Урок 8. Художественные особенности романа
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель урока: развивать умение анализировать текст, закрепить теоретические знания.

Методические приемы: анализ текста, выявление художественных особенностей романа, сопоставление с другими произведениями русской литературы.

Оборудование урока: портрет Л. Н. Толстого работы Крамского.

 

Ход урока

I . Слово учителя

На прошлом уроке мы говорили о том, какую роль сыграло общество в судьбе Анны Карениной. Задумаемся, поддерживает ли Толстой осуждение героини обществом или оправдывает ее, сочувствует ей. Некоторые критики называли Толстого «прокурором» Анны, другие, наоборот, ее «адвокатом». В одном из писем Толстой говорил, что «Анна оказалась дурного характера», что он «возится с ней» и что она «надоела ему». Он даже называет ее своей «воспитанницей». И заканчивает суждение о ней так: «Не говорите мне про нее дурного, или если хотите, то с осторожностью, она все-таки усыновлена» (т. 62, с. 257).

— Какими художественными средствами пользуется писатель для выражения своих воззрений? Обратимся прежде всего к эпиграфу: «Мне отмщение, и Аз воздам».

(Обсуждение смысла и значения эпиграфа, взятого из Библии.)

Учитель. Попробуем разобраться в этом вопросе с помощью самого писателя. По свидетельству М. С. Сухотина, сам Толстой так определял смысл эпиграфа: «…Я выбрал этот эпиграф... чтобы выразить ту мысль, что то дурное, что совершает человек, имеет своим последствием всё то горькое, что идёт не от людей, а от Бога, и что испытала на себе и Анна Каренина» (Л. Н. Толстой в воспоминаниях современников. М., 1955. Т. 2. С. 170).

Толстой был убежден в нравственной ответственности человека за каждое слово, за каждый поступок: «Во всем возмездие... во всем предел, его же не прейдеши». Поэтому он иронически изображает Каренина, Лидию Ивановну, когда они осуждают Анну.

В одной из позднейших работ Толстой вновь вернулся к главной мысли своего романа: «Много худого люди делают сами себе и друг другу только оттого, что слабые, грешные люди взяли на себя право наказывать других людей. «Мне отмщение, и Аз воздам». Наказывает только Бог и только через самого человека». Последняя фраза является переводом («Аз воздам» — «наказывает только Бог») и толкованием («и то только через самого человека») библейской фразы.

Эту идею Толстой высказал еще в романе «Война и мир»: “мысль народная” раскрывалась как терпение, стойкость, ненасилие. Об отмщении не может быть и речи и с точки зрения Каратаева, и с точки зрения Кутузова и Болконского. «Не думай, что горе сделали люди. Люди — орудие Его, — говорит княжна Марья. — Мы не имеем права наказывать».)

 

II Беседа.

— Какими другими художественными средствами пользуется Толстой?

(Писатель использует метафоры, но не в качестве украшения стиля — внутреннее строение романа метафорично по своей природе. Ключевые слова, образы держат всю конструкцию «Анны Карениной». Это образы путаницы, бури, метели, ветра, пучины, «паутины лжи», которые определяют судьбу героев, освещают ах характеры и отношения между ними.)

Важной метафорой, выражающей мысль писателя об ответственности человека, является «избрание пути». С ней связана другая определяющая метафора: сопоставление поисков правды с извечным распахиванием почвы: «Теперь он (Левин), точно против воли, все глубже и глубже врезывался в землю, как плуг, так что уж не мог выбраться, не отворотив борозды».

Образ железной дороги (тоже путь!) — показан как символическое выражение сил, враждебных природе человека. Вспомним эпизоды, связанные с этим образом.

Образы огня, тепла, свечи сопровождают образ главной героини и символизируют жизнь, свет, прозрение. Анна одухотворена внутренним огнем. В момент гибели героини гаснет ее «свеча», в последний миг дав Анне прозрение: «И свеча, при которой она читала исполненную тревог, обманов, горя и зла книгу, вспыхнула более ярким, чем когда-нибудь, светом, осветила ей все то, что прежде было во мраке, затрещала, стала меркнуть и навсегда потухла». Сходные с этими метафорами образы молний, звезд разрешают чувство сомнения в душе Левина.

С помощью речевой характеристики передается авторское отношение к героям. Речь отрицательных персонажей однообразна, суха, пуста, за словами часто ничего не стоит (это относится к героям, принадлежащим к светскому обществу). Речь Анны, Левина, то есть героев, которым автор сочувствует, яркая, образная, богатая и живая.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 350.