Теория Раскольникова: «твари дрожащие» и «право имеющие»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Федор Михайлович Достоевский — величайший русский писатель, страстный поборник идей гуманизма и справедливости. Максим Горький писал о нем: «Гениальность Достоевского неоспорима, по силе изобразительности его талант равен, может быть, только Шекспиру».

Роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского — это произведение, посвященное истории того, как долго и трудно шла через страдания и ошибки душа к постижению истины

Для Достоевского, человека глубоко религиозного, смысл человеческой жизни заключается в постижении христианских идеалов любви к ближнему.

Если рассмотреть преступление Раскольникова с этой точки зрения, то можно понять, что Достоевский выделяет в нем в первую очередь факт преступления нравственных законов, а не юридических. Родион Раскольников — человек, по христианским понятиям являющийся глубоко грешным. Имеется в виду не грех убийства, а гордыня, нелюбовь к людям, мысль о том, что все — «твари дрожащие», а он, возможно, «право имеющий».

«Право имеющие» используют другие средства для достижения своих целей.

Грех убийства, по Достоевскому, вторичен. Преступление Раскольникова — это игнорирование христианских заповедей. Следовательно, в глазах Достоевского, Раскольников совершает первое главное преступление — перед Богом, второе — убийство — перед людьми.

На страницах романа автор подробно исследует теорию Раскольникова, которая привела его в жизненный тупик.

Теория эта стара как мир. Взаимосвязь между целью и средствами, которые могут быть употреблены для достижения этой цели, исследовались давно. Еще Ницше придумал для себя лозунг: «Цель оправдывает средства». Именно это высказывание и является основным аргументом в теории Раскольникова. Испытывая определенные материальные сложности, он решает убить старуху Алену Ивановну, ограбить и получить средства для достижения своих целей. При этом он постоянно мучается одним вопросом имеет ли он право на преступление юридических законов. Согласно его теории, он имеет право перешагнуть через иные препятствия, чем те, которые требуют исполнения его идеи («спасительной, может быть, для человечества»).

Итак, «обыкновенный» или «необыкновенный» человек Раскольников?

Этот вопрос его волнует более старухиных денег.

Естественно, что Достоевский не согласен с философией Раскольникова. Автор заставляет и его самого в ней разубедиться. Можно сказать, что сюжет романа имеет зеркальный характер: сначала преступление христианских заповедей, потом убийство, затем истинное раскаяние, очищение, воскрешение для новой жизни.

В итоге Раскольников смог постичь ошибочность собственной теории и возродиться к новой жизни, так же как и сам Достоевский обрел истину через страдание. Необходимость страдания на пути постижения смысла жизни, обретения счастья — это и есть философия Достоевского. Достоевский, веря в искупительную, очищающую силу страдания, раз за разом, в каждом произведении вместе со своими героями переживает его. Проводником философии Достоевского в романе «Преступление и наказание» является Соня Мармеладова, вся жизнь которой — самопожертвование. Силой любви и способностью терпеть любые муки она возвышает Раскольникова до себя, помогает ему воскреснуть.

Философские вопросы, над решением которых мучился Родион Раскольников, занимали умы многих людей. Ницше создал теорию «суперчеловека», которому все позволено. Мне кажется, что именно она послужила основой для создания фашистской идеологии, которая принесла неисчислимые бедствия всему человечеству.

Поэтому гуманистическая позиция Достоевского, хотя и скованная рамками религиозных воззрений автора, имеет огромное значение.

Достоевский показал внутренний духовный конфликт: рационалистическое отношение к жизни («теория о сверхчеловеке») вступает в противоречие с нравственным чувством, с духовным «Я». Для того чтобы остаться человеком среди людей, необходимо, чтобы победило духовное «я» человека.

Рецензия. В сочинении «Теория Раскольникова: «твари дрожащие» и «право имеющие» ученик ставит философский вопрос: обыкновенный или необыкновенный человек Родион Раскольников.

Путем умозаключений приходит к выводу, что теория сверхчеловека находится в страшном противоречии с нравственным чувством, с духовным «я».

Сочинение написано логично, хорошим литературным языком; в нем выражена личностная позиция автора.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 492.