Урок 3. «Мысль семейная» в романе «Анна Каренина»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель урока: определить значение “мысли семейной” в романе; развивать умение анализировать текст.

Методические приемы: лекция учителя; беседа по вопросам.

Оборудование урока: портрет Л. Н. Толстого работы Крамского; издания романа “Анна Каренина”.

 

Ход урока

I . Слово учителя

В центре романа Л. Н. Толстого — жизнь нескольких семей, их история. Возникает вопрос: почему после эпического романа “Война и мир”, посвященного исследованию истории народа, его борьбе, движению, Толстой обращается к исследованию частной, семейной жизни?”

Заканчивая “Войну и мир”, Толстой привел однажды старую французскую пословицу: “Счастливые народы не имеют истории”. В “Анне Карениной” семейная история, — «то, что произошло после женитьбы», — наполняется борьбой, движением, драматической напряженностью.

Что касается счастья, то оно, как особое, исключительное состояние, “не имеет истории”. А брак, семья, жизнь, — это не только счастье, но и, как считал Толстой, “мудренейшее дело на свете”, “труднейшее и важнейшее дело жизни”, у которого есть и своя история.

“Мысль семейная” таким образом оказывается связанной у Толстого с “мыслью народной”.

Прежде чем говорить о воплощении “мысли семейной” в романе Толстого, обратимся снова к роману Пушкина и попробуем отыскать истоки этой мысли.

 

II. Работа с классом.

— Вспомним, как объяснял Белинский поступки и характеры пушкинских героев в свете их отношений к семье.

(Об Евгении Онегине Белинский пишет: «Если его могла еще интересовать поэзия страсти, то поэзия брака не только не интересовала его, но была для него противна». Этим во многом объясняется та проповедь, которую прочитал Онегин влюбленной Татьяне: «Я сколько ни любил бы вас, / Привыкнув, разлюблю тотчас». Что касается Татьяны, то в ее характере Белинского больше всего поражала верность и привязанность к «семейному кругу». Чувство семьи, чувство долга, верность данному слову не позволяют Татьяне ответить на пробудившиеся чувства Онегина, несмотря на то, что она по-прежнему любит его.)

Учитель. Толстой вспоминал о случае, бывшем с Пушкиным. Однажды он сказал кому-то из своих приятелей: «Представь, какую штуку сотворила со мной моя Татьяна! Она — замуж вышла. Этого я никак не ожидал от нее». Примерно то же Толстой мог сказать о своей героине: «Вообще герои и героини мои делают иногда такие штуки, каких я не желал бы: они делают то, что должны делать в действительной жизни и как бывает в действительной жизни, а не то, что мне хочется».

Толстой в своем романе дал полный простор и «поэзии страсти», и «поэзии брака», соединив их своей «мыслью семейной». Он словно задумался над тем, что сталось бы с пушкинской Татьяной, если бы она нарушила свой долг. Осуществление самых страстных желаний, требующих стольких жертв, такого решительного пренебрежения мнением окружающих, не приносят счастья ни Анне, ни Вронскому.

В «Анне Карениной», в противовес идиллическому представлению о “семейном счастье”, Толстой исследует явление семейного несчастья. В одном из черновых вариантов он писал: “Мы любим себе представлять несчастие чем-то сосредоточенным, фактом совершившимся, тогда как несчастие никогда не бывает событие; а несчастие есть жизнь, длинная жизнь несчастная, то есть такая жизнь, в которой осталась обстановка счастья, а счастье, смысл жизни — потеряны”.

— Как вы понимаете эту мысль Толстого? Согласны ли вы с ней? Какие примеры иллюстрируют мысль Толстого о разладе, о семейном несчастье?

(Мотив всеобщего разлада звучит во всем романе Толстого. Особенно это заметно именно в узком, домашнем, семейном кругу. Роман открывается двумя фразами, которые можно рассматривать как краткие введения. Первая фраза: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» — философское введение, вторая: «Все смешалось в доме Облонских» — событийное.

Несчастье, разлад царит в доме Облонских: «Все члены семьи и домочадцы чувствовали, что нет смысла в их сожительстве и что на каждом постоялом дворе случайно сошедшиеся люди более связаны между собой, чем они, члены семьи и домочадцы Облонских». Несчастлива Анна в доме Каренина, опутавшего ее «паутиной лжи». Не находит она счастья и в жизни с Вронским, поиски счастья, разочарование, отчаяние приводят ее к трагедии, к гибели. Даже в имении Левина, в счастливой, казалось бы, семье, скользит тень непонимания, разлада, сомнений, разъединяя близких людей. «Мысль семейная» приобретает особенную остроту, становится тревожным фактором времени.)

Один из ранних набросков романа назывался “Два брака”. Эта тема осталась в романе.

— Как изображает Толстой семьи Каренина и Левина?

(Кажется, семейные истории Анны и Левина построены по контрасту: несчастный Каренин противопоставлен счастливому в браке Левину. С другой стороны, между этими героями есть общее. Оба они являются сторонниками нерасторжимости брака. Но семья Каренина разрушается, несмотря на его усилия сохранить хотя бы видимость благополучной семьи. Каренин с горечью сознает, что любви больше нет. Толстой пишет о нем даже сочувственно, считая его взгляд на семью верным. Однако Каренин оказывается беспомощным перед новыми веяниями времени, перед живой жизнью.

Для Левина «обязанности к земле, к семье» составляют нечто целое. Но и он чувствует смутную тревогу, мучится сомнениями, сознает, что налаженный ход жизни нарушен. В семейной истории Левина ведущая роль принадлежит Кити. Она понимает Левина, даже угадывает его мысли (вспомним сцену объяснения). Они словно предназначены друг для друга. Но Кити слишком себялюбива, и в соответствии в этим устраивает жизнь в Покровском. Чувства Левина, его внутреннюю жизнь она считает делом его совести и не старается вникать в это. Она по-своему хранит семейное счастье, не замечая, что постепенно оно теряет внутреннее содержание, утрачивается смысл жизни. Левина все больше захватывала идея опрощения, отказа от собственности, разрыва с дворянством, «жизни по совести», и отношения с женой неминуемо усложняются.)

Учитель. Судьбы героев оказываются зависимы от семейных традиций. Каренин, Анна, Вронский, выросшие практически вне семьи (Каренин «рос сиротой», Анна тоже; Вронский воспитывался в Пажеском корпусе), не смогли создать или сохранить настоящую семью. Семья Облонского, хоть и «несчастливая», держится благодаря Долли. Долли, как и ее сестра Кити, выросли в «настоящей», семье, это помогает Кити построить семью с Левиным. Толстой подчеркивает ведущее положение женщины как хранительницы домашнего очага.

Каренин неудачлив в роли главы семьи, Левин — в “науке хозяйства”. Как в семейном укладе Левин искал “опрощения”, так и в делах хозяйства приходит к мысли об отречении: “Это было отречение от своей старой жизни, от своих бесполезных знаний”. Залог и истоки возрождения семейного начала писатель искал в жизни патриархального крестьянства. Левин как бы повторяет путь Толстого. Так “мысль народная” в “Анне Карениной” вырастает из зерна “мысли семейной”.

 

Домашнее задание.

Выбрать и проанализировать эпизоды, связанные с образом Константина Левина.

 

Урок 4. Семинар.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 617.