V . Сочинение «В чем сходство всех Ростовых», «Что представляет собой семья Болконских»?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Письменные работы

В процессе изучения романа учащиеся пишут сочинения — миниатюры, классные двухчасовые сочинения. После всего изучения романа — домашнее сочинение.

I . Сочинения-миниатюры целесообразно давать после изучения I и II тома. Их цель — проверить и развить навыки анализа текста.

По I тому:

1. В чем смысл соседства в романе сцен вечера у Шерер и именин у Ростовых?

2. О чем и как говорят у Шерер, Ростовых, Болконских?

3. Как разоблачает Толстой столичное дворянство?

4. Почему роман открывается сценой в салоне Шерер?

5. В чем сходство всех Ростовых? («Ростовская порода»)?

6. Что представляет собой семья Болконских (по I части т. I)?

7. Какую роль играет первая часть т. I в композиции романа?

8. Каково с Толстого к войне 1805 года?

9. Как относятся к войне 1805 года и как ведут себя ее участники — офицеры и солдаты?

10. Что, с точки зрения Толстого, определяет исход боя?

11. Отношение князя Андрея к Наполеону до и после Аустерлица.

12. В чем заключается «Аустерлиц» Пьера Безухова?

13. Чьи «аустерлицы» показал Толстой в томе I?

 

По II тому:

1. Какое место в жизни толстовских героев занимает любовь?

2. Что такое «настоящая жизнь», по мнению Толстого?

3. Почему природа так сильно воздействует на героев?

4. Как вы оцениваете измену Наташи?

5. Покажите тонкость толстовского психологического анализа.

6. Как описана женитьба Б. Друбецкого?

 

I I . Классное сочинение после изучения романа.

Темы охватывают роман в целом, цель — проверить понимание проблематики романа.

1. Почему Толстой считает Бородино нравственной победой русских? Как это отразилось на принципах изображения боя?

2. Партизанская война и ее оценка Толстым.

3. В поисках смысла жизни (об Андрее или Пьере).

4. Почему князь Андрей и Пьер — друзья?

5. «Чтобы жить честно...» (о нравственном кодексе героев).

6. Каким внешне мне видятся герои романа?

7. Отношение Толстого к войнам, изображенным в романе.

8. Роль каждого тома в композиции романа.

9. Простой народ в романе.

10. Светское общество в изображении Толстого.

 

III. Домашние сочинения по роману.

1. Взгляды Толстого на смысл жизни.

2. Толстой и его отношение к героям романа «Война и мир».

3. Сила и своеобразие изображения Толстым внешнего и внутреннего облика героев.

4. Портреты героев Толстого и иллюстрации к его роману.

5. Описание музыки в романе.

6. Толстовское представление о полководце.

7. Отрицательные герои в романе.

8. Семья Ростовых.

9. «Какая громада и какая стройность!» (отзыв Страхова).

10. Поведение человека на войне (по роману «Война и мир»).

11. Я читал роман «Война и мир»...

12. Женский вопрос в романе.

13. Положительный герой в понимании Толстого.

14. «Народная мысль» в романе.

 

Литература

1. Арденс Н. Н. творческий путь Толстого. — М., 1962.

2. Бочаров С. Г. Роман Толстого «Война и мир». — М, 1987.

3. Громов П. «Диалектика души» в «Войне и мир». — Л., 1977.

4. Гордеева Н. Б. Изучение мастерства Л. Н. Толстого в школе. М., 1958.

5. Долинина Н. Г. По страницам «Войны и мира». — Л., 1978.

6. Камянов В. Поэтический мир эпоса. — М., 1978.

7. Кандиев Б. И. Роман — эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир». Комментарий. — М., 1967.

8. Скафтымов А. П. Образ Кутузова и философия истории в романе Л. Н. Толстого «Война и мир — М., 1972.

9. Сливицкая О. В. «Война и мир Толстого. Проблемы человеческого общения. — Л. 1988.

10. Фогельсон И. А. Литература учит. 10 кл. — М., 1990.

11. Шифман А. И. Страницы жизни Л. Толстого.— М., 1983.

12. Русская литература ХIХ в. Практикум. Под редакцией Ю. И. Лыссого. — М., 1997.

 

Вариант уроков по роману «Анна Каренина» Л. Н. Толстого

Урок 1. Авторский замысел и история создания романа

Цель урока: познакомить учеников с творческой историей романа; обрисовать историческую обстановку создания романа; развить умение анализировать текст, установить межпредметные и внутрипредметные связи.

Методические приемы: лекция учителя; опережающие задания (прочитать роман ; подготовить сообщения); беседа по вопросам.

Оборудование урока: портрет Л. Н. Толстого работы Крамского; издания романа “Анна Каренина”; портрет М. А. Гартунг, дочери Пушкина.

 

Ход урока

I . Слово учителя

Произведения Л. Н. Толстого представляют собой художественное исследование жизни. Его исследования захватывают важнейшие области общественного и частного, быта эпохи. В них писатель высказывает свои философские представления.

В 60-е годы, время реформ и социального кризиса, Толстой написал исторический роман-эпопею “Война и мир”, где его “мысль народная” освещала историю и объясняла современность. Роман “Анна Каренина” написан в 70-е годы, и главной мыслью, охватывающей не только современность, но и будущее страны и народа, была “мысль семейная”. Эти идеи высказаны самим писателем в письме к жене, Софье Андреевне, в пору окончания работы над “Анной Карениной”: «Мне теперь так ясна моя мысль. Чтобы произведение было хорошо, надо любить в нем главную, основную мысль. Так в “Анне Карениной” я люблю мысль семейную, в “Войне и мире” любил мысль народную, вследствие войны 12-го года...». Это высказывание Толстого может служить ключом к пониманию его романа.

Десятилетие, прошедшее со времени крестьянской реформы в России, показали, насколько крепко укоренилось крепостническое сознание в народе. Старый уклад русской жизни уживался с буржуазными преобразованиями, вера в необходимость освобождения от рабства уступила место разочарованиям, неверию, недоверию. Эту коренную черту общественного сознания Толстой уловил и ввел в роман как характерную примету переходного времени.

Роман является как бы художественной формулой эпохи: «У нас теперь, когда все это переворотилось и только укладывается, вопрос о том, как уложатся эти условия, есть только один важный вопрос в России...» Толстой говорит о внутренней сути своего времени, которая заключалась в поисках России своего пути после отмены крепостного права. Такова общая мысль Толстого, которая определяет и замысел романа, и его художественную структуру, и его историческое содержание. Писатель определил этими словами суть исторической эпохи от падения крепостного права до первой русской революции.

— Вспомним, что такое роман, что характерно для этого жанра?

(Роман — эпическое произведение, в котором судьба личности прослеживается в связи с судьбой общества, судьбой эпохи в художественном пространстве и времени.)

У нас есть возможность узнать, как возник замысел этого романа.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 931.