям, живущим этою жизнью».
— Каким видел Ленин будущее народа?
(Левин пришел к мысли о необходимости изменений, и в этом увидел смысл жизни: «Надо только упорно идти к своей цели, и я добьюсь своего, — думал Левин, — и работать и трудиться есть из-за чего. Это дело не мое личное, а тут вопрос об общем благе. Все хозяйство, главное — положение всего народа, совершенно должно измениться. Вместо бедности — общее богатство, довольство; вместо вражды — согласие и связь интересов. Одним словом, революция, бескровная, но величайшая революция, сначала в маленьком кругу нашего уезда, потом губернии, России, всего мира. Потому что мысль справедливая не может не быть плодотворна».)
— Какая метафора используется Толстым для выражения по исков правды?
(«Теперь он точно против воли, все глубже и глубже врезывался в землю, как плуг, так что уж не мог выбраться, не отворотив борозды», — пишет Толстой о Левине.
Сопоставление поисков правды с извечным распахиванием почвы является глубоким определением главной идеи романа. Эта метафора — ядро социального, нравственного и художественного смысла «Анны Карениной».)
Дата: 2019-02-25, просмотров: 427.